1. Введение             
2. Задачи, стоящие 
перед органами прокуратуры
3. Принципы организации 
и деятельности прокуратуры           
4. Система, структура 
и организация органов прокуратуры     
5. Компетенция деятельности 
органов прокуратуры                  
6. Список используемой 
литературы 
 
 
                                
 
 
 
 
 
 
 
  Введение. 
 Прокурорский надзор 
за точным и единообразным исполнением 
законов в Российской Федерации рассматривается 
как одна из самостоятельных форм государственной 
деятельности, обеспечивающая успешную 
реализацию задач по укреплению законности 
и правопорядка в Российской Федерации, 
осуществление принципов социальной  
справедливости. Важно отметить, что прокурорский 
надзор рассматривается как одна из наиболее 
существенных гарантий по охране прав 
и законных интересов граждан.
        
Нормативным источником для деятельности 
органов прокуратуры до 1992 года являлся 
во всех союзных республиках общесоюзный 
закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках 
в силу строгой централизации органов 
прокуратуры не было своих республиканских 
законов о прокуратуре. С принятием Закона 
Российской Федерации «О прокуратуре 
Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная 
прокуратура Российской Федерации и подчиненные 
ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, 
ранее им не свойственных. Практическая 
необходимость принятия этого Закона 
обусловлена и тем, что в условиях катастрофического 
роста преступности в РФ, в том числе преступности 
организованной и коррумпированной, а 
также ухудшающейся её криминогенной 
характеристики, возрастает роль органов 
прокуратуры в раскрытии и расследовании 
каждого совершенного преступления, в 
обеспечении одного из основополагающих 
принципов уголовного судопроизводства 
- неотвратимости наказания за совершенное 
преступление.
       
Конституция РФ и Закон «О 
прокуратуре Российской Федерации» 
содержат основополагающие принципы организации 
и деятельности органов прокуратуры, содержание 
актов прокурорского реагирования на 
установленные нарушения, а также средств 
прокурорского воздействия, как на устранение, 
так и на предупреждение нарушений закона, 
дана классификация этих процессуальных 
документов, предъявляемые к ним требования 
и необходимые реквизиты.
       
Закон  «О прокуратуре Российской 
Федерации» сохранил традиционно 
сложившиеся отрасли прокурорского надзора 
и основные направления деятельности 
органов прокуратуры, тем не менее, каждое 
из них претерпело определенную трансформацию.
       
Следует иметь в виду, что в 
процессе реализации судебной 
реформы и дальнейшего совершенствования 
всех отраслей права невозможно обойтись 
без глубокого и обстоятельного познания 
всех нововведений в законодательстве.
               
 
Задачи, стоящие перед 
органами прокуратуры. 
  Прокуратура Российской 
Федерации - это единая федеральная централизованная 
система органов, осуществляющих от имени 
РФ надзор за соблюдением Конституции 
РФ и исполнением законов, действующих 
на территории РФ.
       
Прокуратура РФ выполняет и 
иные функции, установленные федеральными 
законами.
       
Органы прокуратуры выполняют 
задачи, сформулированные в Конституции 
РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», иных нормативных 
актах РФ и республик в её составе, а также 
в приказах и указаниях Генерального прокурора 
РФ.
      Перед 
Генеральным прокурором РФ и подчиненными 
ему прокурорами поставлена задача основополагающего 
характера: осуществление надзора за точным 
и единообразным исполнением действующих 
на территории РФ законов органами местного 
самоуправления краев, областей, автономной 
области, автономных округов, городов 
Москвы и Санкт-Петербурга, краевой, областной 
администрации, администрации автономной 
области и автономных округов. Сюда же 
включается осуществление надзора за 
исполнением законов министерствами и 
ведомствами, иными органами государственного 
и хозяйственного управления и контроля, 
предприятиями, учреждениями, организациями 
и объединениями, вне зависимости от их 
подчиненности, общественными организациями 
и движениями, должностными лицами и гражданами.
       
Эта задача, сформулированная в 
законе, охватывает в целом всю 
деятельность органов прокуратуры по 
всем отраслям надзора и основным направлениям 
деятельности органов прокуратуры.
       
Реализуя свои полномочия по 
осуществлению надзора за точным 
и единообразным исполнением законов, 
прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные 
органы государственной власти и управления, 
общественные формирования, должностные 
лица и граждане действовали на основе 
законности, обеспечивали в соответствии 
с предоставленными им правами и возложенными 
на них обязанностями охрану правопорядка, 
интересов общества, прав и свобод граждан, 
соблюдение требований государственной 
и трудовой дисциплины.
       
Задачи органов прокуратуры по 
осуществлению надзора за точным 
и единообразным исполнением законов 
конкретизированы в Законе «О прокуратуре 
РФ». В соответствии со ст.2 Закона органы 
прокуратуры имеют задачей обеспечить 
верховенство закона, единства и укрепления 
законности, социально- экономических, 
политических и иных прав и свобод граждан, 
суверенных прав
 РФ и республик 
в составе РФ, прав других национально-государственных 
и административно-территориальных образований 
местного самоуправления, местных представительных 
органов, органов исполнительной власти, 
предприятий, учреждений и организаций, 
общественных и политических организаций 
и движений, кооперативных, акционерных 
объединений, осуществляющих реализацию 
программы рыночной экономики в стране.
       
Всей своей деятельностью органы 
прокуратуры призваны воспитывать 
должностных лиц  и граждан в духе неуклонного 
исполнения возложенных на них Конституцией 
обязанностей, строгого соблюдения предписаний 
законодателя.
       
Определяя сущность и назначение 
прокурорского надзора в каждой 
из его отраслей, Закон «О прокуратуре 
РФ», Генеральный прокурор РФ в своих приказах 
руководящего характера ставят перед 
прокурорами конкретные задачи по выявлению, 
устранению и предупреждению на будущее 
нарушений  или отступлений от закона.
       
В сфере общего надзора задачи 
прокуроров состоят в том, чтобы 
правовые акты, издаваемые указанными 
государственными органами власти и управления, 
а также должностными лицами, соответствовали 
Конституции и иным законам, а также постановлениям 
Правительства РФ и правительств республик 
в составе РФ.
       
Перед органами прокуратуры поставлена 
также задача, чтобы общий надзор 
стал надежной преградой на пути местничества 
и ведомственности, подрывающих основы 
законности в государстве, ее единства 
и неуклонного исполнения. Прокуроры призваны 
содействовать обеспечению твердого правового 
режима переориентации экономического 
механизма на основы рыночной экономики, 
внедрению принципов хозяйственного расчета, 
самофинансирования и самоокупаемости. 
Особую остроту в настоящее время приобретает 
задача по исполнению законов в следующих 
направлениях: об охране от всяких посягательств 
общегосударственной собственности; о 
соблюдении государственной и трудовой 
дисциплины; об охране природы и рационального 
использования ее ресурсов; о борьбе с 
пьянством, алкоголизмом и наркоманией; 
о защите прав и законных интересов граждан.
       
При осуществлении надзора за 
исполнением законов органами 
дознания и предварительного следствия 
Генеральный прокурор РФ и подчиненные 
ему прокуроры строят вою работу, исходя 
из задач, сформулированных в Законе «О 
прокуратуре РФ» и УПК.
       
Прокуроры должны обеспечить 
осуществление надзора таким 
образом, чтобы каждое преступление было 
быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, 
виновное в совершении преступления, не 
избежало установленной законом ответственности; 
задержание лиц, подозреваемых в совершении 
преступления, производилось не иначе 
как в порядке и по основаниям, установленным 
в законе; никто не подвергался незаконному 
и необоснованному привлечению к уголовной 
ответственности или иному ограничению 
в правах; никто не был заключен под стражу 
без санкции прокурора или судебного решения; 
соблюдался установленный законом порядок 
возбуждения уголовных дел, применения 
указанных в законе мер процессуального 
принуждения; при расследовании преступления 
неуклонно соблюдались требования закона 
о всестороннем, полном и объективном 
исследовании всех обстоятельств дела, 
выяснялись как уличающие, так и оправдывающие 
обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие 
и смягчающие его ответственность; выявлялись 
причины совершения преступления и способствующие 
им условия, принимаемые следственными 
органами меры по их устранению; обеспечивались 
конституционные гарантии неприкосновенности 
и жилища, требования принципа презумпции 
невиновности.
       
В стадии надзора за исполнением 
законов при рассмотрении судами 
уголовных дел перед Генеральным прокурором 
РФ и подчиненными ему прокурорами стоят 
задачи следующего характера: обеспечение 
требований закона о всестороннем, полном, 
объективном и своевременном рассмотрении 
уголовных дел во всех судебных инстанциях; 
квалифицированное, на высоком профессиональном 
уровне поддержание государственного 
обвинения по уголовным делам; способствовать 
суду постановить по каждому уголовному 
делу законный, обоснованный и справедливый 
приговор; обеспечить своевременное и 
правильное обращение приговоров, определений 
и постановлений к исполнению.
       
В уголовно-процессуальном законе 
сформулированы также задачи прокуроров 
в различных стадиях судебного разбирательства 
уголовных дел: при принятии судом уголовных 
дел к производству и выполнении по ним 
необходимых процессуальных действий  
(ст. 221-228 УПК); при поддержании прокурором 
государственного обвинения по уголовным 
делам  (ст. 248 УПК); в случаях опротестования 
прокурором незаконных и необоснованных 
приговоров, определений и постановлений 
судов  (ст. 325, 342-347 УПК); при производстве 
по уголовным делам в порядке надзора  
(ст. 371, 375 и 377 УПК); при исполнении приговоров, 
определений и постановлений суда (ст. 
356-370 УПК); при возобновлении уголовных 
дел по вновь открывшимся обстоятельствам  
(ст.384-386 УПК).
       
Задача прокуроров состоит в 
повышении воспитательного значения 
судебных процессов, их предупредительного 
значения в отношении склонных к правонарушениям 
граждан.
       
В стадии исполнения приговоров 
перед прокурорами стоят задачи, 
сформулированные в Законе «О прокуратуре 
РФ», а также УПК и ИТК. Они состоят в следующем: 
  - обеспечить законность 
  и обоснованность водворения осужденных 
  в исправительно-трудовую колонию определенного 
  судебным приговором режима содержания; 
 
  - соблюдение закона 
  и требований режима осужденными в период 
  их отбывания наказания, связанного с 
  лишением свободы, как в рабочих, так и 
  в жилых зонах; 
 
  - исполнение законодательства, 
  регламентирующего порядок и условия 
  содержания и перевоспитания осужденных, 
  законность и обоснованность издаваемых 
  администрацией исправительно-трудовых 
  учреждений правовых актов и опротестование 
  тех из них, которые несоответствуют закону; 
 
  - проверка законности 
  дисциплинарной практики; 
 
  - соблюдение установленных 
  законом прав и обязанностей осужденных; 
 
  - своевременное 
  и обоснованное освобождение осужденных 
  от отбывания наказания, как в связи с 
  полным отбыванием назначенного судом 
  наказания, так и в случаях досрочного 
  освобождения по основаниям, указанным 
  в законе; 
 
  - давая в судебном 
  заседании квалифицированные заключения, 
  способствовать суду вынести законное 
  и обоснованное определение об условном 
  или условно- досрочном освобождении осужденного 
  от отбывания наказания и приносить протесты 
  в тех случаях, когда такие определения 
  судов не соответствуют или противоречат 
  закону.
 
       
В сфере надзора в гражданском 
судопроизводстве перед прокурорами 
стоят следующие задачи: обеспечить требования 
закона о всестороннем, полном и объективном 
исследовании судом обстоятельств гражданского 
дела и способствовать суду принять по 
делу законное, обоснованное и справедливое 
решение (ст. 185-187 ГПК); во всех стадиях 
гражданского судопроизводства своевременно 
принимать предусмотренные законом меры 
к устранению нарушений закона, от кого 
бы эти нарушения не исходили (ст. 12 ГПК); 
принимать обязательное участие в рассмотрении 
судами гражданских дел в случаях, предусмотренных 
законом (ст. 234, 255, 261 ГПК, ст. 59 КоБС); в случаях, 
требующих вмешательства прокурора, как 
блюстителя законности, обратиться в суд 
с исковым заявлением о защите прав и законных 
интересов государственных органов и 
общественных организаций, а также отдельных 
граждан (ст. 126 ГПК); своевременно опротестовать 
в кассационном порядке каждое незаконное 
и необоснованное решение суда (ст. 282 и 
315 ГПК), а также давать в кассационной 
инстанции законное, обоснованное и мотивированное 
заключение по кассационной жалобе участников 
процесса или кассационному протесту 
прокурора (ст. 303 ГПК); глубоко и обстоятельно 
проверять жалобы на судебные решения, 
вступившие в законную силу, и в случаях 
отказа в принесении надзорного протеста 
составлять обоснованное заключение, 
направляя лицу, обратившемуся с жалобой, 
мотивированный ответ (ст. 322 ГПК); при принесении 
надзорного протеста строго руководствоваться 
требованиями, сформулированными в ст. 
324 и 328 ГПК о содержании протеста и заключении 
прокурора в суде надзорной инстанции.