Понятие и система принципов уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Принципы - это основные, наиболее общие и руководящие положения какого-либо процесса, явления. Принципами уголовного процесса называются теоретически обоснованные основные правовые положения, идеи, нормы общего и руководящего значения, определяющие построение всех форм, институтов, стадий уголовного судопроизводства и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы выражают сущность и содержание уголовного процесса характеризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства……………….3
2. Система принципов уголовного процесса и гарантии их реализации……...10
3. Общая характеристика отдельных принципов уголовного судопроизводства………………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Уголовный процесс.docx

— 58.30 Кб (Скачать)

Такого рода возможность  не может реализоваться сама по себе, автоматически. Поэтому в Конституции РФ провозглашены также различного рода гарантии (экономические, политические, правовые и пр.), направленные на то, чтобы более или менее полно осуществлялась возможность каждого быть свободным, и на то, чтобы реально обеспечивалась его уверенность в том, что никто не может быть подвергнут мерам, ограничивающим произвольно и свободу, и личную неприкосновенность.

Из всей суммы доступных, по идее, гарантий претворения в  жизнь названных благ в ч. 2 ст. 22 Конституции РФ выделена особо  одна. Ее суть – в установлении юридических  средств защиты от неправомерного применения таких мер, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Меры эти допускаются, как правило, только по судебному решению. Без  него разрешено лишь задержание на срок до 48 часов.

6. Принцип неприкосновенности  жилища. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно.  Никто не может проникать в  него против воли проживающих  в нем лиц. Ограничение этого  конституционного права возможно только при наличии хотя бы одного из двух условий:

1) тогда, когда в конкретном  федеральном законе определены  обстоятельства, при которых какой-то  компетентный государственный орган  вправе проникнуть в жилое  помещение без согласия проживающих  в нем лиц; 2) тогда, когда такое  проникновение разрешено постановлением  судьи, вынесение которого допускается  Законом об оперативно-розыскной  деятельности (см. ч. 2 ст. 8) либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений.

Статья 12 УПК, в которой  определяется содержание рассматриваемого принципа в сфере уголовного судопроизводства, исходит из того, что в ходе предварительного расследования возможны три вида следственных действий, связанных с  проникновением в жилище, а именно: осмотр жилища, обыск и выемка в  жилище, которые проводятся по правилам, установленным законом (ст. 176, 177, 180, 182, 183 УПК).

Осмотр жилища, осуществляемый с согласия проживающих в нем  лиц, проводится без судебного решения, а когда отсутствует такое  согласие – то на основании судебного  решения, постановляемого в порядке, установленном для получения разрешения на производство следственных действий (ст. 165 УПК).

Обыск и выемка в жилище без согласия проживающих в нем  лиц производится, как и при  осмотре жилища, на основании судебного  решения, постановляемого в том  же порядке.

7. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Провозглашенное ст. 23 Конституции РФ право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в силу предписаний ст. 13 УПК отнесено к числу таких общих положений уголовного судопроизводства, которые также следует считать его принципами.

Но уголовно-процессуальное законодательство не ограничивается только такой констатацией. Оно установило существенные гарантии, ограждающие  от произвольного ограничения или  ущемления названного права.

В дополнение к конституционному положению о том, что ограничение  тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  допустимо только по судебному решению, в УПК детально регламентируются порядок и условия принятия решений  такого рода (ч. 1-4 ст. 165 и ч. 1-3 ст. 186 УПК) и порядок их претворения в  жизнь (ч. 5-7 ст. 186 УПК). В частности, предусмотрено, что решение судьи, вынесенное по мотивированному ходатайству следователя, передается им тому органу, который уполномочен технически осуществлять контроль переговоров, что этот орган обязан по требованию следователя представлять для ознакомления произведенную им фонограмму телефонных переговоров, что при прослушивании фонограммы должен составляться протокол в присутствии понятых и т.д.

Отступления от уголовно-процессуальных правил выполнения действий, ограничивающих рассматриваемое конституционное  право, допускаются лишь в виде исключения и под жестким контролем судей и прокуроров (ч. 5 ст. 165 УПК). 

8. Принцип обеспечения возможности обжалования процессуальных действий и решений. Статья 19 УПК относит право на обжалование процессуальных действий и решений к числу принципов уголовного судопроизводства. Основой для такого решения являются конституционные положения об обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 18, 33, 45, 46, ч. 3 ст. 50, ст. 52 Конституции РФ).

Значение института обжалования  в уголовном судопроизводстве проявляется прежде всего в том, что он позволяет исправлять судебные и следственные ошибки и восстанавливать нарушенные незаконными действиями и решениями должностных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, права и интересы участвующих в уголовном судопроизводстве лиц.

Для содержания рассматриваемого принципа характерно следующее:

– право на обжалование  принадлежит, в принципе, всем участникам уголовного процесса, перечисленным  в гл. 6 и 7 УПК, а также иным лицам  в той части, в которой процессуальные действия и решения затрагивают  их интересы (ст. 123 УПК);

– гарантией осуществления  права на обжалование действий и  решений в уголовном судопроизводстве является обязанность должностных  лиц разъяснять порядок обжалования  при проведении процессуальных действий и принятии процессуальных решений  и обеспечивать возможность осуществления  этих прав (ч. 1 ст. 11 УПК.);

– предметом обжалования  являются любые действия (бездействие) и решения должностных лиц, ответственных  за производство по делу. Основанием для  принесения жалоб является незаконность, необоснованность решений, нарушение  конституционных прав граждан. Решения, принятые прокурором и судом по жалобам, также могут быть обжалованы в  установленном порядке;

– подача жалоб на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора на досудебном производстве не ограничена сроками.10

9. Принцип законности является общеправовым принципом, означающим неуклонное соблюдение Конституции РФ и законов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Законность применительно  к уголовному судопроизводству означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции  РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных  договоров Российской Федерации  и федеральных законов, прежде всего  УПК, а также соответствующих  им иных правовых актов.

Особую роль в регулировании  уголовно-процессуальных отношений  играет Конституция РФ. Существенное значение для характеристики Конституции  РФ как источника уголовно-процессуального  права имеет положение о том, что при коллизии федерального закона, в том числе УПК, с Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом должны применяться Конституция  РФ или соответственно федеральный  конституционный закон (ч. 1 ст. 15 и  ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Уголовное судопроизводство регулируется, наряду с УПК, также  иными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Они, не заменяя УПК, тоже могут содержать  правила разрешения вопросов, связанных  с уголовно-процессуальной деятельностью, либо создавать условия для наиболее эффективного применения уголовно-процессуальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК соблюдение порядка уголовного судопроизводства обязательно для  всех без исключения судов, органов  прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, должностных лиц, а также иных участников уголовного судопроизводства.

При характеристике принципа законности важно иметь в виду и предписания ч. 1 и 2 ст. 7 УПК, призванные, по замыслу законодателя, обеспечивать законность в уголовном судопроизводстве. Согласно этим предписаниям в случае обнаружения при производстве по уголовному делу несоответствия между  УПК и другими федеральными законами или иными нормативно-правовыми  актами подзаконного уровня подлежит применению УПК.

Требования законности при  производстве по уголовным делам  распространяются на действия, решения  и процессуальные документы, отражающие ход производства по уголовному делу. Нарушение порядка собирания, проверки, оценки доказательств влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Ошибки при проведении процессуальных действий, не связанных с собиранием и исследованием доказательств, ведут к признанию таких действий незаконными, и они не порождают юридических последствий.

В качестве существенной гарантии законности уголовного судопроизводства ч. 4 ст. 7 УПК предусматривает предписание  о том, что действия, выполняемые  при производстве по уголовным делам, должны оформляться процессуальными  документами (определениями суда, постановлениями  судьи, прокурора, следователя, дознавателя), которые должны быть законными, обоснованными  и мотивированными.

Важными гарантиями законности уголовного судопроизводства являются судебный контроль и надзор прокурора  за исполнением законов оперативно-розыскными органами, органами дознания и органами предварительного следствия.

 

10. Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом. Правовым основанием данного принципа служат предписания многих широко признаваемых международных договоров, касающихся защиты прав человека и основных свобод, и действующих российских законов. Среди последних, естественно, нужно отметить в первую очередь Конституцию РФ, которая предусматривает, в частности (ст. 19):

- Все равны перед законом и судом.

- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Данное конституционное  положение подлежит неуклонному  соблюдению во всех сферах общественной и государственной жизни, включая  сферу уголовного судопроизводства. Оно является общим для всех –  и для граждан России, и для  иностранцев, и для лиц без  гражданства.

Равенство перед законом  – это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в  том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным  организациям, должностным лицам, гражданам  и другим лицам, которые вовлекаются  в производство по уголовным делам  в том или ином качестве. При  этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и реальное применение ответственности  в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют уголовное  судопроизводство.

Положения о равенстве  перед законом участников уголовного процесса распространяются на все его  стадии. Суд, прокурор, следователь, дознаватель  либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или как-то ограничивать кого-то, ссылаясь на обстоятельства, отмеченные в ст. 19 Конституции РФ. Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы. Так, закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических и психических недостатков не могут сами полноценно осуществлять свое право на защиту. Тем, кто не владеет языком судопроизводства, предоставляется право пользоваться родным языком и помощью переводчика. Помощь несовершеннолетнему может быть оказана не только защитником, но и законным представителем.

В единый и обязательный порядок судопроизводства по всем уголовным  делам, независимо от того, кто привлекается к уголовной ответственности, в  последние годы во все возрастающих масштабах вносятся исключения. Особый порядок задержания, ареста, обыска, применения иных мер процессуального  принуждения, привлечения к уголовной  ответственности некоторых категорий  лиц (ст. 447-452 и др.) отражает в известной  мере стремление дополнительно гарантировать  осуществление ими своей профессиональной деятельности. Тем не менее, такая  тенденция вряд ли оправданна в свете  рассматриваемого принципа, закрепленного  в ст. 19 Конституции РФ.

11. Состязательность процесса и равенство сторон. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Как известно, данный принцип весьма созвучен и схож по содержанию с рассмотренным выше принципом осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом.

Информация о работе Понятие и система принципов уголовного судопроизводства