Прокуратура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Российской прокуратуре уже более 275 лет. Ее создание связано с государственными реформами Петра Великого. После образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем — прокуроров.

Содержание

1. Основные этапы развития прокуратуры
2. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
3. Направления прокурорской деятельности
4. Кадры органов прокуратуры

Работа содержит 1 файл

прокуратура 2.docx

— 28.66 Кб (Скачать)

Оглавление:   

    1.     Основные этапы развития прокуратуры  

    2.     Система, структура и порядок образования органов прокуратуры  

    3.     Направления прокурорской деятельности  

    4.     Кадры органов прокуратуры   
     

Основные  этапы развития прокуратуры            

Российской  прокуратуре уже более 275 лет. Ее создание связано с государственными реформами Петра Великого. После  образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем — прокуроров.          

Постепенно  прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Начал складываться прокурорский корпус. Прокуроры осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывая генерал-губернаторам о выявленных  недостатках. Обнаружив нарушение, 

прокурор  сначала устно предлагал устранить  его, а при неподчинении устному  распоряжению мог принести письменный протест в орган, нарушивший закон, а далее в соответствующую  коллегию или в Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие. Если сведения о нарушениях поступали к вышестоящему прокурору, то он обязан был принять меры к  быстрому и правильному рассмотрению дела. Примерно в то же время создается  и губернская прокуратура, начало которой  положили прокуроры надворных судов. Но с созданием Министерства юстиции  в 1802 году, министр юстиции стал одновременно занимать должность генерал-прокурора, а губернская прокуратура стала  превращаться в орган юстиции  на местах. Это стало возможным  потому, что не существовало единого  законодательства об организации и  деятельности прокуратуры.            

В 1864 году появляются основы организации прокуратуры  как базирующегося на иерархической  дисциплине, единоначального и независимого от местных, административных  и судебных органов института.           

Существовали  судебные уставы, но они урегулировали  лишь вопросы деятельности прокурора  в суде. Элементы общего надзора, присущие прокурорскому надзору в дореформенный  период,  были забыты. Однако впослереформенное время законодатель пытался вернуться к этим проблемам, но практических шагов в этом направлении предпринято не было.           

Развитие  нового, независимого государства означает установление в стране нового правопорядка, новой законности. С расстояния почти 80 лет, сейчас нам по-другому видятся  события, последовавшие после революции  и их последствия, но эта наша история  вне зависимости от временных  рамок.  Известно, что при каждой экономической формации, при развитии государственной системы существовали законы выражавшие, либо волю господствующего класса, либо волю народа. Государство должно было вести надзор за исполнением законов выражавших эту волю.     Так в эпоху Советской власти большое значение придавалось законности, требовалось строжайшее его соблюдение. Хотя на некоторых этапах были, конечно, нарушения этого принципа. В начальном этапе развития Советского государства  прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Считалось, что это присуще старому Царскому режиму и не соответствует новым требованиям. Поэтому в течение 5 лет власть существовала без прокуратуры, или же органы прокуратуры действовали разрозненно так как, каждая область имела свою прокуратуру. Понятно, что все это не могло способствовать действенному надзору на территории всей страны.   Поэтому  назрела необходимость в создании органов прокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году. 28 мая постановлением ВЦИК было утверждено положение "О прокурорском надзоре", таким образом было учреждена прокуратура как самостоятельный орган. На нее возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.          

Чрезвычайно сложные условия работы были причиной и следствием того, что многие работники  государственного аппарата действовали  методами, выработанными в годы гражданской  войны, т.е. права граждан повсеместно  нарушались. Эта было следствием, что  в органы прокуратуры пошли жалобы на нарушения законности и прав граждан. Положение усугублялось  еще и тем, что местные органы государственной власти не всегда понимали значение и задачи, как органов прокуратуры, так и судов. Вместе с тем, с первых дней своей деятельности органы прокуратуры принимали все усилия  к надлежащему выполнению возложенных на них государством задач.          

Определенные  трудности возникали в тридцатые  годы в осуществлении прокурорского  надзора за следствием и дознанием  и за законностью задержания. Прокуроры, которые проявили непримиримость к  нарушениям законности со стороны  государственных органов за необоснованные аресты, несоблюдение порядка содержания под стражей граждан, сами подвергались репрессиям. Органы ГПУ-НКВД вели политику обособления руководства методами лишения свободы. Доступ прокуроров к местам содержания осужденных был строго ограничен.          

С созданием  в 1938 году усовершенствованной системы  органов прокуратуры, прокуроры  союзных республик, областей стали  назначаться Генеральным Прокурором СССР.        Налаживающаяся тенденция к улучшению была подорвана начавшейся в 1941 году войной. На фронт ушли лучшие работники.          

В этих условиях задачи органов прокуратуры  заключались в основном в обеспечении  выполнения законов направленных на обеспечение обороноспособности страны.   После войны началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны и мирных норм жизни.  Возникли новые социальные проблемы, которые не всегда решались государственными органами  должными мерами и соблюдением законности. Это препятствовало действительному прокурорскому надзору за соблюдением законов вхозяйственной и в социальной сферах. Вслед за количественным ростом населения страны увеличилась штатная численность и изменилась структура органов прокуратуры.         

В 60-80-е  годы в органах прокуратуры были не только достижения. Административно-командная  система руководства страной  вобравшая в себя волюнтаристские  методы организации и деятельности не обошла вниманием и прокуратуру. Многим работникам прокуратуры и  правоохранительных органов не хватило  принципиальности, чтобы противостоять  незаконному давлению и необоснованному  вмешательству в их деятельность. Этим в основном и объясняются  появившиеся в тот период факты  привлечения к уголовной ответственности  и арестов лиц, не совершавших  преступлений, а позволивших себе сигнализировать о негативных фактах против должностных лиц. Также в 70-х и 80-х годах на органы прокуратуры  было возложено множество не свойственных прокурорскому надзору обязанностей, которые в значительной степени  отодвинули на второй план ее главные  функции по надзору за законностью.          

Много нового в теорию и практику деятельности прокуратуры внес Закон о прокуратуре  РФ, принятый 17 января 1992 года.  

Система, структура и порядок  образования органов  прокуратуры             

Основными нормативно–правовыми актами, где  описана система, структура и  порядок образования органов  прокуратуры являются Конституция  РФ (ст. 129) и Закон о прокуратуре.          

ст. 129 КРФ  гласит:         

"1. Прокуратура  Российской Федерации составляет  единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров  вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации.         

2. Генеральный  прокурор Российской Федерации  назначается на должность и  освобождается от должности Советом  Федерации по представлению Президента  Российской Федерации.         

3. Прокуроры  субъектов Российской Федерации  назначаются Генеральным прокурором  Российской Федерации по согласованию  с ее субъектами.         

4. Иные  прокуроры назначаются Генеральным  прокурором Российской Федерации.          

5. Полномочия, организация и порядок деятельности  прокуратуры Российской Федерации  определяются федеральным законом  ".           

В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится:         

" 1. Систему  прокуратуры Российской Федерации  составляют Генеральная прокуратура  Российской Федерации, прокуратуры  субъектов Российской Федерации,  приравненные к ним военные  и другие специализированные  прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, редакции печатных изданий,  являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов  и районов, другие территориальные,  военные и иные специализированные  прокуратуры.         

Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально - бытового и хозяйственного назначения.         

2. Образование,  реорганизация и ликвидация органов  и учреждений прокуратуры, определение  их статуса и компетенции осуществляются  Генеральным прокурором Российской  Федерации.         

3. Создание  и деятельность на территории  Российской Федерации органов  прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры Российской  Федерации, не допускаются ".                     

В основе построения системы прокурорских органов  лежит административное и национально-государственное  устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов  Российской Федерации имеется соответствующая  прокуратура.          

Так, в  прокураторах субъектов Федерации  действуют сообразно административно - территориальному делению прокуратуры  городов и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах — столицах республик, краевых и областных центрах — образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.            

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:       

— прокуратуры  республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;        

— прокуратуры  городов, районов;

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления  некоторых субъектов РФ. Например, в Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Существуют так называемые специализированные прокуратуры.           

В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно - территориальных образованиях и на режимных объектах.          

Транспортные  прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте   на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.          

Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру.          

Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры  военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.          

Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель  Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный  прокурор.          

В систему  специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ. Перечень особо важных объектов определяется Правительством Российской Федерации.          

Информация о работе Прокуратура