Роль государственного обвинителя и его процессуальное положение в суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

В уголовном процессе процессуальное положение каждого из субъектов имеет свои особенности. Безусловно, центральной фигурой является суд, но и прокурор обладает широкими полномочиями практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. В уголовном процессе направление деятельности прокурора - поддержание государственного обвинения. Но это не значит, что прокурор во всех случаях и во что бы то ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела.

Работа содержит 1 файл

Основная.docx

— 53.79 Кб (Скачать)
  1. Процессуальное  положение прокурора в уголовном процессе
 

   В уголовном процессе процессуальное положение каждого из субъектов имеет свои особенности. Безусловно, центральной фигурой является суд, но и прокурор обладает широкими полномочиями практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. В уголовном процессе направление деятельности прокурора - поддержание государственного обвинения. Но это не значит, что прокурор во всех случаях и во что бы то ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа.[1, стр. 3]

   Эффективность деятельности прокурора на любой стадии в существенной мере зависит от правильного определения самими прокурорами своего процессуального положения. Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и больше практическое значение. Когда создавалась прокуратура как государственный орган по надзору за точным и единообразным исполнением законности, Н.А Назарбаев указывал на необходимость увязать эту функцию прокуратуры с поддержанием государственного обвинения в суде.

   Прокурор  любого ранга, выступая государственным  обвинителем, является представителем Генерального прокурора Республики Казахстан, он- блюститель законности в уголовном процессе. Поддержание государственного обвинения и осуществление надзора точным исполнением законов нужно рассматривать как проявление частного в общем. Прокурор наделен равными процессуальными правами наряду с другими участниками судебного разбирательства. Государственное обвинение занимает основное место среди других видов обвинений в судебном разбирательстве.

     Процессуальное положение прокурора  в уголовном процессе, формы и  методы его деятельности, задачи, решаемые в каждой отдельной  стадии и его полномочия определены  в Уголовно-Процессуальном Кодексе РК, а также в законе «О Прокуратуре».

     Процессуальное положение прокурора  в уголовном процессе, формы и  методы деятельности определяются  общими задачами судопроизводства  и непосредственными задачами, решаемыми  в каждой отдельной стадии. Применительно  к этому определены полномочия  прокурора в УПК.

     Широкими полномочиями прокурор  обладает в стадиях возбуждения  уголовного дела и предварительного  расследования. В них он осуществляет  уголовное преследование и надзор  за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.

     Прокурор надзирает за законностью  и обоснованностью возбуждения  уголовных дел или сам возбуждает  уголовное дело, осуществляет общее  руководство расследованием, направляя  его ход. Он вправе истребовать  у органа дознания и следователя  уголовное дело и материалы  о преступлениях, давать указания  о расследовании, отменять и  изменять вынесенные ими в  отступление от закона постановления,  продлевать сроки расследования  и содержания обвиняемого под  стражей, возвращать дела для  дополнительного расследования,  передавать дела для расследования  от одного следователя другому.  Прокурор вправе принять к  своему производству либо поручить  подчиненному ему прокурору или  следователю расследование любого  преступления. В этом случае прокурор  не становится органом предварительного  расследования, он остается прокурором.[2, ст. 30]

     Процессуальное положение прокурора  в судебных стадиях существенно  отличается от его положения  в стадии предварительного расследования.  В них прокурор утрачивает  властно-распорядительные полномочия  и участвует в ином процессуальном  качестве, а именно как государственный  обвинитель - сторона в процессе.

     В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование,  поддерживает перед судом государственное  обвинение, пользуясь равными  правами с другими участниками  судебного разбирательства. Эта  функция выполняется им в течение  всего разбирательства дела, независимо  от занятой позиции, в том  числе и тогда, когда он отказывается  от обвинения. Государственный  обвинитель принимает активное  участие в исследовании доказательств,  высказывает суду свои соображения  о применении уголовного закона  и меры наказания в отношении  подсудимого или обосновывает  свой отказ от обвинения. Свои  отношения с судом прокурор  должен строить на основе строжайшего  соблюдения принципов состязательности  и равенства прав сторон, независимости  судей и их подчинения только  закону .

     Будучи государственным обвинителем,  прокурор действует от имени  государства и, как ответственный  перед ним, поддерживает обвинение  в строгом соответствии с законом,  в пределах закона и в той  мере, в какой оно находит подтверждение  на судебном следствии. Если  в ходе судебного разбирательства  обвинение не находит подтверждения,  прокурор обязан отказаться от  него.

   Прокурор  вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом  интересов других лиц или ступить  в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и  законных интересов граждан, общества и государства

     В тех случаях, когда прокурор  не согласен с вынесенным в  судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе опротестовать судебное  решение, вступившее в законную  силу, в надзорном порядке.  В  стадиях кассационного и аппеляционного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений. В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.

     Процессуальное положение прокурора - государственный обвинитель только на стадии судебного разбирательства. Так, если обратиться к понятию государственный обвинитель, то мы увидим, что это прокурор, поддерживающий обвинение в суде, доказывающий виновность лица, привлеченного к уголовной ответственности. Государственный обвинитель принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого, осуществляет иную деятельность, является субъектом уголовного процесса и представляет сторону обвинения.

     В соответствии с главой 8 Уголовного Процессуального Кодекса Республики Казахстан прокурор выделен как участник уголовного процесса со стороны обвинения. Он является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

   Вопрос  о правовом статусе прокурора  является дискуссионным. Некоторые  авторы считают, что несмотря на то, что положение прокурора занимает достаточно высокое место и он наделен широкими полномочиями, законодательство не предоставляет никаких преимуществ  прокурору перед остальными участниками  процесса. Конечно это не значит что  процессуальное положение прокурора  ничем не отличается от процессуального  положения иных участников уголовного процесса. Но это не привилегия прокурора, а создание необходимых условий для успешного осуществления им возложенных на него функций. Есть и противоположное мнение. Оно принадлежит Ю.Худякову в УПК, пишет, он, даже терминологически определен особый правовой статус прокурора (осужденный или оправданный, гражданский истец или гражданский ответчик обжалуют приговор - подают аппеляционную жалобу, прокурор же опротестовывает приговор). Эта особенность определяет не преимущества прокурора, а обязанность стремиться к обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Неучастие прокурора в судебном разбирательстве в суде первой инстанции с последующей подачей кассационного протеста на состоявшийся приговор фактически означает отсрочку в представлении суду доводов обвинения и затягивание рассмотрения дела, что не соответствует обязанности государства обеспечить право быть судимым без неоправданной задержки. [3, стр. 67]

   Мы  придаем важное значение участию  прокурора в рассмотрении уголовных  дел судами. Утвердив обвинительное заключение по делу и направив дело в суд, прокурор, продолжая уголовное преследование, выступает в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. Участие прокурора в уголовном судопроизводстве не ограничивается только поддержанием обвинения. Процессуальное положение государственного обвинителя он занимает только в суде первой инстанции.

   По  уголовным делам частного обвинения  обвинение в судебном разбирательстве  поддерживает потерпевший. Государственное  обвинение могут поддерживать несколько  прокуроров. Если в ходе судебного  разбирательства обнаружится невозможность  дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему  в судебное разбирательство прокурору  суд предоставляет время для  ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в  судебном разбирательстве. Замена прокурора  не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены  в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд  может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует  в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также  по другим вопросам, возникающим в  ходе судебного разбирательства, высказывает  суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому  наказания. Прокурор предъявляет или  поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого  требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов. Если в ходе судебного разбирательства  государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное  подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.

     Из вышесказанного видно, что  в уголовном процессе прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживая перед судом государственное обвинение, пользуется правами как «особенного» блюстителя закона, что предает ему особый статус в ведении уголовного дела. 
 
 
 
 
 

   
  1. Полномочия  прокурора в досудебном  производстве
 
   
    1. Полномочия  прокурора по обеспечению законности дознания и следствия
 

   В соответствии со ст. 38 Закона РК « О прокуратуре» и ст. 197 УПК РК прокурору предоставлены широкие полномочия в осуществлении надзора за законностью предварительного следствия и дознания. Указания прокурору органам дознания и предварительного следствия в связи с расследованием ими уголовных дел даются в письменном виде и являются для них обязательными. Осуществляя надзор за расследованием преступлений путем дачи письменных указаний и поручений, отмены незаконных постановлений следователей и дознавателей, отстранения их о дальнейшего расследования уголовных дел, прокурором не только устраняет нарушения законности, но и оказывает положительное воздействие на организацию расследования преступлений.

   Свои  полномочия прокурор осуществляет независимо от других государственных органов  и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений, подчиняясь только закону и руководствуются  приказами и указаниями Генерального Прокурора.

   Прокурор  осуществляет надзор за законностью  актов и деятельностью органов  дознания и следствия, соблюдением  установленного законодательством  порядка разрешения заявлений и  сообщений о совершенных преступлениях  и проведения расследования. [4, стр. 200]

   Осуществляя надзор за законностью дознания и  следствия, прокурор:

   - получает для проверки от органов дознания и следствия уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия;

   - проверяет соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

   - санкционирует содержание под стражей и арест;

   - в необходимых случаях возбуждает уголовные дела, дает письменные указания о производстве расследования преступлений;

Информация о работе Роль государственного обвинителя и его процессуальное положение в суде