Контрольная работа по "Уголовно-исполнительное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Изучив рекомендованные правовые и нормативные акты и литературу, объясните, в чем, на Ваш взгляд, состоит различие понятий уголовно-исполнительное и исправительно-трудовое право. Ответ обоснуйте.
2. Проведите сравнительный анализ общего правового статуса граждан и специального правового статуса осужденных. Какой из них имеет определяющее значение для понимания правового положения лиц, отбывающих наказания?

Работа содержит 1 файл

уголовно-исполнительное право Экзамен .doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     Административно – правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права.

     Многие  права и обязанности человека и гражданина в административно  – правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей. И находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно – правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но, соответствуя духу Конституции РФ7, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

     Гражданин как субъект административного  права- это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

     Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно – правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

     Во  – первых, он носит сложный комплексный  характер и « пропитан» нормами  конституционного, гражданского, финансового  и других отраслей права. Во – вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (обжалование постановления  постановление по делу об административном правонарушении - ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) – ( КоАП РФ).8  В – третьих, правовой статус гражданина включает права и обязанности, общие для всех граждан, например обязанность соблюдать правила пожарной безопасности, права и обязанности, принадлежащие только какой – либо категории граждан, например водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам, а так же права и обязанности конкретных индивидов, например лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем (статьи  2.6, 12.10, 12.11, 12.12, 12.13, 12.14, 12.15, 12.18 КоАП РФ).

     Административно – правовые отношения личности с  другими субъектами административного  права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей. В этой связи содержание административно – правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

     В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые устанавливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены

     на  защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав других граждан; охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры; предотвращение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение  всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права.

     Административно – правовой статус личности определяется, прежде всего, объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.9 Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно – правового характера.

     Основные  права и свободы человека принадлежат  ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может  приобрести и позже. В то же время  некоторые права прекращаются еще  до его смерти.

     Административная  правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно – правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития

     личности, наличия у нее необходимых  знаний, жизненного и профессионального  опыта, способности лица отдавать отчет  о последствиях своих действий и  др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут  быть ограничены до достижения им определенного возраста.

     Конституция РФ допускает ограничение прав граждан  в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

     Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т. д. обладают все  лица; закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения  этих прав. Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

     Административная  правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно – правовых отношениях.

     Административная  дееспособность – это способность  лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно – правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

     В соответствии с Конституцией РФ гражданин  может самостоятельно реализовывать  в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет (ст. 60), но отдельные права в административно – правовой сфере- и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование. С 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.

     Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные  как общими нормами, касающимися  прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно – правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно – правовые отношения.

     На  основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая при этом в конкретные административные правоотношения.

     Административно – правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным Законом  от 31 мая 2002 года № 62 – ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами.

     Как уже отмечалось в предыдущем вопросе, административно – правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности.

      Статья 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

      Статья 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

      Ч. 1 ст. 59 Конституции РФ: «Защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина РФ».

      Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме права и свободы личности является гражданство.          

 Лица, попадающие в сферу регулирования  отношений, возникающих при исполнении  наказания, имеют определенное  правовое положение (статус). Соответственно можно говорить о правовом положении осужденного, правовом положении персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, правовом положении ближних родственников осужденного и т.д. В их числе особого внимания заслуживает правовое положение осужденных, социально-правовое значение которого выражается в следующем. Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно статье 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью.  Это обуславливает наличие особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового положения осужденных означает одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, иначе говоря - гарантию обеспечения законности в деятельности персонала при исполнении уголовных наказаний.            Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь - исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц.         

  Правовое положение  лиц, отбывающих  наказания, в самом  общем виде можно  определить как  основанное на  общем статусе  граждан России  и устанавливаемое  с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в научном толковании, позволяющем раскрыть специфику правового положения осужденных. Общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Это общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовом положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В статье 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Исходя из этого, в Законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно статье 23 этого закона отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного. Сохранение гражданства Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их появления неизбежно связана с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемого положения находится в требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения) - теми правами и законными интересами, которые сохранились у осужденных в остаточном объеме.           Во-вторых, сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспитательную функцию наказания.      В-третьих, сохранение гражданства означает то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации.               Так, осужденные к лишению свободы пользуется без каких-либо существенных ограничений правами в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений.  Осужденные - субъекты как общих, гражданских, так и специальных, присущих только условиям отбывания наказания, отношений. В результате этого появляются специальные права, законные интересы и обязанности осужденных. Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного наказания - своеобразного средства самозащиты общества против нарушений условий его существования. Наказание, как разновидность государственного принуждения применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применение к некоторым из осужденных исправительного воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства и места пребывания.   В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация представляет собой детализацию прав, свобод, обязанностей граждан в условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания. Примером могут быть права и обязанности осужденных к лишению свободы, возникающие в связи с получением общего и профессионального образования.   Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания того или иного вида.   По своему содержанию правовой статус осужденных - это совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания. Содержание правового статуса складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.  С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида. Права, законные интересы и обязанности осужденных - это самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания. Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ним и обществом, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей. Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управа моченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. В статье 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина.  Основываясь на указанном принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля. Исходя из изложенного, субъективное право осужденного можно определить как  закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений. В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание, необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания. 
 
 
 
 

ЗАДАЧА 3.  Студенты А. и В. в состоянии сильного опьянения учинили дебош в студенческом кафе, выбили окна, двери и избили официантку, нанеся ей тяжкие телесные повреждения. Оба были осуждены по ч. 2 ст. 111 и ч. 1 ст. 213 УК РФ к пяти годам лишения свободы каждый.

В каком  исправительном учреждении должен отбывать наказание каждый из них, если известно, что гражданин А. ранее отбывал наказание в виде лишения свободы по ст. 158 УК РФ, а гражданину В. еще не исполнилось 18 лет? Рассмотрите различные варианты. Дайте характеристику данным подразделениям.

      Для ответа на указанный вопрос, необходимо обратиться к статьям, прежде всего, УК РФ и УИК РФ.

      Студенты  были осуждены, по условию задачи, по ст. 111 (ч.2) и 213 (ч.1).  Рассмотрим в отдельности каждое преступление, затем в совокупности. На основании тяжести преступления, возраста субъектов преступления – определим подразделение содержания данных осужденных.   Итак, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111) – наиболее опасное преступление против здоровья человека. Согласно ст. 15 УК, оно относится к категории тяжких преступлений, а при наличии особо квалифицирующих признаков (ч. 3 и 4 ст. 111) – к категории особо тяжких. Таким образом, преступление является тяжким. Причинение вреда здоровью в уголовно-правовом аспекте имеет, два значения: во-первых, как обобщающее понятие данной группы преступлений, во-вторых, в качестве последствия этих преступлений. Очевидно, как предписание закона следует принять первое значение, имея в виду, что телесные повреждения являются неотъемлемой составной частью этих преступлений, а в некоторых случаях являются синонимом причинения вреда здоровью. 

      Статья 111 предусматривает ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (основной состав) (ч. 1), при отягчающих обстоятельствах (квалифицированный состав) (ч. 2) и при особо отягчающих обстоятельствах (особо квалифицированный состав) (ч. 3 и 4).  Степень общественной опасности этих однородных преступлений зависит от тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего, от способа и мотива совершенного преступления, от наступления особо тяжких последствий и рецидива. Понятие тяжкого вреда здоровью характеризуется множеством признаков, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Хулиганское насилие по ч. 1 ст. 213 УК относится  к первой категории преступлений - небольшой тяжести. Причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью - ко второй и третьей категориям. Поэтому квалификация такого насилия осуществляется по совокупности.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовно-исполнительное право"