Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Несовершеннолетние - очень неустойчивая категория, на мой взгляд, это дети, которые с нормальной точки зрения вообще не должны совершать преступления, в демократическом, социально - устойчивом государстве. Конечно, очень много факторов влияет на несовершеннолетних, это и воспитание, надлежащее внимание родителей, в первую очередь, также государства со стороны компетентных органов. Окружение подростка и его общение со сверстниками или лицами старше его очень сильно влияет на его формирование, особенно в переходный период, когда как физиологически, так и психологически формируется личность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...1-2
Глава 1. Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
1.1 Понятие несовершеннолетнего. Особенности возрастных и психофизических изменений…………………………………………………………………………………....3-5 1.2 Правовое регулирование статуса несовершеннолетних……………………………...5-8
Глава 2. Особенности производства дел по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в части досудебного производства.
2.1 Формы предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Подследственность и подсудность………………………………………………………...9-10 2.2 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.2.3 2.3Выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство………………………………………………………………………………13-15
2.4 Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание меры пресечения..15-16
2.5 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого……………………..16-19
2.6 Предъявление несовершеннолетнему обвинения…………………………………...19-21
2.7 Особенности применения мер пресечения в отношении несовершеннолетнего....21-25
Глава3. Участие несовершеннолетнего на судебной стадии уголовного судопроизводства
3.1 Обязательное участие защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………………………………………………………………...26-27
3.2 Обязательное участие законных представителей в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………………………………………………....27-29
3.3Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия……………………………………………………………………………….29-32
Заключение…………………………………………………………………………….33-34
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 101.25 Кб (Скачать)

     Правовое  регулирование уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних проводится как на международном, так  и национальном уровне. На международном уровне это: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 года, Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 года, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних от 1 декабря 1990 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты, развития детей от 30 сентября 1990 года. На национальном уровне это – Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Постановление Пленума Верховного суда от 14 февраля 2000 года № 7 « О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Так, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних предусматривают в ст. 7.1 специализацию правосудия в отношении несовершеннолетних для решения комплексной задачи достижения социальной справедливости, защиты несовершеннолетних и поддержания порядка в обществе. Правила начинаются с того что, государства-участники должны стремиться, в соответствии со своими общими интересами, способствовать благополучию несовершеннолетнего и его или ее семьи5. Это является основной задачей этих правил, именно способствовать благополучию жизни ребёнка. Кроме того правила устанавливают широкие основные цели для максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Такие меры заботы в отношении молодежи, принимаемые до совершения правонарушений, являются основным содержанием политики, направленной на устранение необходимости применения настоящих Правил. Также Минимальные стандартные правила применяются к несовершеннолетним правонарушителям беспристрастно, без каких бы то ни было различий в отношении, например, расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения6. Это тоже одних из основных принципов, который закреплён на конституционном уровне. Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

     В Правилах также проговариваются основные права, гарантии несовершеннолетнего:  презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на аппеляцию в вышестоящую инстанцию, право на конфиденциальность. В правилах устанавливаются основные положения расследования и судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

     Конвенция о правах ребёнка 1989 года носит общий  характер. В ней закреплено то, что государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств7. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

     Основные права ребёнка закреплены именно в этом акте, это: каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу, право на свободу мысли, совести и религии. В полной мере все права ребёнка рассматриваются в международных актах, и находится под защитой.

     Наиболее  чёткое направление в регулировании  производства уголовного дела в отношении  несовершеннолетнего, на мой взгляд производят Руководящие принципы ООН  для предупреждения преступности среди  несовершеннолетних или по другому  Эр- Риядские руководящие принципы от 1 декабря 1990 года. В них говорится о том, что основным элементом борьбы с преступностью несовершеннолетних должно стать предупреждение преступности, а именно предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства8.

     Данные  принципы делают правильный акцент на том, что обеспечение благосостояния молодёжи должно начаться с раннего детства. Также в них говорится, следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:

     1. обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

     2.  специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;

     3. вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться в первую очередь с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

     4. обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;

     5. учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется;

     6. осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «нарушителя»,«правонарушителя» или «начинающего правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей9.

     В этих принципах особое внимание уделяется  категории - семья, в которой воспитывается  ребёнок. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. Также уделяется внимание образованию: правительства обязаны обеспечивать всем молодым людям доступ к государственной системе образования, социальной политике: правительственные учреждения должны уделять первоочередное внимание планам и программам для молодежи и предоставлять соответствующий объем финансовых средств, услуги, помещения и персонал для обеспечения надлежащего медицинского обслуживания, охраны психического здоровья, питания, жилья и оказания других соответствующих услуг, в том числе в области предупреждения злоупотребления наркотиками и алкоголем и лечения, обеспечивая, чтобы молодежь получала выделяемые на эти цели средства и использовала их в своих интересах, и конечно законодательству и отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних.

     Все акты на национальном уровне, а точнее: Уголовно-процессуальный кодекс, Постановление  Пленума Верховного суда опирается  в первую очередь на Конституцию  РФ и на международные акты, но Уголовно-процессуальный кодекс всё же из всех правовых актов, выше перечисленных, чётко определяет всю схему производства уголовного дела, именно – от стадии возбуждения и до окончания судебного разбирательства и вынесение приговора в отношении несовершеннолетнего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.Особенности производства дел по уголовным  делам в отношении  несовершеннолетних в части досудебного  производства.

     2.1Формы  предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Подследственность и подсудность

     В настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. По уголовным делам в отношении несовершеннолетних проводится как первая, так и вторая форма предварительного расследования. Зачастую форме дознания характерна дальнейшая смена на предварительное следствие10. Производство предварительного следствия устанавливает, как правило по всем уголовным делам. Исключение – уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 150 Уголовно – процессуального кодекса (далее УПК), речь идёт о конкретных составах преступлений.

     Как верно замечает Тетюев С. В., например, несовершеннолетний совершает преступление, предусмотренное ч.3 ст.150 УПК, то дознание производится обязательно, причём оно не ограничивается только возбуждением уголовного дела и проведением неотложных следственных действий, а предварительное следствие не обязательно. Если же преступление не предусмотрено в перечне ч.3 ст.150 УПК, то исходя из ч.2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия обязательно, а дознание ограничено возбуждением уголовного дела и проведением неотложных следственных  действий. Возникает вопрос: оправдан ли такой подход законодателя к решению вопроса о форме предварительного расследования преступлений подростков?

     Я согласна с ним в том, что это не соответствует принципу усиленной защиты интересов несовершеннолетних в уголовном процессе, который провозглашается в первую очередь международно – правовыми стандартами.

     Законодатель  должен чётко определить те преступления, по которым должно проводиться дознание, а по каким предварительное следствие, дабы избежать путаницы и добиться того, чтобы эти преступления раскрывались оперативно и с определенным результатом.

     Профессор М.С. Строгович подчёркивает, что  предварительное следствие состоит  в детальном, всестороннем и исчерпывающем  исследовании фактических обстоятельств  дела следователем, с тем, чтобы на основе собранных и проверенных  доказательств могло состояться решение о наличии или отсутствии оснований для предания обвиняемого суду11.

     Расследование преступлений несовершеннолетних в  форме предварительного следствия  в максимальной степени гарантирует  установление истины, справедливое и  гуманное обращение с подростком, находящимся в конфликте с  законом, способствует более полному  обеспечению законных прав и интересов  несовершеннолетних. Возможно, было бы видоизменить подход к расследованию преступлений, совершённых несовершеннолетними, по всем преступлениям, совершенным подростками ввести единообразную форму предварительного расследования, конкретнее – форму предварительного следствия.

     Я за то, чтобы  ввели  самостоятельную, целостную, структурированную, эффективную  систему по расследованию данных преступлений. Как пишет Туруева, в ряде европейских стран предварительное расследование в отношении несовершеннолетних ведётся специализированными полицейскими учреждениями, что является эффективным средством предупреждения преступности несовершеннолетних, обеспечивая быстроту и полноту расследования этих непростых дел12. На мой взгляд, с введением специализированных учреждений, которые бы только и расследовали такого рода преступления и введением суда для несовершеннолетних привело бы к полной защите прав несовершеннолетнего в нашей стране.

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что подследственность - это совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного следствия или дознания. Предварительное расследование по делам о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, производится в общем порядке следователями Следственного комитета, МВД, дознавателями органов внутренних дел (ч. 3 ст. 151, ст. 420 УПК). Подследственность уголовных дел несовершеннолетних распределяется по общим правилам подследственности.

Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних