Процессуальное положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют координальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное реше

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3 Следователь как участник процесса………………………………………….....5
§1. Понятия и процессуальное положение следователя…………………5
§2.Полномочия следователя………………………………………………18
Глава 2. Взаимодействия следователя с иными с иными участниками
процесса…………………………………………………………………21
§1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя………..…21
§2.Прокурорский надзор за деятельностью следователя……………...22
§3. Судебный контроль за деятельностью следователя…………...……24
§4. Взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании
уголовных дел…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….………32
Список литературы………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 99.74 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3 Следователь как участник  процесса………………………………………….....5

     §1. Понятия и процессуальное положение следователя…………………5

     §2.Полномочия следователя………………………………………………18

Глава 2. Взаимодействия следователя с иными  с иными  участниками 

               процесса…………………………………………………………………21                                                                                                         

     §1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя………..…21

     §2.Прокурорский  надзор  за деятельностью следователя……………...22

     §3. Судебный контроль за деятельностью следователя…………...……24

     §4. Взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании                                                      

      уголовных дел…………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………….………32

Список литературы………………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

     Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют координальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку и исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, и определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и так далее.

Выше перечисленные  задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что  именно следователь является органом  государства, который осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.

Раскрытие и  расследование преступлений, а также изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.

Отдельные стороны  проблемы процессуального статуса  следователя неоднократно рассматривались  в правовой науке. В работе, в частности, применяются работы таких ученых в сфере уголовно-процессуального и других отраслей права, как , и ряда других авторов, комментарии уголовно-процессуального законодательства, учебники уголовно-процессуального права.

Целью представленной работы является комплексный анализ проблем процессуального статуса следователя, который проведен по следующим направления:

-  всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников процессуального статуса следователя;

-  рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус следователя.

В рамках этих направлений предполагается решить следующие задачи:

-  выявить тенденции развития данных норм, регулирующих процессуальный статус следователя;

-  рассмотрение проблем процессуального статуса следователя, таких как процессуальная самостоятельность следователя.

Объектом научного анализа настоящей работы являются проблемы

процессуального статуса следователя как теоретическая категория так и правовое явление социальной действительности.

Методологической  основой исследования является диалектический метод. В ходе этого исследования использовались общенаучные и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Работа состоит  из следующих основных частей: введения, главы 1 «Следователь, как участник уголовного процесса», в которой будут рассмотрены вопросы о процессуальном положении и полномочиях следователя. Главы II, в которой будут раскрыты основные аспекты взаимодействия следователя с иными участниками уголовного процесса, заключения и списка использованных источников.

В Работе использованы работы таких ученых – процессуалистов, как И.В.Александров, Е.Д. Болташев, Шимановский В.В , В.П. Божьев, Т.В. Моисеевой, Н.Ф.Фатальниковой, А.В. Гриненко и других.

Нормативную базу составили такие нормативные  акты как: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования правового статуса следователя в уголовном процессе. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.

 
 
 

                                                                                                                                                                
 
 

Глава 1. Следователь как  участник уголовного процесса  

§1. Понятие и процессуальное положение следователя

Следователь –это должностное лицо, которое уполномочено осуществлять предварительное расследование уголовных дел ввиде предварительного следствия. Этот участник уголовного судопроизводства отнесен к числу участников со стороны обвинения. Но это не означает, что следователь  должен изобличать лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Закон требует от него, чтобы он, осуществляя доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость его деяния, а также влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, т.е. способствовал всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела.

В настоящее  время, следователями могут быть должностные лица, состоящие на государственной службе в Следственном комитете при Прокуратуре РФ, органах Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков  и психотропных веществ. К ведению этих органов отнесено расследование большинства уголовных дел о преступлениях, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью. При определенных в УПК РФ условиях они вправе осуществлять предварительное расследование и в форме дознания (п.7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Все следователи  пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами  и несут одинаковые процессуальные обязанности независимо от их ведомственной принадлежности. Уже давно у нас в стране обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, который объединил бы «под одной крышей» всех следователей независимо от их ведомственной принадлежности, однако, первые шаги к этому уже сделаны - Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ»[ 1 в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

Для решения  задач и вопросов , которые должны решаться в ходе предварительного расследования дел, следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия :

– возбуждать уголовные  дела;

– принимать  их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности;

– самостоятельно направлять ход расследования, принимать  решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (кроме  случаев, когда необходимо получение  судебного решения

– давать органам  дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных  мероприятий, об исполнении постановлений  и производстве иных процессуальных действий;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.2

При производстве предварительного следствия, следователь процессуально самостоятелен. Это проявляется не только в том, что он может сам направлять ход расследования, но и в том, что ему дано право при определенных в законе обстоятельствах не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе сделать это, если не согласен с указанием или решением прокурора: а) о привлечении лица в качестве обвиняемого; б) о квалификации преступления; в) об объеме обвинения; г) о передаче уголовного дела другому следователю.

Для решения  возложенных на следователя  задач (раскрыть преступление, изобличить виновного, не допустить привлечения в качестве обвиняемого невиновного и др.) следователь наделен значительными властными полномочиями:

– по собиранию  доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших и других лиц, назначение экспертизы, производство обысков, выемок, осмотров, совершение других предусмотренных  законом действий);

– по принятию решений, например, о привлечении в качестве обвиняемого, о признании потерпевшим, об окончании предварительного следствия (как правило, следователь составляет обвинительное заключение или прекращает уголовное дело).

Процессуальная  самостоятельность следователя  –  это положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного разрешения) и несет всю ответственность за их законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя с 2007 года обладает руководитель следственного органа путем дачи ему письменных указаний, заявлений о производстве следствия. В это же время следователю предоставлено право отстаивать свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу, а также при этом высказывать свои возражения.3

Следователь осуществляет государственно-правовую функцию расследования  преступлений. Для ее понимания, осуществления  и совершенствования важно исследование всей сущности принципа процессуальной самостоятельности следователя как субъекта расследования. Следователь является основным субъектом расследования потому, что он самостоятельно производит основное количество следственных и иных процессуальных действий. 4

Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает необходимые гарантии законности  а также обоснованности принимаемых следователем процессуальных решений. К этим гарантиям относятся закрепленные в действующих нормах принципы уголовного процесса: законности, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, презумпция невиновности, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, язык, на котором проводится предварительное расследование и другие.

В юридической  литературе высказаны суждения об отнесении  к основополагающим руководящим  началам, имеющий нормативно-правовой характер в уголовном судопроизводстве принцип процессуальной самостоятельности  следователя. Тем самым и подчеркивается определенная значимость данного принципа для дальнейшего укрепления законности и улучшения всей следственной работы.

Принципы уголовного процесса – вытекающие из природы Российского государства, теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность уголовного процесса, определяют построение всех его процессуальных форм, стадий и институтов и направляют уголовно-процессуальную деятельность на достижение задач и целей, поставленных государством перед уголовным судопроизводством в целом и стадии предварительного расследования в частности.  5

Все эти принципы составляют единую систему, ибо в своем осуществлении взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такая взаимосвязь проявится в любом действии, при вынесении любого процессуального решения следователя. Каждый принцип , вместе с тем условие обеспечивает  эффективность других принципов, а также всего процесса в целом.

Принцип процессуальной самостоятельности следователя  представляет собой реальную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений следователя, поскольку дает ему возможность в пределах установленной законодательством компетенции вполне самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных достоверных доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя, в чьем производстве находится дело и кто лично непосредственно вникает в сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их совокупности и принять наиболее оптимальные и верные и рациональные решения по каждому возникающему правовому вопросу.6

Информация о работе Процессуальное положение