Правовые основы и порядок исполнения наказания в отношении военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:12, контрольная работа

Описание работы

Уголовное законодательство, на основе общих принципов права, дифференцирует уголовное наказание в зависимости от субъекта, к которому оно применяется. Одним из таких субъектов является военнослужащий, применение уголовного наказания к которому обладает определенной спецификой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие военнослужащего, правовые основы исполнения наказания в отношении военнослужащего
1.1 Виды наказаний, правовые основы исполнения наказания………………..4
Глава 2. Характеристика видов наказания для военнослужащих
2.1 Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих…………………………………………………………………7
2.2 Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе……………………………………………………………………………11
2.3 Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части……………………………………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Контрольная уголовное право.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     Аналогичный зачет осуществляется в случаях, если до вынесения приговора военнослужащий некоторое время находился под стражей в связи с совершенным преступлением в дисциплинарном (административном) порядке.

     Если  же до вынесения приговора избранная  мера пресечения не была сопряжена  с изоляцией от общества, то в  таком случае осужденный военнослужащий после оформления необходимых документов (в частности, о довольствии) направляется на гауптвахту самостоятельно (лица офицерского состава) либо сопровождается (лица рядового состава) в течении 10 – дневного срока после получения командиром части (начальником учреждения) соответствующего распоряжения военного суда, вынесшего приговор.

     Порядок и условия отбывания ареста военнослужащими определяются нормами законодательных и нормативных правовых актов различных отраслей права. В первую очередь речь идет о следующих группах норм УИК, определяющих порядок и условия отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде ареста:

     а) нормы Общей части УИК, с одной стороны, устанавливающие общие положения (задачи, принципы, средства исполнения) для всех видов уголовного наказания без каких – либо исключений, но с определенной спецификой. С другой стороны, они регулируют, как и нормы Особенной части УИК, конкретные вопросы отбывания осужденными военнослужащими ареста. Так, установленные в ст. 11 УИК обязанности осужденных в полной мере распространяются на осужденных к аресту. Это, например, обязанности по исполнению установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан Российской Федерации, нравственных норм поведения требований санитарной гигиены; требований федеральных законов, нормативно правовых актов и законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, другим осужденным и иным лицам; выполнение требования о явке в администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, даче объяснений по вопросам исполнения требований приговора;

     б) нормы Особенной части УИК, в частности гл. 10, регулирующей порядок и условия исполнения ареста. На основе указанных норм могут регулироваться те отношения, которые не нашли своей регламентации в нормах военного законодательства, устанавливающего порядок содержания военнослужащих на гауптвахтах.

     Порядок и условия отбывания ареста осужденными  военнослужащими определяются нормативными правовыми актами Минобороны России, в частности, регламентирующих порядок содержания военнослужащих на гауптвахтах (Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ). Самостоятельным нормативным правовым актом являются Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, принятые Минобороны России (приказ министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302).

     В период отбывания уголовного ареста правовой статус осужденного военнослужащего является ограниченным. Перечень правоограничений исчерпывающий и вытекает из режима исполнения данного наказания.

     Оставаясь военнослужащим, осужденный, тем не менее, не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания либо выдвинут на вышестоящую должность. Поскольку во время отбывания ареста осужденный не исполняет специальных обязанностей по ранее занимаемой должности, но остается военнослужащим, ему в этот период выплачивается денежное содержание только в виде оклада по воинскому званию, а срок ареста не засчитывается в общий срок военной службы, дающий право на получение различных льгот, в том числе на пенсионное обеспечение. На время отбывания ареста эти сроки приостанавливаются. В исключительных случаях в порядке меры поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным может быть применен зачет ареста в срок военной службы полностью или частично. На период ареста временным местом службы осужденного является гауптвахта, поэтому переводы такого военнослужащего к новому месту службы, в другую местность или воинскую часть либо учреждение в это время не возможны.

     Осужденный военнослужащий во время отбывания ареста не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья. Данная норма призвана обеспечить стабильность приговора суда, которым назначен арест, поскольку, не будучи уволенным с военной службы, осужденный обязан отбыть назначенный ему срок наказания в полном объеме. Вопрос о негодности к военной службе на основании медицинского освидетельствования и «Расписания болезней и физических недостатков» решается военно-врачебными экспертными комиссиями, порядок организации и деятельности которых определяется в Положении о военно-врачебной экспертизе, утверждаемом Правительством РФ.

     Сохранение за осужденным к аресту статуса военнослужащего предполагает поддержание и на гауптвахтах порядка несения воинской службы, воинского правопорядка (в том числе уставных отношений и порядка подчиненности), выполнение всеми арестованными требований дисциплины, распорядка дня и своих служебных обязанностей.

2.2 Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе.

     Ограничение по военной службе является новым, для отечественного законодательства, уголовным наказанием. В системе наказаний, расположенных по возрастающей строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ. Оно назначается только в качестве  основной меры на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной  части УК за совершение преступлений против военной службы, а также осужденными военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

     Если содержание в дисциплинарной части назначается военнослужащим, проходящим службу по призыву (или к не прошедшим таковую «контрактникам», состоящими на должностях рядового и сержантского состава), то ограничение по военной службе, наоборот, применяется только к тем категориям военнослужащих и приравненных к ним лиц, которые проходят службу по контракту.

     Как и содержание в дисциплинарной части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК может быть назначено как реально, так и условно.

     Содержание ограничений данного наказания состоит в том, что осужденный, в течении определенного в приговоре времени, не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного звания.

     Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего производятся удержания в доход государства в размере, установленном судом, но не свыше 20 %.

     Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. К числу последних, в частности, относятся

     Единовременное денежное вознаграждение по итогам года, материальная помощь к основному отпуску, ежеквартальные премии за напряженность службы, ежемесячные процентные надбавки за выслугу лет и другие.

     Сам по себе факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе не препятствует получению, в предусмотренных законодательством случаях, других дополнительных выплат и надбавок, включаемых именно в денежное довольствие, из которых также должны производиться соответствующие удержания.

     Кроме того, данное требование об удержаниях из денежного содержания не должно распространяться на выплату денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости, поскольку это не денежное содержание, а продовольственное обеспечение. Удержание не производиться из пособий на детей, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, транспортным, страховым, санитарно-курортным и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту.

     Удержание из денежного содержания осужденных военнослужащих не должны распространятся на иные виды заработка или доходов, получаемых военнослужащим. Например, на доходы от ведения личного хозяйства, а также на вознаграждение, полученное военнослужащим на основании ст. 10 Закона «О статусе военнослужащих», допускающей занятие научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

     При исполнении наказания в виде ограничения по военной службе, к осужденным военнослужащим применяются все основные средства исправления, закрепленные в ч. 2 ст. 9 УИК. В их числе общественно-полезный труд или военная служба, проходящая в соответствии с военным законодательством с учетом особенностей, урегулированных в ст. 143 – 145 УИК, а также воспитательная работа, направленная на формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традиция человеческого общежития, на повышение его образовательного и культурного уровня.

     Важным элементом правового регулирования являются основания и порядок прекращения исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. Прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе по смыслу ст. 147 УИК возможно в случаях:

     а) истечение срока наказания;

     б) досрочного освобождения от отбывания наказания.

     Согласно ч. 1 ст. 173 УИК отбывание наказания в виде ограничения по военной службе прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

     Факт окончания установленного судом срока ограничения по военной службе устраняет все режимные ограничения и неблагоприятные последствия данного наказания. Правовым основанием восстановления в полном объеме статуса осужденного военнослужащего является соответствующий приказ правомочного командования, который издается за три дня до истечения срока наказания и копия которого для сведения и проверки его законности направляется в военный суд, вынесший приговор.

     Основания досрочного освобождения от отбывания  ограничения по военной службе предусмотрены  соответствующими статьями уголовного и уголовно – процессуального  законодательства и продублированы в ст. 172 УИК. Такими основаниями являются: отмена приговора с прекращением дела производством (ст. 172 УИК), болезнь осужденного (ст. 81 УК), амнистия (ст. 84 УК), помилование (ст. 85 УК) и другие основания, предусмотренные законом. В этих случаях, досрочное освобождение осужденного военнослужащего от отбывания наказания в виде ограничения свободы в соответствии с ч. 5 ст. 173 УИК производиться в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня, - утром следующего дня. Соответственно, в эти же сроки должен быть издан приказ командира воинской части о досрочном прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. Копия приказа также направляется в суд, вынесший приговор.

     2.3 Исполнение наказания  в виде содержания  в дисциплинарной  воинской части.

     В соответствии со ст. 55 УК содержание в дисциплинарной воинской части

     Назначается в качестве основного наказания и применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к проходящим службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Кроме того, это наказание применяется к военнослужащим за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок свыше двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

     Применение данного наказания в силу ст. 55 и 73 УК возможно как реально, так и условно на срок от трех месяцев до двух лет.

     Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной части осуществляется в условиях дальнейшего прохождения военной службы в специально для этого предназначенных отдельных дисциплинарных батальонах или ротах, структурно входящих в систему Минобороны России, непосредственно руководимых Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.

     К осужденным военнослужащим применяются основные средства исправления, закрепленные в ст. 9 УИК. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно-полезный труд, воспитательная работа, включая применение мер поощрения и взыскания. В условиях исполнения наказания и одновременно – прохождения воинской службы основные средства исправления дополняются иными средствами, обусловленными прохождением военной службы, например воинской подготовкой, воинским обучением и воспитанием.

     Рассмотрим их по порядку.

     Режим в дисциплинарной воинской части должен обеспечить:

     исправление осужденных военнослужащих, т. е. формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, в том числе воинскому, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения;

     воспитание  у осужденных военнослужащих воинской дисциплины, сознательного отношения  к военной службе, исполнения возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке. Указанные требования достигаются с помощью реализации как общих для всех военнослужащих, так и специальных для военнослужащих осужденных режимных, воспитательных и иных мероприятий. Следует учитывать, что режим должен обеспечить:

Информация о работе Правовые основы и порядок исполнения наказания в отношении военнослужащих