Признаки судебной власти

Автор: Надежда Яшина, 29 Ноября 2010 в 20:30, доклад

Описание работы

Функции судебной власти.

Работа содержит 1 файл

признаки судебной власти.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Важнейшая функция судебной власти - осуществление  правосудия. «Правосудие в

Российской Федерации  осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции).

Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления

правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и

реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным

ветвям также  принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и

обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и

государственных служащих в случае их обжалования  в суд; контроль за

законностью и  обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами

дознания и  предварительного следствия; санкционирование проведения действий,

связанных с  ограничением прав граждан, предусмотренных  ст. 23 и 25

Конституции; разъяснения  по вопросам судебной практики; участие  в

формировании  судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется  путем применения права для

разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих

вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные  специальным органам

государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции

вопросов, возникающих  при применении права, и реализация этих полномочий

путем конституционного, гражданского, уголовного, административного  и

арбитражного  судопроизводства с соблюдением  процессуальных форм, создающих

гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется

государственными  органами, выражает государственную  волю, ее составляют

государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально

влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть

толпы», власть общественного мнения, власть средств  массовой информации -

«четвертая власть»), судебная власть - одна из трех ветвей государственной

власти, установленная  Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть  принадлежит только  судам - государственным органам,

образуемым в  установленном законом порядке, формируемым из людей, способных

на основе соответствующей  подготовки и своих личных качеств  осуществлять

правосудие и  реализовывать судебную власть в  иных формах. В состав суда

помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить

представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в

отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие

на профессиональной основе.

     3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с

предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118

Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе). Ни законодательные, ни

исполнительные, ни иные государственные органы, должностные  лица,

государственные служащие, общественные и прочие организации  не вправе обладать

полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия.

Важнейшая функция  судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции

Российской Федерации  принадлежит только суду. Так, только суд может признать

человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность,  обособленность - характеристики

судебной  власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только

Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5

Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или

ином разрешении конкретного дела, находящегося в  их производстве. Вмешательство

в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за

собой уголовную  ответственность. Независимость судебной власти одновременно

означает запрет каждому суду и судье подчиняться  воздействию с чьей-либо

стороны при  рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность

противостоять попыткам такого воздействия.

     Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не

делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо

санкций или  утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют

самостоятельную ветвь государственной власти.

     Обособленность  судебной власти тесно связана  с ее независимостью и

самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных

органов, не входящую в какую-либо другую государственную  структуру, систему, не

подчиненную при  выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей

специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной  и

исполнительной  власти. Но их взаимодействие с другими  ветвями государственной

власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей,

выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок  деятельности - важнейший признак судебной власти.

Процессуальный  порядок определяет только закон. Закон  подробно регулирует

правила действий суда и принятия им решений при  рассмотрении конкретных дел.

Он устанавливает  процессуальную форму как судебных действий, так и судебных

решений и документов.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам,

производства  в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными

актами: Гражданским  процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным

кодексом, Арбитражным  процессуальным кодексом.

6.   Осуществление    полномочий    путем    судопроизводства - признак

судебной власти, что определено ст. 118 Конституции  Российской Федерации, где

названы конституционное, гражданское, административное и уголовное

судопроизводство. Судопроизводство представляет собой  деятельность, которая

начинается при  наличии предусмотренных законом оснований и поводов

(неопределенность  в конституционности нормативного  акта и соответствующее

обращение в  Конституционный Суд; спор, возникший  из гражданских

правоотношений, и обращение в суд за защитой  права или охраняемого законом

интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об

административном  правонарушении; обнаружение признаков  преступления,

подтверждаемых  определенным законом источником; экономический  спор, возникший

в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта

деятельность  развивается в последовательности, установленной процессуальным

законом и протекает  в процессуальных формах. В ней  участвуют заинтересованные

лица и организации, реализующие свои права и исполняющие  обязанности. Она

может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование

преступления  следователем по терминологии действующего закона составляет

часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится  в

Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает

конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в

установленном порядке, осуществляя правосудие.

7. Подзаконность судебной  власти означает, что компетенция судов, их

полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими

федеральными  законами. Законодательные органы, законодательная власть не

вправе вмешиваться  в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы

должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и

Конституционного  Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской

Федерации и  закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной

системе).

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность  суда толковать

законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое

условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское

право исходит  из отрицания значения судебного  прецедента как самостоятельного

источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в

применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно

выражающие смысл  закона. Конституция РФ предоставляет  Верховному Суду РФ и

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право  давать разъяснения по

вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения

ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами

являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам  предоставлялось

право давать судам  «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения»

по вопросам применения законодательства, возникающим  при рассмотрении

судебных дел. 

Информация о работе Признаки судебной власти