1. Введение
2. Задачи, стоящие
перед органами прокуратуры
3. Принципы организации
и деятельности прокуратуры
4. Система, структура
и организация органов прокуратуры
5. Компетенция деятельности
органов прокуратуры
6. Список используемой
литературы
Введение.
Прокурорский надзор
за точным и единообразным исполнением
законов в Российской Федерации рассматривается
как одна из самостоятельных форм государственной
деятельности, обеспечивающая успешную
реализацию задач по укреплению законности
и правопорядка в Российской Федерации,
осуществление принципов социальной
справедливости. Важно отметить, что прокурорский
надзор рассматривается как одна из наиболее
существенных гарантий по охране прав
и законных интересов граждан.
Нормативным источником для деятельности
органов прокуратуры до 1992 года являлся
во всех союзных республиках общесоюзный
закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках
в силу строгой централизации органов
прокуратуры не было своих республиканских
законов о прокуратуре. С принятием Закона
Российской Федерации «О прокуратуре
Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная
прокуратура Российской Федерации и подчиненные
ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив,
ранее им не свойственных. Практическая
необходимость принятия этого Закона
обусловлена и тем, что в условиях катастрофического
роста преступности в РФ, в том числе преступности
организованной и коррумпированной, а
также ухудшающейся её криминогенной
характеристики, возрастает роль органов
прокуратуры в раскрытии и расследовании
каждого совершенного преступления, в
обеспечении одного из основополагающих
принципов уголовного судопроизводства
- неотвратимости наказания за совершенное
преступление.
Конституция РФ и Закон «О
прокуратуре Российской Федерации»
содержат основополагающие принципы организации
и деятельности органов прокуратуры, содержание
актов прокурорского реагирования на
установленные нарушения, а также средств
прокурорского воздействия, как на устранение,
так и на предупреждение нарушений закона,
дана классификация этих процессуальных
документов, предъявляемые к ним требования
и необходимые реквизиты.
Закон «О прокуратуре Российской
Федерации» сохранил традиционно
сложившиеся отрасли прокурорского надзора
и основные направления деятельности
органов прокуратуры, тем не менее, каждое
из них претерпело определенную трансформацию.
Следует иметь в виду, что в
процессе реализации судебной
реформы и дальнейшего совершенствования
всех отраслей права невозможно обойтись
без глубокого и обстоятельного познания
всех нововведений в законодательстве.
Задачи, стоящие перед
органами прокуратуры.
Прокуратура Российской
Федерации - это единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени
РФ надзор за соблюдением Конституции
РФ и исполнением законов, действующих
на территории РФ.
Прокуратура РФ выполняет и
иные функции, установленные федеральными
законами.
Органы прокуратуры выполняют
задачи, сформулированные в Конституции
РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», иных нормативных
актах РФ и республик в её составе, а также
в приказах и указаниях Генерального прокурора
РФ.
Перед
Генеральным прокурором РФ и подчиненными
ему прокурорами поставлена задача основополагающего
характера: осуществление надзора за точным
и единообразным исполнением действующих
на территории РФ законов органами местного
самоуправления краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, краевой, областной
администрации, администрации автономной
области и автономных округов. Сюда же
включается осуществление надзора за
исполнением законов министерствами и
ведомствами, иными органами государственного
и хозяйственного управления и контроля,
предприятиями, учреждениями, организациями
и объединениями, вне зависимости от их
подчиненности, общественными организациями
и движениями, должностными лицами и гражданами.
Эта задача, сформулированная в
законе, охватывает в целом всю
деятельность органов прокуратуры по
всем отраслям надзора и основным направлениям
деятельности органов прокуратуры.
Реализуя свои полномочия по
осуществлению надзора за точным
и единообразным исполнением законов,
прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные
органы государственной власти и управления,
общественные формирования, должностные
лица и граждане действовали на основе
законности, обеспечивали в соответствии
с предоставленными им правами и возложенными
на них обязанностями охрану правопорядка,
интересов общества, прав и свобод граждан,
соблюдение требований государственной
и трудовой дисциплины.
Задачи органов прокуратуры по
осуществлению надзора за точным
и единообразным исполнением законов
конкретизированы в Законе «О прокуратуре
РФ». В соответствии со ст.2 Закона органы
прокуратуры имеют задачей обеспечить
верховенство закона, единства и укрепления
законности, социально- экономических,
политических и иных прав и свобод граждан,
суверенных прав
РФ и республик
в составе РФ, прав других национально-государственных
и административно-территориальных образований
местного самоуправления, местных представительных
органов, органов исполнительной власти,
предприятий, учреждений и организаций,
общественных и политических организаций
и движений, кооперативных, акционерных
объединений, осуществляющих реализацию
программы рыночной экономики в стране.
Всей своей деятельностью органы
прокуратуры призваны воспитывать
должностных лиц и граждан в духе неуклонного
исполнения возложенных на них Конституцией
обязанностей, строгого соблюдения предписаний
законодателя.
Определяя сущность и назначение
прокурорского надзора в каждой
из его отраслей, Закон «О прокуратуре
РФ», Генеральный прокурор РФ в своих приказах
руководящего характера ставят перед
прокурорами конкретные задачи по выявлению,
устранению и предупреждению на будущее
нарушений или отступлений от закона.
В сфере общего надзора задачи
прокуроров состоят в том, чтобы
правовые акты, издаваемые указанными
государственными органами власти и управления,
а также должностными лицами, соответствовали
Конституции и иным законам, а также постановлениям
Правительства РФ и правительств республик
в составе РФ.
Перед органами прокуратуры поставлена
также задача, чтобы общий надзор
стал надежной преградой на пути местничества
и ведомственности, подрывающих основы
законности в государстве, ее единства
и неуклонного исполнения. Прокуроры призваны
содействовать обеспечению твердого правового
режима переориентации экономического
механизма на основы рыночной экономики,
внедрению принципов хозяйственного расчета,
самофинансирования и самоокупаемости.
Особую остроту в настоящее время приобретает
задача по исполнению законов в следующих
направлениях: об охране от всяких посягательств
общегосударственной собственности; о
соблюдении государственной и трудовой
дисциплины; об охране природы и рационального
использования ее ресурсов; о борьбе с
пьянством, алкоголизмом и наркоманией;
о защите прав и законных интересов граждан.
При осуществлении надзора за
исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия
Генеральный прокурор РФ и подчиненные
ему прокуроры строят вою работу, исходя
из задач, сформулированных в Законе «О
прокуратуре РФ» и УПК.
Прокуроры должны обеспечить
осуществление надзора таким
образом, чтобы каждое преступление было
быстро и полно раскрыто; ни одно лицо,
виновное в совершении преступления, не
избежало установленной законом ответственности;
задержание лиц, подозреваемых в совершении
преступления, производилось не иначе
как в порядке и по основаниям, установленным
в законе; никто не подвергался незаконному
и необоснованному привлечению к уголовной
ответственности или иному ограничению
в правах; никто не был заключен под стражу
без санкции прокурора или судебного решения;
соблюдался установленный законом порядок
возбуждения уголовных дел, применения
указанных в законе мер процессуального
принуждения; при расследовании преступления
неуклонно соблюдались требования закона
о всестороннем, полном и объективном
исследовании всех обстоятельств дела,
выяснялись как уличающие, так и оправдывающие
обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие
и смягчающие его ответственность; выявлялись
причины совершения преступления и способствующие
им условия, принимаемые следственными
органами меры по их устранению; обеспечивались
конституционные гарантии неприкосновенности
и жилища, требования принципа презумпции
невиновности.
В стадии надзора за исполнением
законов при рассмотрении судами
уголовных дел перед Генеральным прокурором
РФ и подчиненными ему прокурорами стоят
задачи следующего характера: обеспечение
требований закона о всестороннем, полном,
объективном и своевременном рассмотрении
уголовных дел во всех судебных инстанциях;
квалифицированное, на высоком профессиональном
уровне поддержание государственного
обвинения по уголовным делам; способствовать
суду постановить по каждому уголовному
делу законный, обоснованный и справедливый
приговор; обеспечить своевременное и
правильное обращение приговоров, определений
и постановлений к исполнению.
В уголовно-процессуальном законе
сформулированы также задачи прокуроров
в различных стадиях судебного разбирательства
уголовных дел: при принятии судом уголовных
дел к производству и выполнении по ним
необходимых процессуальных действий
(ст. 221-228 УПК); при поддержании прокурором
государственного обвинения по уголовным
делам (ст. 248 УПК); в случаях опротестования
прокурором незаконных и необоснованных
приговоров, определений и постановлений
судов (ст. 325, 342-347 УПК); при производстве
по уголовным делам в порядке надзора
(ст. 371, 375 и 377 УПК); при исполнении приговоров,
определений и постановлений суда (ст.
356-370 УПК); при возобновлении уголовных
дел по вновь открывшимся обстоятельствам
(ст.384-386 УПК).
Задача прокуроров состоит в
повышении воспитательного значения
судебных процессов, их предупредительного
значения в отношении склонных к правонарушениям
граждан.
В стадии исполнения приговоров
перед прокурорами стоят задачи,
сформулированные в Законе «О прокуратуре
РФ», а также УПК и ИТК. Они состоят в следующем:
- обеспечить законность
и обоснованность водворения осужденных
в исправительно-трудовую колонию определенного
судебным приговором режима содержания;
- соблюдение закона
и требований режима осужденными в период
их отбывания наказания, связанного с
лишением свободы, как в рабочих, так и
в жилых зонах;
- исполнение законодательства,
регламентирующего порядок и условия
содержания и перевоспитания осужденных,
законность и обоснованность издаваемых
администрацией исправительно-трудовых
учреждений правовых актов и опротестование
тех из них, которые несоответствуют закону;
- проверка законности
дисциплинарной практики;
- соблюдение установленных
законом прав и обязанностей осужденных;
- своевременное
и обоснованное освобождение осужденных
от отбывания наказания, как в связи с
полным отбыванием назначенного судом
наказания, так и в случаях досрочного
освобождения по основаниям, указанным
в законе;
- давая в судебном
заседании квалифицированные заключения,
способствовать суду вынести законное
и обоснованное определение об условном
или условно- досрочном освобождении осужденного
от отбывания наказания и приносить протесты
в тех случаях, когда такие определения
судов не соответствуют или противоречат
закону.
В сфере надзора в гражданском
судопроизводстве перед прокурорами
стоят следующие задачи: обеспечить требования
закона о всестороннем, полном и объективном
исследовании судом обстоятельств гражданского
дела и способствовать суду принять по
делу законное, обоснованное и справедливое
решение (ст. 185-187 ГПК); во всех стадиях
гражданского судопроизводства своевременно
принимать предусмотренные законом меры
к устранению нарушений закона, от кого
бы эти нарушения не исходили (ст. 12 ГПК);
принимать обязательное участие в рассмотрении
судами гражданских дел в случаях, предусмотренных
законом (ст. 234, 255, 261 ГПК, ст. 59 КоБС); в случаях,
требующих вмешательства прокурора, как
блюстителя законности, обратиться в суд
с исковым заявлением о защите прав и законных
интересов государственных органов и
общественных организаций, а также отдельных
граждан (ст. 126 ГПК); своевременно опротестовать
в кассационном порядке каждое незаконное
и необоснованное решение суда (ст. 282 и
315 ГПК), а также давать в кассационной
инстанции законное, обоснованное и мотивированное
заключение по кассационной жалобе участников
процесса или кассационному протесту
прокурора (ст. 303 ГПК); глубоко и обстоятельно
проверять жалобы на судебные решения,
вступившие в законную силу, и в случаях
отказа в принесении надзорного протеста
составлять обоснованное заключение,
направляя лицу, обратившемуся с жалобой,
мотивированный ответ (ст. 322 ГПК); при принесении
надзорного протеста строго руководствоваться
требованиями, сформулированными в ст.
324 и 328 ГПК о содержании протеста и заключении
прокурора в суде надзорной инстанции.