Очная ставка обвиняемого и потерпевшего

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:06, задача

Описание работы

Назначение и роль следователя, содержание и формы его деятельности могут быть раскрыты во всей их полноте, подвергнуты анализу и правильно поняты лишь при условии проникновения во внутреннюю структуру этой деятельности, изучения всех её составных частей в отдельности и в органической взаимосвязи между собой. Такой подход представляется вполне возможным и реальным, если использовать в качестве научного инструмента категорию процессуальных функций как определённых направлений, особым образом отграниченных сторон уголовно-процессуальной деятельности, различающихся по своим ближайшим целям и формам осуществления.

Работа содержит 1 файл

контрольная по угол. процессу Серёга.docx

— 63.17 Кб (Скачать)

Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные  меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК России).

С этой целью следователь  вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные законом следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих по делу установить фактические данные; требовать производства ревизий и документальных проверок (ст. 86 УПК России); на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком (ст. ст. 42, 44, 54 УПК России); задерживать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК России); привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК России); применять к ним меры пресечения (ст. 97 УПК России); приостановить производство по делу (ст. 208 УПК России); направить дело через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК России).

Следователь вправе прекратить уголовное преследование своим  постановлением при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК России.

Следователь обязан устанавливать  все обстоятельства, входящие в предмет  доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно. В основном дела направляются для производства дополнительного расследования из-за неполноты предварительного следствия, которая в большинстве случаев в необходимости производства различного рода экспертиз, установления и допроса дополнительных свидетелей, приобщения ряда документов.

Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Если свои обязанности  следователь не выполнил, суд укажет об этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований, поставит перед вышестоящим органом  вопрос об ответственности следователя. Почти ка-ждое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной практике рассмотрения той или иной категории уголовных дел

  Ларин А.М, Преступность и раскрываемость  преступлений// 
Гос. и право. 2000г. № 4. -С.83-89.

Рубочкина В.В. Процессуальное положение следователя // Вестник МГУ сер. 11. Право. 2001 г, № 4. - С.88-94.

включает в себя требование выявления причин и условий (обстоятельств) совершения преступлений, которые входят в предмет доказывания, и подлежат обязательному установлению в ходе предварительного расследования.

По мнению А.М. Ларина, деятельность следователя по предупреждению и пресечению преступлений имеет свои специфические предпосылки, задачи и методы. Информационной базой этой работы служат устанавливаемые в ходе расследования сведения о конкретном подготавливаемом или продолжаемом преступлении, его причинах и условиях. Это определяет границы предупредительной работы следователя. См.: Ларин А.М., Мельникова З.В., Савицкий В.М. Уголовный процесс; лекции-очерки

Однако думается, что на практике следователь не занимается профилактической работой. Это не его функция, следователь не обязан предупреждать и воспитывать.

Согласно закону следователь  обязан разъяснить участвующим в  деле лицам их права и обязанности, и обеспечить возможность осуществления  ими своих прав (ст. 11 УПК России).

Следователь обязан обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 16 УПК России). На следователя уголовно-процессуальным законом возложена обязанность обеспечить защитника на предварительном следствии, в случаях, предусмотренных ч.З ст. 16 УПК России.

Следователь обязан принять  меры к охране прав и законных интересов  лиц, потерпевших от преступления. Так, существенным ущемлением прав потерпевшего является, по моему мнению, невнесение его в список лиц, подлежащих вызову в суд.

Следователь обязан рассматривать ходатайства, заявляемые участниками процесса (ст. 159, 219 УПК России).

Из анализа действующего уголовно-процессуального закона и  УПК России можно сделать вывод  о том, что следователь обладает широким спектром полномочий при  производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. Поэтому, на наш взгляд, необходимо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более полную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности.

(42)

Понятие и значение международного сотрудничества в сфере  уголовного судопроизводства.

Оказание государствами  друг другу правовой помощи по уголовным  делам занимает важное место в  международном сотрудничестве в  области борьбы с преступностью.

Необходимость в международной правовой помощи возникает в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы по уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о его выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, а также о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможны успешное расследование, отправление правосудия по уголовному делу и исполнение решений суда.

Таким образом, оказание международной  правовой помощи по уголовным делам  есть выполнение на основании международных  договоров и национальных нормативных  правовых актов одним государством в интересах другого государства  запросов о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения  его к уголовной ответственности  по конкретному уголовному делу, расследуемому  или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права  деятельность по защите интересов личности, общества, государства и мирового сообщества от международных, транснациональных  и имеющих транснациональный  характер преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок. Она осуществляется путем принятия согласованных между странами мер  по:

  1. Уголовное право России. Общая часть. 4-ое изд. / Под ред. А.И. Рарога. М.: ЭКСМО, 2010.
  2. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юрист 2009.

1) установлению наказуемости  в уголовном порядке определенных  общественно-опасных деяний (криминализации) и унификации на этой основе  уголовного законодательства;

2) пресечению готовящихся  или совершенных преступлений, в  том числе и путем проведения  в необходимых случаях оперативно-розыскных  действий;

3) оказанию помощи в  расследовании уголовных дел  и осуществлении уголовного преследования;

4) организации деятельности  международных судебных органов,  связанной с расследованием международных  преступлений, осуществлением уголовного  преследования и наказанием лиц,  виновных в их совершении; обеспечению  исполнения уголовных наказаний;

5) постпенитенциарному воздействию;

6) оказанию профессионально-технической  помощи и предупреждению преступлений.

Международное сотрудничество в сфере уголовного процесса (судопроизводства) - это осуществляемая органом дознания, следователем, прокурором и судом  в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство, согласованная с компетентными  органами и должностными лицами иностранных  государств, а также международными организациями деятельность по получению  и оказанию помощи в досудебном производстве и судебном разбирательстве, а также  в принятии других мер, необходимых  для правильного разрешения уголовных  дел.

Просьба о помощи направляется государству в виде запроса (поручения), оформленного в соответствии с требованиями международных договоров и ст.453, 454 УПК. Государство, направившее поручение  или запрос об оказании правовой помощи другому государству, называется запрашивающим, а государство, получившее и исполняющее  его, - запрашиваемым.

Оказание правовой помощи по уголовным делам затрагивает  интересы того государства, которое  обратилось за помощью.

Основной задачей данного  правового института является объединение  усилий государств в борьбе с преступностью, оказание друг другу содействия в  раскрытии и расследовании преступлений, изобличении лиц, их совершивших, и  вынесении в отношении них  справедливого приговора, исполнении решений суда, а также возмещении ущерба потерпевшим независимо от территориальных  границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств.

Особенность института  правовой помощи по уголовным делам  заключается в том, что он имеет  смешанную отраслевую принадлежность, т.е. регулируется как уголовно-процессуальным и уголовным, так и международным  правом.

Оказание правовой помощи по уголовным делам возможно только в отношении преступлений, наказание  за которые на момент просьбы о  помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.

Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими  органами расследования, прокуратуры  и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени  зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее  с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых  Государств (СНГ). Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и  Россия, осуществляется на основании  конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами и норм раздела XVIII УПК.

Если государство является членом Содружества Независимых  Государств, то правовая помощь оказывается  в соответствии с Конвенцией о  правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г., двусторонними международными договорами России с государствами - членами СНГ и нормами раздела XVIII УПК. Россинский С.Б. Уголовный процесс. М., 2007 - стр. 129

В правовой помощи по уголовным  делам может быть отказано:

1) для государств - членов  Совета Европы - если просьба касается  преступления, которое запрашиваемое  государство считает политическим  преступлением или преступлением,  связанным с политическим преступлением,  или выполнение просьбы может  нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим  существенно важным его интересам,  а в отношении России, кроме  того, если лицо, которое в запрашивающем  государстве подозревается или  обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи; если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) для стран - участниц  СНГ - если оказание такой помощи  может нанести ущерб суверенитету  или безопасности либо противоречит  законодательству запрашиваемого  государства.

О причинах отказа в предоставлении взаимной помощи обязательно должно быть сообщено запрашивающему государству.

Взаимодействие с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства осуществляется на основе двухсторонних международных договоров, международных соглашений или на основе принципа взаимности, в соответствии с которым Верховный Суд РФ, а также правоохранительные министерства и ведомства письменно подтверждают обязательство оказать правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий или выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.

Необходимо сделать  вывод, что предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального, уголовного и конституционного законодательства Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, определяющие правовую регламентацию и порядок осуществления  международного сотрудничества в сфере  уголовного судопроизводства; проблемные вопросы правоприменительной практики, возникающие в ходе реализации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в стадии предварительного расследования.

Информация о работе Очная ставка обвиняемого и потерпевшего