Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Несовершеннолетние - очень неустойчивая категория, на мой взгляд, это дети, которые с нормальной точки зрения вообще не должны совершать преступления, в демократическом, социально - устойчивом государстве. Конечно, очень много факторов влияет на несовершеннолетних, это и воспитание, надлежащее внимание родителей, в первую очередь, также государства со стороны компетентных органов. Окружение подростка и его общение со сверстниками или лицами старше его очень сильно влияет на его формирование, особенно в переходный период, когда как физиологически, так и психологически формируется личность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...1-2
Глава 1. Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
1.1 Понятие несовершеннолетнего. Особенности возрастных и психофизических изменений…………………………………………………………………………………....3-5 1.2 Правовое регулирование статуса несовершеннолетних……………………………...5-8
Глава 2. Особенности производства дел по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в части досудебного производства.
2.1 Формы предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Подследственность и подсудность………………………………………………………...9-10 2.2 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.2.3 2.3Выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство………………………………………………………………………………13-15
2.4 Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание меры пресечения..15-16
2.5 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого……………………..16-19
2.6 Предъявление несовершеннолетнему обвинения…………………………………...19-21
2.7 Особенности применения мер пресечения в отношении несовершеннолетнего....21-25
Глава3. Участие несовершеннолетнего на судебной стадии уголовного судопроизводства
3.1 Обязательное участие защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………………………………………………………………...26-27
3.2 Обязательное участие законных представителей в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………………………………………………....27-29
3.3Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия……………………………………………………………………………….29-32
Заключение…………………………………………………………………………….33-34
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 101.25 Кб (Скачать)

     При неявке законного представителя  в судебное заседание надлежит выяснять причины и при наличии к  тому оснований привлекать к участию  в деле в качестве законных представителей других лиц из числа указанных  в п. 12 ст. 5 УПК (п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1).

     В соответствии со ст. 428 УПК законный представитель несовершеннолетнего подсудимого вправе давать показания. Суд может принять решение о допросе законного представителя в качестве свидетеля при его согласии, о чем выносит постановление (определение), разъясняя ему права, указанные в ч. 4 ст. 56 УПК. При допросе законный представитель из числа лиц, указанных в п. 4 ст. 5 УПК, предупреждается об уголовной ответственности только за дачу заведомо ложных показаний.

     Суд вправе отстранить законного представителя  несовершеннолетнего подсудимого  от участия в судебном разбирательстве, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб  интересам несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 428 УПК). В этом случае к участию в разбирательстве на основании постановления судьи допускается другой законный представитель несовершеннолетнего.

     К действиям, наносящим ущерб интересам  несовершеннолетнего подсудимого, следует относить невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного  представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего, либо уклонение от участия в деле в  качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными  и иными правами, отрицательное  влияние на несовершеннолетнего, создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

     Недопустимо привлечение к участию в деле в качестве законных представителей лиц, которые совершили преступление совместно с несовершеннолетним подсудимым, а также лиц, в отношении  которых несовершеннолетний совершил преступление.

     Если  лицо, совершившее преступление в  возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения дела в суде достигло совершеннолетия, полномочия законного представителя  по общему правилу прекращаются. В  исключительных случаях реализация этих функций может быть продолжена путем принятия судом решения  о распространении на лиц в  возрасте от 18 до 20 лет положений  об особенностях уголовной ответственности  несовершеннолетних. Такое решение  может быть принято исходя из характера  совершенного этим лицом деяния и  данных о его личности (ст. 88, 96 УК) с приведением соответствующих мотивов.

     Законные  представители несовершеннолетнего, достигшего к моменту производства по делу в судах апелляционной  и кассационной инстанций возраста 18 лет, вправе обжаловать судебное решение.

     3.3 Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия

     Статьёй 427 УПК предусматривается возможность  прекращения уголовного дела или  уголовного преследования в отношении  несовершеннолетнего с применением  к нему принудительных мер воспитательного  воздействия, предусмотренных ст.90 УК34.

     Уголовное преследование определяется законом  как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения  подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления (п. 55 ст.5 УПК).

     Уголовное преследование представляет собой  деятельность, связанную с преследованием конкретного лица, и его изобличение  в совершении преступления. Отказ  от дальнейшего преследования возможен в случае, если доказательств виновности (причастности) лица в совершении преступления не добыто35.

     Основанием  для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в  отношении несовершеннолетнего  с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ, является вывод дознавателя и прокурора  о возможности исправления данного  лица без применения к нему уголовного наказания. Такой вывод может  быть основан на совокупности различных  данных, содержащихся в материалах уголовного дела:

     1. о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания, указывающих на отсутствие необходимости изоляции его от общества и ближайшего окружения;

     2. об обстоятельствах совершения преступления, свидетельствующих о совершении противоправных действий под влиянием случайно сложившейся или изначально тяжелой жизненной ситуации, о позитивном посткриминальном поведении несовершеннолетнего (предпринятых им лично усилиях по заглаживанию причинённого вреда, оказанию помощи в расследовании преступления и т.д.)36.

     Прекращение уголовного преследования по данному  основанию возможно лишь при соблюдении следующих условий: доказанность в  деянии конкретного подозреваемого или обвиняемого всех элементов  состава преступления, достаточность  совокупности собранных доказательств  для привлечения его к уголовной  ответственности; согласие самого подозреваемого или обвиняемого на прекращение уголовного преследования именно по такому основанию, не дающему права на реабилитацию в порядке, предусмотренном главой 18 УПК; совершение преступления впервые, что означает отсутствие неснятой или непогашенной судимости; совершение преступления небольшой или средней тяжести, т.е. умышленного преступления, максимальное наказание за которое не превышает пяти лет лишения свободы, либо любого неосторожного преступления (ст. 15 УК). Дополнительным условием прекращения уголовного преследования на основании ст. 427 УПК является получение согласие прокурора, так как применение данного основания – это право, но не обязанность органа расследования или прокурора. Такое процессуальное решение должно приниматься с учетом всех обстоятельств дела и данных о личности субъекта, в отношении которого было возбуждено уголовное преследование. Отказ прокурора в согласовании данного процессуального решения предполагает направление уголовного дела в суд с обвинительным актом практически без собирания каких-либо дополнительных доказательств.

     Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующий  порядок прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

  1. Дознаватель, признав, что исправление несовершеннолетнего возможно путём применения не уголовного наказания, а принудительных мер воспитательного характера, выносит мотивированное постановление о прекращении уголовного дела и о возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия.
  2. Согласившись с постановлением дознавателя о прекращении дела, прокурор направляет уголовное дело в суд с соответствующим ходатайством.
  3. Судья оценивает собранные по делу доказательства и с учётом личности несовершеннолетнего принимает решение о возможности применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия, перечисленных в ст. 90 УК РФ.

     Данное  решение принимается в судебном заседании с участием несовершеннолетнего  обвиняемого (подозреваемого), его защитника  и законного представителя, а  также прокурора и с учётом их мнения. Обязательным является присутствие  лишь самого несовершеннолетнего обвиняемого ( ч. 4 ст. 108 и часть 2 ст. 427 УПК)37.

     Предупреждение, как правило, выносится несовершеннолетнему, совершившему  преступление небольшой  тяжести. Оно состоит в разъяснении  вреда, который он причинил своим  поступком, а также последствий  повторного совершения им преступлений.

     Передача  под надзор выражается в возложении на родителей (в том числе и  приёмных) и лиц их заменяющих, например усыновителей, либо на специализированный государственный орган обязанности  оказывать воспитательное воздействие  на несовершеннолетнего и контролировать его поведение. Перечень таких органов  приведен в Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

     Обязанность загладить причиненный вред возлагается  только с учётом имущественного положения  несовершеннолетнего и наличия  у него соответствующих трудовых навыков. Фактически это означает, что  применение данной принудительной меры воспитательного воздействия возможно лишь к подросткам старшего возраста (16-17 лет).

     Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего  заключается в запрещении посещения  последним определенных мест (ресторана, дискотеки, пивного бара), использования  определённых форм досуга, в том  числе связанных  с управлением  механическим транспортным средством; ограничении пребывания вне дома в определенное время суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Также может быть установлен запрет на общение с конкретными лицами, оказывающими негативное влияние на несовершеннолетнего  ( если это подтверждено материалами уголовного дела)возложена обязанность с определенной периодичностью являться на регистрацию в подразделение ПДН органа внутренних дел по месту жительства и т.п. В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК судья вправе назначить несовершеннолетнему сразу несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

     Рассматриваемое основание прекращения уголовного преследования – единственное из всех, предусмотренных действующим законодательством - является условным. Это означает, что решение о прекращении уголовного дела может быть отменено в случае систематического невыполнения несовершеннолетним обязанностей, возложенных на него постановлением судьи. В этом случае дело возвращается прокурору для завершения расследования составлением обвинительного акта с последующим направлением в суд38. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В результате данного исследования можно прийти к выводу, что в настоящее время сложилась определенная система организации предварительного расследования преступлений несовершеннолетних. Она законодательно и на ведомственном уровне закреплена УПК РФ, ведомственными нормативными актами.

     На  формирование нормативно-правовой основы досудебного производства по делам  о преступлениях несовершеннолетних косвенное влияние оказывали  международные документы в области  охраны прав несовершеннолетних и ребенка. Международные акты чётко устанавливают статус несовершеннолетнего, при этом, указывая на то, что данный субъект находится под защитой государства и гарантирует ему все права и защиту этих прав.

     Данное  обстоятельство в настоящее время  имеет принципиальное значение, поскольку  согласно ст. 1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство.

     Производство  по делам несовершеннолетних, как  на предварительном следствии, так  и на судебной стадии, имеет огромное значение. Так как в руках лиц  участвующих в процессе, находится  будущее несовершеннолетнего, т.е. объектом здесь является личность, чаще всего  окончательно не сформировавшаяся, находящаяся  в большой зависимости от окружения, среды, материального положения  и морального климата в семье  и т.д. Строгое соблюдение рассмотренных  требований, устранение формального  подхода неизбежно приведут к  значительному улучшению качества принимаемых судами решений по делам  о преступлениях несовершеннолетних и помогут предотвратить рост преступности среди подростков. Следователи и дознаватели обязаны соблюдать охраняемые законом права несовершеннолетнего при рассмотрении уголовного дела, принять к сведению все обстоятельства совершения преступления, а также учесть особенности несовершеннолетнего.

       Направление несовершеннолетних осужденных в места лишения свободы является неэффективной мерой наказания, что подтверждено многочисленными исследованиями. Поэтому возникает необходимость разрабатывать меры уголовно-правового воздействия в соответствии с международными стандартами, которые бы способствовали социальной адаптации несовершеннолетнего в обществе.

     Следовательно, одной из важнейших задач должно являться не столько «изобличение и  наказание виновного», сколько выявление  и устранение причин и условий, способствовавших правонарушению. А профилактическая работа суда не должна сводиться лишь к вынесению частных определений. Ведь суд должен «пронизывать» все  судебное разбирательство и во многом определять особенности исследования документов полученных на предварительном  следствии и в судебном разбирательстве  и вынести справедливое решение  по делу, так как в руках правосудия находится огромная власть.

     Также, хотелось бы отметить, что в национальном законодательстве, точнее уголовном процессуальном кодексе, по регулированию дел данной категории имеются кое-какие противоречия, относительно понятий обвиняемый несовершеннолетний и подозреваемый, зачастую данные понятия подменяют друг друга. Вот, например, ст.427 УПК содержит в себе противоречие относительно процессуального статуса несовершеннолетнего лица, в отношении которого возможно прекращение уголовного преследования в стадии предварительного расследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Так, в части 1 указанной статьи речь идёт только об обвиняемом, а в части «б» - об обвиняемом или подозреваемом.

     Таким образом, хотелось бы сказать, что в  этом плане наше законодательство следует  совершенствовать, стоит внести поправки относительно чёткости понятий и  определений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.// Рос. газ.- 1993. - 25 дек.
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка // Сб. междн-х договоров СССР. – 1993. XLVI.
  3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 г.http:// www. un. org. ru.(29 ноября 1985г.).
  4. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 1 декабря 1990 г. http: // www.un. org. ru (1 декабря 1990 г.). 

Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних