Прокуратура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Российской прокуратуре уже более 275 лет. Ее создание связано с государственными реформами Петра Великого. После образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем — прокуроров.

Содержание

1. Основные этапы развития прокуратуры
2. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
3. Направления прокурорской деятельности
4. Кадры органов прокуратуры

Работа содержит 1 файл

прокуратура 2.docx

— 28.66 Кб (Скачать)

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказании имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.          

Межрайонные природоохранные  прокуратуры со статусом районных и подчинением, соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Надзор  за исполнением экологических законов  на территории волжского бассейна — от истоков до Каспийского моря — осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.            

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года №12-111  Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:      

— Секретариат  Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);     

—   Организационно-контрольное управление;     

—   Управление кадров;     

— Управление по надзору за исполнением законов  и законностью правовых актов;     

—   Главное следственное управление, включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел;     

— Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;     

—   Организационно-методическое управление;     

—   Управление по расследованию особо важных дел;     

—  Отдел по надзору за расследованием особо важных дел — на правах управления;     

—   Отдел криминалистики — на правах управления;      

— Управление по надзору за исполнением законов  о федеральной безопасности;     

—  Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;     

—   Управление по делам несовершеннолетних и молодежи;      

—   Второе управление;     

— Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;     

— Управление по надзору за законностью постановлений  судов по гражданским делам;     

— Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;     

— Управление по надзору за исполнением законов  на транспорте и в таможенных органах;      

— Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;     

—  Управление правового обеспечения;     

—  Международно-правовое управление;     

— Отдел  реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления);     

— Центр  информации и общественных связей (на правах управления);     

— Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;     

— Отдел  писем (на правах управления);     

— Приемная (на правах управления);     

— Первый отдел (на правах управления);     

— Управление делами;     

— Управление делопроизводства;     

— Отдел  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления);     

— Отдел  безопасности (на правах управления);     

— Главная  военная прокуратура.         

В главных  управлениях, управлениях и отделах  устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.         

В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается  на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации — верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом  кандидатура на должность Генерального прокурора  не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам новую кандидатуру.         

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в  случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности  исполняет первый заместитель.         

Генеральный прокурор Российской Федерации несет  ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.         

В число  полномочий Генерального прокурора  входит назначение прокуроров всех звеньев  системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.         

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных, специализированных прокуратурах, образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.         

Сообщения о назначении прокуроров на должность  и об освобождении их от должности публикуются в печати.         

В Генеральной  прокуратуре РФ действует Научно – консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры. Положение о Научно – консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ.

Направления прокурорской деятельности           

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.          

Ч.1 ст. 1 гласит: " Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.         

Прокуратура Российской Федерации выполняет  и иные функции, установленные федеральными законами ".         

Цель  прокурорской деятельности также указана  в первой статье вышеуказанного закона. Ею является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства.         

Прокуратура осуществляет надзор. Это одно из направлений  прокурорской деятельности. Существует  4 отрасли прокурорского надзора (ч.2 ст. 1).        

Кроме отраслей прокурорского надзора  выделяют также другие направления деятельности прокуратуры:    

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно – процессуальным законодательством;      

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;     

— участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.            

Нужно отметить, что прокуратура РФ принимает  участие в правотворческой деятельности.             

Деятельность  прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно  выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и  местных органов и гласности; ст. 4 Закона о прокуратуре: " Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации:         

1. Прокуратура  Российской Федерации составляет  единую федеральную централизованную  систему органов (далее - органы  прокуратуры) и учреждений и  действует на основе подчинения  нижестоящих прокуророввышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.          

2. Органы  прокуратуры:         

осуществляют  полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;         

действуют гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной  и иной специально охраняемой законом  тайне;         

информируют федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также  население о состоянии законности.          

3. Прокуроры  и следователи органов прокуратуры  (далее - прокуроры и следователи)  не могут быть членами выборных  и иных органов, образуемых  органами государственной власти  и органами местного самоуправления.          

4. Прокурорские  работники не могут являться  членами общественных объединений,  преследующих политические цели, и принимать участие в их  деятельности. Создание и деятельность  общественных объединений, преследующих  политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры и  следователи в своей служебной  деятельности не связаны решениями  общественных объединений.         

5. Прокурорские  работники не вправе совмещать  свою основную деятельность с  иной, оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой".           

Единство  и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение о том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.            

Независимость прокуратуры от местных  органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию.              

Информация о работе Прокуратура