Процессуальное положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют координальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное реше

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3 Следователь как участник процесса………………………………………….....5
§1. Понятия и процессуальное положение следователя…………………5
§2.Полномочия следователя………………………………………………18
Глава 2. Взаимодействия следователя с иными с иными участниками
процесса…………………………………………………………………21
§1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя………..…21
§2.Прокурорский надзор за деятельностью следователя……………...22
§3. Судебный контроль за деятельностью следователя…………...……24
§4. Взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании
уголовных дел…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….………32
Список литературы………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 99.74 Кб (Скачать)

                                                    Заключение 

Следовательно , законодатель в ч. 2 ст. 38 УПК РФ наделяет следователя значительными полномочиями по направлению хода расследования, производству следственных и иных процессуальных действий, которые составляют юридическую основу процессуальной самостоятельности следователя. Следователь имеет право самостоятельно выдвигать и проверять версии, планировать следственные и иные процессуальные действия, собирать, проверять и оценивать доказательства в порядке, установленном УПК. На основании этого можно дать следующую классификацию принимаемых следователем процессуальных решений по критерию процессуальной самостоятельности.

Таким образом, обеспечение процессуальной самостоятельности следователя имеет огромное значение при выполнении задач предварительного следствия. Представление самостоятельности важно и тем, что таким образом на следователя возлагается ответственность за ход и результаты расследования.

Процессуальную  самостоятельность следователя, также  и его независимость необходимо отнести к принципам уголовного судопроизводства. Хотя самостоятельность  следователя и реализуется главным  образом на досудебной стадии, но это  не означает, что её реализация не отражается на осуществление правосудия. Следователь должен принимать решения и действовать по своему внутреннему убеждению и нести полную ответственность за расследование уголовного дел. Поэтому, если на данном этапе не будут обеспечены гарантии деятельности следователя, то это приведёт к дальнейшему обезличиванию этой процессуальной фигуры и снижению престижа этой профессии и утрате профессиональной и действенной категории юристов.

Следователь обладает весьма обширным  спектром полномочий при производстве предварительного следствия. Однако, они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. Таким образом , необходимо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более полную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности.

Серьезные изменения  в июле 2007 года коснулись института  ведомственного контроля и прокурорского  надзора за деятельностью следователя, отныне руководителю следственного  органа принадлежит широкий спектр прав, касающихся контроля за следствием, ранее принадлежащих прокурору.

Весьма актуальным и открытым на сегодняшний день и время остается вопрос о расширении судебного контроля за деятельностью правоохранительных органов и эффективной защите конституционных прав и интересов человека и гражданина, решение которого определит отношение граждан к следствию, а также к правосудию в целом.

В процессе следствия  следователь взаимодействует с  органами дознания, границы такого взаимодействия очерчивает пласт ведомственных  нормативных актов.

Все предложения  по внесению изменений в УПК РФ, высказанные в работе будут эффективны только в комплексе с принятием  федерального закона «О статусе следователя», если на данном этапе не будут обеспечены гарантии деятельности следователя, то это приведёт к дальнейшему обезличиванию  этой процессуальной фигуры, снижению престижа этой профессии и утрате профессиональной, действенной категории  юристов. Только в этом случае мы сможем получить эффективную и справедливую юстицию, которая является неотъемлемой частью современного демократического общества, где гарантируются все права и свободы человека и гражданина.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                             

                      Список использованной литературы:

Нормативные акты

1.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2.  Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. 16.07.2008) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.

3.  О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ»: Федеральный закон Российской Федерации от 05.06.2007 № 87-ФЗ//Российская газета -№248– 7.05.2007

4.  Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

5.  О Прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005) // СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.

6.  О милиции: Закон от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

7.  О мерах по совершенствованию организации предварительного в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422/ РГ- 28 ноября 1998- 28

8.  Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. N 136// Законность- 09.06. 2007- № 12.

9.  Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 27. 11. 2007 № 189// Законность – 1. 12 .2007- № 14.

10.  О мерах организации процессуального контроля: Приказ Следственного комитета РФ от 7.09.2007 № 5// Законность – 10.09.2007, № 11.

11.  Приказ Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" РФ 30.12.2005 N 7339)/ РГ – 18 янв 2007 - № 1

12.  Приказ МВД России от 26 марта 2008 года № 280 дсп «Об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»

13.  Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III. – М., 1996.

14.  О концепции судебной реформы в РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 // ВВС РСФСР, 1991, № 44, ст. 1435.

15.  Международный пакт от 16 декабря 1966 о гражданских и политических правах. - Электронные данные. – М., , [2009]. – Режим доступа : http : // http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm

Специальная литература

16.  Агутин А.В. Уголовный процесс: учебное пособие/ А.В. Агутин. – М.: Проспект, 2009 – 386 с.

17.  Багаутдинов Ф.Н. О содержании судебного контроля на предварительном следствии/Ф.Н. Багаутдинов // Журнал российского права. – 2002. – № 15. 85 с.

18. Болтошев Е.Д. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис. канд. юрид. наук./Е.Д.Болтошев – М., 2002. 25 с.

19.  Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. Кожевникова И.Н., /И.Н. Кжевникова// Изд. 2. – М.: «Спарк». – 1997. 269с.

20.  Гаврилов Б.Я. О процессуальной самостоятельности следователя: история, реальное состояние, перспективы развития/Б.Я.Гаврилов // Право и политика. –2001. –№ 2. 85 с.

21.  Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»./ Отв. ред. К.К.Горяинов, Ю.Ф.Кваша , К.В. Сурков. Комментарий – М.: Новый юрист. – 1997. 212 с.

22.   Гуляев А П. Следователь в уголовном процессе./А.П. Гуляев – М., Госюриздат 1981. 81 с.

23.  Дармаева В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя/В.Д. Дармаева // Следователь. – 2002. –№ 10. 81 с.

24.  Зинатуллин З.З., Зезянов В.В. Судебная власть и правосудие по уголовным делам: соотношение с судебным контролем/З.З. Зинатуллин, В.В. Зезянов // Российский судья. – 2009. – № 5. 82 с.

25. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., изм. и доп./ Под. ред. Широкова М.В М.: НОРМА, 2010. 458 с.

26. Ларин А.М. Я – следователь./А.М. Ларин – М.,Колибри 1999. 212 с.

27.  Чепурнова Н.М. Судебный контроль в Российской Федерации: проблемы методологии, теории и государственно-правовой практики./Н.М. Чепурнова – Ростов-на-Дону, Юникс 2007. 114 с.

28.  Шимановский В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в советском уголовном процессе. /В.В. Шишмановский// Правоведение. – 2005. – № 2. 64 с.

29.  Юридический словарь. /Под общ. ред. Безлепкина. – М. 2002. 703с.

Судебная  практика

30.  По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 уголовно процессуального кодекса РСФСР, статьи 41 Уголовного кодекса РСФСР и статьи 36 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации в связи с запросом Подольского городского суда Московской области и жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2002 г. № 13// РГ-24 июля 2002 г. № 56

31.  По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан город Москва Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 18-П / РГ № 17 от 12 декабря 2003

32. О судебной практике по делам об убийстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 27 января 1999г. // "Российская газета", № 252. – 2003. – 16 дек.

33.  О применении судами норм Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. – № 5.

34.  О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1/ БВС – 2009-№ 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Процессуальное положение