Надзор прокурора за оперативно-розыскной деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе¬ративно-розыскную деятельность — сравнительно новое направление деятельности прокуратуры.
Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоя¬тельной отрасли надзора обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничивают¬ся) основные права и свободы личности, определенные Конститу¬цией РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основа¬ниям, установленным законом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………….................5
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………………….....9
Заключение…………………………………………………………….…………13
Библиографический список…………………………………………………..…14

Работа содержит 1 файл

Надзор прокурора за оперативно-розыскной деятельностью.doc

— 76.00 Кб (Скачать)


11

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Московский институт экономики, менеджмента и права

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надзор прокурора за оперативно-розыскной деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель Батюкова В.Е.

Студент Маларева Е.Г.

гр. ЮЗВД 72-0/10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2012
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.      Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………….................5

2.      Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………………….....9

Заключение…………………………………………………………….…………13

Библиографический список…………………………………………………..…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность — сравнительно новое направление деятельности прокуратуры.

Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоя­тельной отрасли надзора обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничивают­ся) основные права и свободы личности, определенные Конститу­цией РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основа­ниям, установленным законом.

Обязанность прокурора в этой сфере - осуществлять надзор за со­блюдением положений закона, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а в случае выявления нарушений — при­нимать меры в пределах своей компетенции по устранению нару­шений, восстановлению нарушенных прав и свобод.

Таким образом, цель данной работы проанализировать прокурорский надзор за производством оперативно-розыскной деятельности.

Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности;

- изучить полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности;

- исследовать организацию работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.

Изучение данной темы основано на использование частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, метод анализа, статистический, конкретно-социологический и другие.

Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области прокурорского надзора: Н.В. Григорьевой, Ю.Е. Винокурова, В.И. Баскова и других.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

 

В предмет прокурорского надзора включен порядок вы­полнения оперативно-розыскных мероприятий.

К порядку осуществления оперативно-розыскных меро­приятий, подлежащих проверке в ходе прокурорского над­зора, относятся: исполнение законодательства о субъектах осуществле­ния оперативно-розыскной деятельности; исполнение законодательства о видах оперативно-ро­зыскных мероприятий; исполнение законодательства об основаниях для прове­дения оперативно-розыскных мероприятий; исполнение законодательства об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий; исполнение законодательства о порядке документиро­вания оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскное мероприятие может соответство­вать требованиям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должностным лицом оперативного под­разделения государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведению в установленном законом порядке уполномоченным государ­ственным органом (ст.  1,  13,  17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[1], далее – «Закона»). При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания их проведения (ст. 7 За­кона) и условия проведения (ст. 8 Закона). В процессе оперативно-розыскных мероприятий осуще­ствляется документирование, которое предусмотрено ст. 10 Закона. Эта норма закона регламентирует лишь об­щий порядок документирования. Более детальный порядок документирования определяется нормативными актами ор­ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность.

В предмет прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности входит также законность решений, принимае­мых органами, которые эту деятельность осуществляют.

В теории оперативно-розыскной деятельности основные виды решений различают в зависимости от: субъектов, их принимающих; формы и уровня принятия; области распространения; истинности; по­следствий. С точки зрения прокурорского надзора интерес­ны решения, которые принимаются должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность (оперативными сотрудниками и руководителями этих органов). По форме принятия следует вести речь только о документально оформленном решении. В зависимости от последствий нас будут интересовать решения, влекущие юридически значимые последствия. Что же касается уровня принятия решений, области их распространенности, зависи­мости от истинности, то они могут интересовать прокурора с позиции оценки соответствия их требованиям закона.

Следовательно, исходим из того, что в предмет прокурорского надзора входят документально оформленные решения должностных лиц органов, осуществляющих опе­ративно-розыскную деятельность, влекущие юридически значимые последствия.[2] К документально оформленным решениям должност­ных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, относятся приказ и постановление.

Законодатель предусматривает ограничение при осуще­ствлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью от­дельной категории оперативных сотрудников и лиц. Сведе­ния о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуще­ствляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфи­денциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона).

Организация оперативно-розыскных мероприятий, как разновидность управленческого труда, не входит в предмет прокурорского надзора. Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в оперативно-розыск­ной деятельности приемов и методов, если они не приводят к нарушениям определенных требований, установленных законом.

Закон предусматривает, что органы, осуществля­ющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы (ч. 1 ст. 10). Они представляют определенный объем сведений о лицах; фактах и событиях; предметах и вещах, систематизируемых в автоматизирован­ных информационно-справочных, информационно-поиско­вых системах, картотеках, фото-, кино-, видеотеках, коллек­циях и следотеках. Организация информационных систем, порядок их ведения и использования определяются ведом­ственными нормативными актами органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, и не должны вхо­дить в предмет прокурорского надзора. Также не должен входить в предмет прокурорского надзора порядок примене­ния технических средств в оперативно-розыскной деятельно­сти. Тем не менее, прокурор должен убедиться, что использование тех­нических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий не причиняет вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Это требование вытекает из Закона (ч. 2 ст. 6).

Обеспечение верховенства закона при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в оператив­но-розыскной деятельности предполагает обеспечение об­щепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ, касающихся сферы такой деятельности; положений Конституции РФ, гарантирующих права и свободы человека и гражданина; Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных и иных законов.

С учетом определенных в Законе о прокуратуре целей уполномоченные прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельнос­ти должны: анализировать все законы, регламентирую­щие оперативно-розыскную деятельность и прокурорский надзор в этой сфере, для выявления пробелов и иных дефек­тов правового регулирования; своевременно проверять издаваемые органами, осуществляющими оперативно-ро­зыскную деятельность, нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации; наблюдать за тем, чтобы органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, прини­мались все предусмотренные законом меры по решению предусмотренных законом задач в оперативно-розыскной деятельности; следить, чтобы решения должностных лиц оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, соответствовали тре­бованиям закона; следить, чтобы оперативно-розыскные мероприятия проводились уполномоченными лицами при наличии оснований в соответствии с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности и с соблюдением необ­ходимых условий и порядка; проверять, чтобы не были ущемлены права и законные интересы лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность.

В указанных случаях прокурор обязан предупредить на­рушения требований закона, принять меры к пресечению таких нарушений, а при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятель­ность, прав и законных интересов соответствующих лиц, принять также меры по восстановлению этих прав и закон­ных интересов, возмещению причиненного вреда.

 

2. Полномочия прокурора по надзору за

исполнением законов в оперативно-розыскной

деятельности

 

К числу первых общих полномочий относится право прокурора при предъявлении служебного удостове­рения беспрепятственно входить на территории и в поме­щения тех органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор. Однако при этом следу­ет учитывать сущность понятий «территория» и «помеще­ние», используемых в такой специфической сфере, какой является оперативно-розыскная деятельность. Законом предоставлено право органам, осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность, использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по дого­вору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воин­ских частей, а также жилые и нежилые помещения, транс­портные средства и иное имущество частных лиц (п. 4 ч. 1 ст. 5); создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подраз­деления, необходимые для решения предусмотренных За­коном задач (п. 5 ч. 1 ст. 15).

Возникает вопрос: может ли прокурор беспрепятственно входить в такие поме­щения? Представляется, что вряд ли, если речь не идет о преступлении, непосредственно совершенном в нем. В указанных помещениях может располагаться специальная техника, с которой могут работать штатные негласные со­трудники органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, либо лица, оказывающие содействие этим органам на конфиденциальной основе. Поэтому это полномочие может быть реализовано с учетом предмета и пределов надзора в указанной сфере.[3]

К оперативно-служебным документам, которые должны представляться по требованию уполномоченных прокуро­ров, Закон (ч. 2 ст. 21) относит: дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных ме­роприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентиру­ющие порядок проведения оперативно-розыскных меропри­ятий. Кроме того, при наличии письменного согласия лиц, внедренных в организованные преступные группы, проку­рору должны быть предоставлены сведения о штатных не­гласных сотрудниках органов, осуществляющих оператив­но-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе. В ситуации, когда имеются основания для привлечения ука­занных лиц к уголовной ответственности, сведения о них должны быть предоставлены прокурору независимо от со­гласия этих лиц (ч. 3 ст. 21 Закона).

Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-ро­зыскную деятельность, выделения специалистов для выясне­ния возникших вопросов. Такая ситуация может возникнуть, например, когда проводится проверка правомерности исполь­зования специальных средств, повлекшего нанесение ущерба здоровью людей.

Прокурор также наделен правом требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность, проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыск­ных органов. Должностные лица органов, осуще­ствляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны приступить к выполнению такого требования незамедли­тельно (ч. 4 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»)[4].

Прокурор вправе рассматривать и проверять заявле­ния, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-ро­зыскной деятельности. Это полномочие вытекает не только из Федерального закона «О прокуратуре РФ», но и из Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», который в ч. 9 ст. 5 обязывает прокурора, наряду с вышестоящим орга­ном либо судьей, при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятель­ность, прав и законных интересов физических и юридичес­ких лиц принять меры по восстановлению этих прав и за­конных интересов, возмещению причиненного вреда.[5]

Информация о работе Надзор прокурора за оперативно-розыскной деятельностью