Научно-педагогическая практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:25, отчет по практике

Описание работы

В рамках прохождения научно-педагогической практики я присутствовала на лекционных и семинарских занятиях по спецкурсам уголовно-правовой специализации: «Преступления против собственности по уголовному законодательству РФ», «Социология уголовного права».
Мною было подготовлено и проведено семинарское занятие со студентами 4 курса дневного отделения (группа 080904) на тему: «Уголовная ответственность за мошенничество по действующему законодательству РФ».

Работа содержит 1 файл

Отчет студента о науч-пед практике.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

  Федеральное  государственное автономное образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                       (НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА

И ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

 

о прохождении  научно-педагогической практики

 

 

 

 

Выполнила:

магистрантка 3 курса

заочной формы обучения

юридического факультета

Чернявская Дарья Игоревна

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2012

Я, Чернявская Дарья Игоревна, магистрантка третьего курса заочного обучения юридического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, с 10 сентября по 28 октября 2012 года проходила научно-педагогическую практику на кафедре уголовного права и процесса юридического факультета НИУ «БелГУ».

В рамках прохождения  научно-педагогической практики я присутствовала на лекционных и семинарских занятиях по спецкурсам уголовно-правовой специализации: «Преступления против собственности по уголовному законодательству РФ», «Социология уголовного права».

 Мною было подготовлено и проведено семинарское занятие со студентами 4 курса дневного отделения (группа 080904) на тему: «Уголовная ответственность за мошенничество по действующему законодательству РФ». В рамках данного семинарского занятия особое вниманию мною было уделено законопроекту, внесенному в Госдуму Верховным судом России, в котором предлагается добавить в Уголовный кодекс РФ шесть новых статей, детально прописывающих преступные способы обмана. В частности, в каждой новой статье мошенничество «предстает в новом свете», уже не какой-то обман в общем виде, а конкретный способ обмана. Например: мошенничество в сфере страхования, мошенничество с платежными картами.

Также я принимала участие в подготовке методических рекомендаций по дисциплине уголовно-правовой специализации «Преступления против собственности по уголовному законодательству РФ». Кроме того я присутствовала и совместно с преподавателем кафедры уголовного права и процесса Ольгой Сергеевной Демко оценивала ответы студентов на тестовые задания в рамках коллоквиума по разделу изучаемого спецкурса «Формы хищения».

За время похождения практики я активно содействовала обеспечению развития культурного, правового и политического развития студентов, проводила работу в области их правового воспитания и образования. В частности, активно способствовала формированию гражданского правосознания студентов (работа проводилась в рамках кураторского часа «Выборы губернатора Белгородской области»).

В целом, все поручения руководителя научно-педагогической практики выполняла ответственно и добросовестно, зарекомендовала себя с положительной стороны. 

 

 

 

 

29.10.2012                  Харченко А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Тема: «Уголовная ответственность за мошенничество  по действующему законодательству РФ»

 

Вопросы по теме:

  1. Особенности объективных признаков основного состава мошенничества.
  2. Характеристика субъективных признаков мошенничества.
  3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки мошенничества.
  4. Отграничение мошенничества от кражи.
  5. Отличие мошенничества от присвоения или растраты.
  6. Отличие мошенничества от причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
  7. Отграничение мошенничества от иных преступлений.

 

1. Законодатель определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). Данное определение мошенничества, во-первых, позволяет выделить две разновидности преступного посягательства – хищение чужого имущества и приобретение права на чужое имущество. Во-вторых, оно содержит указание на конкретные способы его совершения, обособливающее его от других видов преступных деяний, а именно обман или злоупотребление доверием.

В качестве непосредственного  объекта при совершении мошенничества  может выступать любые отношения  собственности, пострадавшие в результате содеянного.

Предметом мошенничества может быть не только чужое имущество, как при других формах хищения, но и право на имущество, что отражает специфику данной формы хищения.

Альтернативные деяния определены в законе как: 1) хищение  чужого имущества; 2) приобретение права  на чужое имущество.

Правом на имущество следует признать любое право на вещь (как вещное, так и обязательственное), в том числе и право на получение вещи (например, безналичные деньги).  Понятие приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием в законе не дано. Под преступным приобретением права на чужое имущество понимается совершенное с корыстной целью противоправное, безвозмездное обращение такого права в пользу виновного или других лиц, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием и причинившее ущерб собственнику или владельцу этого права.

Обман и злоупотребление  доверием представляют собой способы  совершения мошенничества. Именно способом действия мошенничество отличается от других форм хищения. Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги либо при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.п.), направленных на введение собственника, владельца имущества или иного лица в заблуждение. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям и т.д.

Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается  в использовании с корыстной целью доверительных отношений  собственником, владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим. Злоупотребление доверием также имеет место в случаях принятия на себя лицом обязательств при заведомом отсутствии у него намерения их выполнить с целью безвозмездного обращения в свою пользу или в пользу третьих лиц чужого имущества или приобретения права на него (например, получение физическим лицом кредита, аванса за выполнение работ, услуг, предоплаты за поставку товара, если оно не намеревалось возвращать долг или иным образом исполнять свои обязательства).

Мошенничество признается оконченным с момента, когда указанное  имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств этого имущества) пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.

Если мошенничество  совершено в форме приобретения права на чужое имущество, преступление считается оконченным с момента возникновения у виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным (в частности, с момента регистрации права собственности на недвижимость или иных прав на имущество, подлежащих такой регистрации в соответствии с законом; со времени заключения договора; с момента совершения передаточной надписи (индоссамента) на векселе; со дня вступления в силу судебного решения, которым за лицом признается право на имущество, или со дня принятия иного правоустанавливающего решения уполномоченными органами власти или лицом, введенными в заблуждение относительно наличия у виновного или иных лиц законных оснований для владения, пользования или распоряжения имуществом).

2. С субъективной стороны мошенничество характеризуется наличием у виновного прямого умысла, направленного на завладение чужим имуществом или на приобретение права на чужое имущество. Прямой умысел свойственен вообще всем формам хищения. Волевой элемент умысла при мошенничестве состоит в том, что виновный желает путем обмана или злоупотребления доверием завладеть имуществом или приобрести путем доверия право на чужое имущество.

Для мошенничества наиболее типичен обдуманный умысел. Мошенник обычно тщательно обдумывает наиболее существенные моменты преступления. Об этом свидетельствует сам характер обманных действий и большой удельный вес предварительной преступной деятельности (подготовка подложных документов, искусственное создание обстановки доверия). Существуют случаи мошенничества и с внезапным умыслом, когда преступные намерения приводятся в исполнение сразу же после их возникновения. Внезапный умысел характерен обычно для пассивного обмана: субъект неожиданно для себя обнаруживает заблуждение потерпевшего и тут же решает им воспользоваться. Данный вид умысла более характерен мошенничеству, совершающемуся путем злоупотребления доверием.

Как разъясняется в постановлении  Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2007 г. № 51 «… в случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него».

Обязательным признаком  мошенничества как формы хищения  является наличие у лица корыстной цели, то есть стремления изъять и (или) обратить чужое имущество в свою пользу либо распорядиться указанным имуществом как своим собственным, в том числе, путем передачи его в обладание других лиц.

Субъектом мошенничества  может быть любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Однако, субъектом квалифицированного мошенничества, совершаемого с использованием служебного положения, является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Мошенничество может быть также совершено должностным лицом, то есть лицом, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющим функции представителя власти, либо выполняющим организационно-распределительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Главное, чтобы они при совершении мошенничества использовали свои служебные обязанности, полномочия относительно изымаемого имущества. При этом речь идет не о тех полномочиях, которые имеются у материально ответственных лиц.

3. Квалифицирующим признаком по ч. 2 ст. 159 УК РФ является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Такое хищение, при всех прочих равных условиях, всегда является более опасным, чем совершенное одним лицом, поскольку при этом объединяются не только физические силы, но и происходит и интеллектуальное, качественное объединение соучастников, совместно направляющих усилия на достижение единого результата, что позволяет избежать целого ряда препятствий, возникающих на пути к достижению преступной цели, либо совместными усилиями нейтрализовать их действие. Следует отметить, что при рассмотрении дел об указанных преступлениях, совершенных двумя и более лицами, суду надлежит выяснить, какие конкретно действия, непосредственно направленные на исполнение объективной стороны этих преступлений, выполнял каждый из соучастников. Кроме того, суду надлежит исследовать в судебном заседании и указать в приговоре доказательства, подтверждающие вину каждого из исполнителей и иных соучастников (организаторов, пособников, подстрекателей).

Действия всех лиц, участвующих в совершении преступления, должны содержать в себе признаки как объективной, так и субъективной стороны состава мошенничества. В связи с этим не образуют рассматриваемого признака действия организатора, подстрекателя, пособника. В таких случаях ответственность наступает по ст. 33 и ст. 159 УК РФ.

Содействие совершению преступления лицом, непосредственно не участвовавшим в хищении, надлежит квалифицировать как соучастие мошенничеству со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

Мошенничество, совершенное  с причинением значительного  ущерба гражданину, может быть квалифицировано как оконченное преступление только в случае реального причинения значительного имущественного ущерба, который в соответствии с примечанием 2 к статье 158 УК РФ не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.

При решении вопроса  о наличии в действиях лица квалифицирующего признака причинения гражданину значительного ущерба судам наряду со стоимостью похищенного имущества надлежит учитывать имущественное положение потерпевшего, в частности, наличие у него источника доходов, их размер и периодичность поступления, наличие у потерпевшего иждивенцев, совокупный доход членов семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство. Мнение потерпевшего о значительности или незначительности ущерба, причиненного ему в результате преступления, должно оцениваться судом лишь в совокупности с материалами дела, подтверждающими стоимость похищенного имущества и имущественное положение потерпевшего.

Определенной спецификой отличается мошенничество, совершенное  лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Его субъектом может быть как лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК РФ), должностное лицо (примечания к ст. 285 УК РФ), так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое вопреки интересам службы использует вытекающие из его служебных полномочий возможности для незаконного завладения чужим имуществом или приобретения права на него. Вместе с тем, действия должностного лица, если они выразились в получении незаконного вознаграждения за совершение по службе определенных действий в интересах дающего, должны квалифицироваться как получение взятки (ст. 290 УК РФ) независимо от ответственности за мошенничество, а аналогичные действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, - как коммерческий подкуп по ч. 3 или ч. 4 ст. 204 УК РФ.

Информация о работе Научно-педагогическая практика