Основы оперативно разыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них Федеральным Законом об ОРД, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Дела оперативного учета – совокупность документов, относящихся к одному вопросу и помещенных в отдельную обложку, накапливаемых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими данную деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Дела оперативного учета………………………………………………………3
2. Основаниями для заведения дела оперативного учета..…………………….4
2.1 Цели заведения дела оперативного учета…………………………………..5
3. Прекращение дела оперативного учета………………………………………6
4. Информация собираемая по делу оперативного учета………..……………7
5. Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Основы оперативно разыскной деятельности.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

Информация, имеющая значение для общей и индивидуальной профилактики правонарушений и решения аналитических  задач.

По всем ДОУ получают информацию:

– о действующих преступниках;

– об очагах активного действия преступности, интенсивности их проявлений в различных населенных пунктах: городах, районах, микрорайонах, поселках, селах;

– о различных притонах, о возникновении групп на основе общих антиобщественных взглядов;

– о ранее судимых, рецидивистах, местах их проживания и степени криминальной активности;

– о группах несовершеннолетних правонарушителей, их направленности, составе, лидерах;

– о лицах, в отношении  которых необходимо применять профилактические меры;

– об эффективности профилактических мер;

– о правильности критериев  оценки степени опасности лиц, к  которым применяют меры индивидуальной профилактики.

Основные научно обоснованные требования к информации по ДОУ.

1. Эффективность использования  всей собранной информации.

2. Интенсивность использования  информации.

3. Обеспечение длительного  использования информации.

4. Активность использования  информации.

5. Обеспечение конспирации,  зашифровки источников информации.

Эффективность использования  всей собранной информации.

Для эффективного использования  информации она должна обладать определенной значимостью для решения конкретных задач:

– изобличения лиц, занимающихся преступной деятельностью;

– предупреждения преступлений других фигурантов оперативной разработки;

– устранения условий, способствующих совершению преступлений;

– привлечения лиц, имеющих  связи в преступной среде к конфиденциальному сотрудничеству;

– устранения разобщенности  в работе и других тактических  и организационных ошибок в деятельности различных подразделений;

– постановки на оперативно-розыскной  учет иных лиц, выявленных в ходе оперативной  разработки;

– информирования вышестоящих  ОРО о фактах, событиях и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес.

Интенсивность использования  информации – это частота обращения к информации и высокая плотность информационного потока, необходимого для обеспечения оперативно-розыскных и профилактических мер, использование ее на разных уровнях ОРО, с целью обеспечения доступа к сведениям всех заинтересованных работников.

Обеспечение длительного  использования информации.

Реализация этого требования возможна при условии, что сведения по оперативной разработке, поступившие  для общего пользования, будут содержать  в себе любые факты, представляющие оперативный интерес, например:

– информация о ранее  неизвестных способах совершения преступлений, приспособлении преступников к новым  условиям и тактике ОРД;

– данные о местных, межрайонных, межобластных, межреспубликанских и  международных связях лиц, совместно  отбывавших наказание;

– сведения о времени  и маршрутах перемещения, местах временного пребывания преступников-гастролеров  и лиц, скрывающихся от следствия  и суда, и объектах совершения преступных посягательств;

– сведения о поручениях данных освобождаемым лицам лицами, совместно содержащимися с ними, задержанными по подозрению в совершении преступлений, из которых можно получить информацию о местах концентрации преступников и лицах, связанных с ними, а  также местах нахождения и сбыта  имущества, полученного преступным путем;

– данные о местах нахождения притонов и наркопритонов;

– сведения о способах, местах изготовления и сбыта наркотиков, способах и маршрутах их перевозки;

– данные о связях воров  с наводчиками на объекты, где  хранятся ценности.

Активность использования  информации предполагает незамедлительное принятие решений на основе поступающих сведений на каждом этапе оперативной разработки, когда промедление с использованием поступившей информации может причинить существенный вред целям оперативной разработки. Так, получение информации о преступном намерении, может быть использовано для предотвращения преступления, или задержания виновных с поличным в момент покушения на совершение преступления.

Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации.

Выполнение этого требования позволяет использовать важную информацию в ходе проверки и разработки. Обеспечение  конспирации, зашифровки источников информации осуществляется посредством применения оперативной тактики и специальной  техники для документирования разговоров, встреч, снятия копий различных документов. При зашифровке истинных источников информации важную роль играет использование  материалов архивных уголовных дел, личных дел осужденных. Важно использовать конкретную ситуацию, чтобы предлог  для запроса был реальным и  правдоподобным.

 

 

Заключение

 

Таким образом, дело оперативного учета служит способом обобщения  полученных (получаемых) в ходе оперативно-розыскных  мероприятий сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения  дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных  прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Федерального Закона об ОРД). Включением данного указания в Федеральный Закон об ОРД обращено внимание правоприманителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и федерального закона.

Так же следует отметить , что дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий выделим два:

1) наличие дела оперативного  учета не влечет каких-либо  юридически значимых последствий  для проходящих по нему лиц;   

2) заведение дела оперативного  учета не связано с возможностью  совершать (не совершать) предусмотренные  Федеральным Законом об ОРД ОРМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской федерации.

2. Федеральный Закон об ОРД РФ (в редакции ФЗ N 225-ФЗ от 30.12.1999).

3. Уголовно процессуальный  кодекс Российской Федерации.

4. Учебник. Оперативно-розыскная деятельность. Под ред. Горяинова К.К., Овчинского В.С., Синилова Г.К. и др. М.: Инфра-М, 2004.

5. Е. С. Лапин, Ю. Н. Михайлова Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособ. для студ. – Саратов, изд-во «Научная книга», 2006.

 

 


Информация о работе Основы оперативно разыскной деятельности