Основы оперативно разыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них Федеральным Законом об ОРД, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Дела оперативного учета – совокупность документов, относящихся к одному вопросу и помещенных в отдельную обложку, накапливаемых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими данную деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Дела оперативного учета………………………………………………………3
2. Основаниями для заведения дела оперативного учета..…………………….4
2.1 Цели заведения дела оперативного учета…………………………………..5
3. Прекращение дела оперативного учета………………………………………6
4. Информация собираемая по делу оперативного учета………..……………7
5. Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Основы оперативно разыскной деятельности.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Дела оперативного учета………………………………………………………3

2. Основаниями для заведения дела оперативного учета..…………………….4

2.1 Цели заведения дела  оперативного учета…………………………………..5

3. Прекращение дела оперативного учета………………………………………6

4. Информация  собираемая по делу оперативного учета………..……………7

5. Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них Федеральным Законом об ОРД, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета – совокупность документов, относящихся к одному вопросу и помещенных в отдельную обложку, накапливаемых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими данную деятельность.

Дела оперативного учета  заводятся при наличии оснований  для их проведения и для решения  задач, возложенных на них Законом  об оперативно-розыскной деятельности. Конкретный порядок ведения дел  оперативного учета и их перечень определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность (приказами соответствующих  федеральных органов исполнительной власти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

1.Дела оперативного учета.

Дело оперативного учета – это форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации, сыскных доказательств), проверки и оценки итогов оперативно розыскных мероприятий (ОРМ), а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами оперативно розыскного  органа (ОРО).

Заведение дела оперативно учета (ДОУ) является реализованным  решением руководителя оперативно-розыскного подразделения начать производство того или иного ДОУ.

Заведение дела оперативного учета свидетельствует о начале оперативно-розыскного процесса, о  переходе рассмотрения оперативной  информации из одной стадии процесса в другую. Так, заведение ДОУ означает начало оперативно-розыскного процесса и его первой стадии – оперативной  проверки, а затем перехода в другую стадию процесса – дело оперативной  разработки.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения  определяется нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность (ч. 5 ст. 10 ФЗ об ОРД).

Перечень ДОУ формируют  в зависимости от стадии уголовно-розыскного процесса. В связи с этим различают:

– дело оперативной проверки (предварительной оперативной проверки);

– дело оперативной разработки;

– дело оперативного контроля (надзора);

– дело оперативного розыска.

В органах внутренних дел  ведут ДОУ:

– предварительной оперативной  проверки;

– оперативное;

– оперативно-поисковое;

– розыскное.

Дела оперативного учета  заводятся органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов  оперативно-розыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих  решений, только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части  первой статьи 7 ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД ).

 

2. Основаниями для заведения ДОУ.

Основаниями для заведения ДОУ являются:

1) наличие возбужденного  уголовного дела;

2) ставшие известными  оперативно-розыскным органам сведения:

– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного  деяния, лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения  вопроса о возбуждении уголовного дела;

– о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической  безопасности;

– о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– о лицах, без вести  пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя,  органа дознания, указания прокурора  или определения суда по уголовным  делам, находящимся в их производстве;

4) запросы других оперативно-розыскных  органов по основаниям, указанным  в ст. 7 ФЗ об ОРД;

5) постановление о применении  мер безопасности в отношении  защищаемых лиц, осуществляемых  уполномоченными на то государственными  органами в порядке, предусмотренном  российским законодательством;

6) запросы международных  правоохранительных организаций  и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.

2.1 Цели заведения дела оперативного учета.

 Цели заведения дела оперативного учета указаны в ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД:

    1)собирание и систематизация сведений;

2) проверка и оценка  результатов оперативно-розыскной  деятельности;

3) принятие на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Дела оперативного учета  заводятся органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов  оперативно-розыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих  решений, при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части  первой статьи 7 ФЗ об ОРД. (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД).

Исходя из специфики деятельности и оперативно-розыскной подведомственности ОРО может самостоятельно устанавливать правила производства по ДОУ, однако имеются и общие требования.

Решения, принимаемые по материалам ДОУ оформляются в виде постановлений:

– постановления о заведении  ДОУ;

– продлении ДОУ;

– прекращении ДОУ.

Дело оперативного учета  может быть заведено на основании  постановления, принятого соответствующим  должностным лицом, после его  утверждения руководителем оперативно-розыскного органа.

Работа по делам оперативного учета строится по специальному плану  организационных и оперативно-розыскных  мероприятий.

Все оперативно-служебные  документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), полученные по ДОУ, а также письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках дела оперативного учета оперативно-розыскных мероприятий приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.

Производство по ДОУ осуществляется оперативниками под контролем руководителя оперативно-розыскного органа, который  выражается в различных формах:

– путем утверждения постановления  и планов;

– заслушивания исполнителей;

– проверки содержания оперативно-служебных  документов;

– дачи указаний о направлении  производства дела оперативного учета.

 

3. Прекращение дела оперативного учета.

    Прекращение дела  оперативного учет – это решение соответствующего руководителя ОРО прекратить его производство в связи с возникновением одного из предусмотренных для этого ФЗ об ОРД оснований.

Дело оперативного учета  может быть прекращено в случае решения  конкретных задач ОРД, а также  установления обстоятельств, свидетельствующих  о невозможности их решения. (ч. 4 ст. 10 ФЗ об ОРД).

1. ДОУ прекращается при  решении конкретных задач оперативно-розыскной  деятельности в случае:

– предупреждения совершения конкретного преступления;

– выявления, пресечения или  раскрытия определенного преступления;

– выявления и установления лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, и  прекращение его преступной деятельности;

– установления места нахождения лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда или уклоняющегося  от уголовного наказания;

– розыска без вести  пропавшего

2. ДОУ прекращается при  установлении обстоятельств, свидетельствующих  о невозможности решения задач  оперативно-розыскной деятельности  в случае получения достоверной  информации:

– о не подтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ;

– о декриминализации общественно  опасного деяния, в связи с вероятным  совершением которого было заведено ДОУ;

– об акте амнистии, если он устраняет применение наказания  за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ;

– об истечении срока  давности привлечения к уголовной  ответственности;

– о постоянном или длительном нахождении лица, объекта оперативной  заинтересованности, в состоянии  или условиях, исключающих возможность  совершения преступления, например, арест, тяжелая болезнь, психическое заболевание;

– смерти проверяемого лица.

Принятие решения о  прекращении ДОУ по любому из предусмотренных  нормативными актами оснований оформляется  вынесением постановления, утвержденного  руководителем.

 

4. Информация  собираемая по ДОУ.

Информацию, собираемую по ДОУ, можно подразделить на следующие  категории в зависимости от направлений  ее использования:

– информация, которая может  быть использована в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу;

– информация, имеющая тактическое  значение для обеспечения процесса доказывания;

– информация, имеющая значение для организации и тактики  осуществления ОРМ на разных стадиях  ОРП;

– информация, имеющая значение для общей и индивидуальной профилактики правонарушений и решения аналитических  задач.

Информация, которая может  быть использована в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу, – это сведения, полученные в соответствии с требованиями УПК, предъявляемым к доказательствам.

Эта информация может быть установлена до начала оперативной  разработки, в ходе ее и при реализации материалов разработки. Она включает в себя факты, предметы, документы  и следы, которые устанавливаются  оперативно-розыскным путем и свидетельствуют о преступной деятельности разрабатываемых.

В связи с тем, что в  процессе доказывания оказывается  активное противодействие (лжесвидетельство, сокрытие обстоятельств), важным фактором в доказывании по уголовным делам  становится оперативно-розыскная информация, полученная в непосредственной форме, полученная путем негласного проникновения  оперативного работника или агента в преступную среду. Оперативно-розыскная  информация включает знания о явлениях, свидетельствующих о преступной деятельности конкретных лиц, являясь  реальным отражением события преступления, она сохраняет познавательное значение в процессе уголовно-процессуального  доказывания.

Информация, имеющая тактическое  значение для обеспечения процесса доказывания, включает в себя знания о личности разрабатываемых, их прошлого, психологических особенностях личности, опыта преступной деятельности, осведомленности  о методах ОРД и следственной работы, уровне правовых знаний, взаимоотношениях с лицами, которые могут быть свидетелями  по уголовному делу, получение характеристик  на будущих свидетелей. Эта информация облегчит выбор последовательности допросов, поможет избрать эффективную  тактику их проведения, определить очередность использования доказательств, избежать ошибок при проведении следственных действий.

Выделяют три вида информационного  обеспечения тактических действий:

1) получение информации  для диагностики ситуаций, которая  включает в себя получение  сведений о взаимоотношениях  изучаемых лиц, установления слабых  мест в случаях сговора заинтересованных лиц, знание возможных реакций на проведение гласных ОРМ и следственных действий;

2) выработку (подбор) информации  для определения объема и содержания  тактических действий, состоящую  из подготовки и оценки информации, подготовки сил и средств, выборе  наиболее эффективных тактических  действий;

3) выработку инструктивной  информации для определения функций  исполнителей, участвующих в реализации  тактического замысла, заключающаяся  в оценке тактических возможностей исполнителей, условий выполнения тактических действий, опыта и численности сотрудников.

Информация о работе Основы оперативно разыскной деятельности