Прокурор в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Содержание

Введение 3
1.Принципы организации и деятельности прокуратуры 6
2. Осуществление прокурором уголовного преследования 9
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования 16
Заключение 28
Список использованных источников 31
Введение

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

Принцип законности означает, что органы прокуратуры  осуществляют свои функции  в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип гласности в организации  и деятельности прокуратуры  выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых  идет речь в Конституции  РФ, в обязанности  информирования федеральных  органов власти, органов  власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, а  также населения  о состоянии законности. Органы прокуратуры  обязаны действовать  гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям  федеральных законов  об охране прав и  свобод граждан, а  также законодательства о государственной  и иной специально охраняемой законом  тайте.

Генеральный прокурор РФ не подотчетен палатам Федерального Собрания и Президенту РФ. Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 12 Закона о прокуратуре, Генеральный  прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии  законности и правопорядка в РФ и о проделанной  работе по их укреплению.

Стоит отметить, что изложенные положения Закона о прокуратуре  отражают и развивают  конституционные  принципы организации  прокуратуры как  специфического самостоятельного органа государственной  власти Российской Федерации. По сравнению с  ранее действовавшим  Законом о прокуратуре  новый закон, восприняв  его позитивные нормы, отличается от прежнего многими принципиально  новыми положениями, применение которых, несомненно, будет  способствовать повышению  роли прокуратуры  в укреплении законности и правопорядка. Нельзя не отметить и следующие  новые весьма важные положения. Согласно ст. 2 Закона Генеральная  прокуратура РФ в  пределах своей компетенции  осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает  соглашения по вопросам правовой помощи и  борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров  РФ. Осуществление  Генеральной прокуратурой России этих полномочий имеет важное значение для повышения  эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в  борьбе с преступностью  в Российском государстве.

2. Осуществление прокурором  уголовного преследования

Прежде  чем говорить о  функции уголовного преследования в  деятельности прокурора  по уголовным делам, необходимо понять, что же входит в  понятие «уголовное преследование».

Уголовное преследование осуществляется органами прокуратуры  в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации. Стоит отметить, что  в УПК РСФСР  не было такого понятия, как «уголовное преследование», и в юридической  практике встречались  разные толкования данного  термина, так, например, профессор, доктор юридических  наук Чувилев А.А, считает, что, «по-видимому, под уголовным  преследованием необходимо понять возбуждение  уголовных дел  в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями  прокуратуры, а также  действия прокуроров, направленные на обеспечение  неотвратимости ответственности  лиц, виновных в совершении преступлений (дача указаний о возбуждении  уголовных дел  в отношении конкретных лиц, применении к  ним мер пресечения, направлении дел  с обвинительным  заключением в  суд и т.п.), на стадии предварительного расследования, а также поддержание  государственного обвинения  в судах»[ Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.; Спарк, 1999 С.324]. Теперь, данный пробел устранен, и  в соответствии с  УПК РФ, под уголовным  преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях  изобличения подозреваемого, обвиняемого в  совершении преступления (п. 55 ст.5 УПК РФ).

Помимо  прокурора уголовное  преследование могут  осуществлять следователь  и начальник следственного  отдела, орган дознания и дознаватель, а  также «Потерпевший, его законный представитель  и (или) представитель  вправе участвовать  в уголовном преследовании  обвиняемого, а по уголовным делам  частного обвинения - выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном настоящим  Кодексом» (ст. 22 УПК  РФ). Однако, как отмечает Тихонов А. К, прокурору  принадлежит главная, решающая роль в осуществлении  этой деятельности. Ведь прокурор вправе лично возбуждать уголовное дело (следователь  и дознаватель  могут делать это  только с согласия прокурора), а также  его расследовать независимо от подследственности  и от совершенного преступления и завершать  расследование принятием  решения по обвинительному заключению или обвинительному акту, в том числе  и лично составить  обвинительное заключение и направить дело в суд.[ Уголовный  процесс: Сборник  учебных пособий. /Уголовное  преследование (Александров  А.С., Поляков М.П.) Особенная часть. Вып. 2 - М.: ИМЦ ГУК  МВД России, 2005 С.105] Особенности полномочий прокуроров при уголовном  преследовании проявляются  в том, что прокурор вправе принять к  своему производству или поручить подчиненному ему прокурору  или следователю  расследование любого преступления. Основанием для этого могут  быть состояние законности при расследовании  преступлений, уровень  квалификации соответствующих  работников правоохранительных органов и их кадрового  обеспечения в  целом, иные обстоятельства[ Прокурорский надзор Российской Федерации: Учебник /Под ред. А. А. Чувилова. - М.: Юристъ, 2003. С.72].

Необходимо  отметить, что уголовное  преследование - это  деятельность стороны  обвинения на всех его стадиях, хотя происходит она в  различных порядке  и формах. В данном понятии отражается суть состязательного  способа подготовки и поддержания  обвинения посредством  досудебной подготовки оснований уголовного иска, предъявления уголовного иска и  поддержания его  в суде. Как отмечает Александров А.С.: - «в теоретическом  плане уголовное  преследование в  досудебный период есть деятельность, направленная на подготовку, процессуальное обоснование материально-правовых притязаний обвинительной  власти к лицу, предположительно совершившему преступление» [ Уголовный процесс: Сборник учебных  пособий. Особенная  часть.- М.: ИМЦ ГУК  МВД России, 2005 С.359]. Уголовное преследование, таким образом, с  одной стороны, есть односторонняя обвинительная  деятельность, нацеленная на обоснование уголовного иска, и неразрывно связанная с понятием обвинения.

В суде уголовное преследование  имеет форму поддержания  обвинения обвинителем, т.е. представляет собой  исковую деятельность. Исковая деятельность обвинителя - это  главным образом  судебная деятельность, однако совершенно очевидно, что обвинительная  деятельность в широком  смысле этим не исчерпывается: понятно, что предъявление и поддержание  уголовного иска в  суде является продолжением той обвинительной  деятельности (уголовного преследования), что  была начата в досудебный период. Досудебная подготовка уголовного иска - есть обвинительный  розыск, деятельность по собиранию обвинительных  доказательств, принятие мер процессуального  принуждения и  иных мер, реально  ограничивающих права  и свободы или (и) ставящих их под угрозу ограничения, с целью  установления лица, совершившего преступление, изобличения этого  лица, пресечения его  преступных действий, обеспечения возмещения вреда, причиненного его преступными  действиями, обоснование  обвинения. Поэтому, досудебное производство - это уголовное  судопроизводство с  момента получения  сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в  суд для рассмотрения его по существу (п.9 ст. 5 УПК РФ). Значит, следует связывать уголовное преследование со всем досудебным судопроизводством, включая в него допроцессуальную проверку оснований для возбуждения уголовного дела.

Таким образом, публичное  досудебное уголовное  преследование - это  досудебная деятельность прокурора и иных органов уголовного преследования по подготовке уголовного иска.

Но  в судебном производстве уголовное преследование  реализуется в  новых формах. Обвинение  в суде, поддержание  обвинения - есть судебное уголовное преследование. В соответствие с  законодательством, важнейшим направлением деятельности прокуратуры  является участие  прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно разделу IV Закона о  прокуратуре, посвященному этому вопросу, участие  прокурора в рассмотрении дел судами осуществляется в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством  России и другими  федеральными законами. Так, в судебных стадиях  прокурор осуществляет уголовное преследование  посредством поддержания  государственного обвинения  в суде первой (ст. 246 УПК РФ) и апелляционной  инстанции (366 УПК  РФ); обжалования  в апелляционном  и кассационном порядке  судебные решения, не вступившие в законную силу (354 УПК РФ); ходатайствования о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления  суда (ст. 402 УПК РФ).

Итак, как мы видим, в  судебном разбирательстве  по уголовным делам  прокурор (с одной  стороны) участвует  в качестве государственного обвинения, и в  этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный  обвинитель принимает  участие в судебном следствии (допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании документов, вещественных доказательств, заключений экспертов). В судебных прениях он выступает  с обвинительной  речью, в которой  дает оценку собранным  доказательствам, высказывает  свое мнение о доказанности обстоятельств, имеющих  значение для дела, квалификации преступления, наказании и по другим вопросам, которые  предстоит решить суду при постановлении  приговора.

С другой стороны, после  постановления приговора, вынесения иного  решения судом  по уголовному или  гражданскому делу прокурор, если он приходит к  выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к  ее устранению, и  здесь он выполняет  функцию надзора  за соблюдением законности, возложенную на него Конституцией РФ и  Законом о прокуратуре. В этих целях прокурор или его заместитель  в пределах своей  компетенции приносит в вышестоящий  суд кассационный или частный протест  на незаконное или  необоснованное решение, приговор, определение  или постановление  суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут  приносить протест  только по делу, в  рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор  или его заместитель  независимо от участия  в судебном разбирательстве  вправе в пределах своей компетенции  истребовать из суда любое дело или  категорию дел, по которым решение, приговор, определение  или постановление  вступили в законную силу. Усмотрев, что  решение, приговор, определение  или постановление  суда являются незаконными  или необоснованными, прокурор приносит протест  в порядке надзора  или обращается с  представлением к  вышестоящему прокурору. Протест на решение, приговор, определение  или постановление  суда до начала его  рассмотрения судом  может быть отозван  прокурором, принесшим  протест.

Таким образом, законодатель различает досудебное уголовное преследование  и поддержание  государственного обвинения  в суде (ч. 1,2,4 ст. 37 УПК РФ). В досудебный период (на предварительном  расследовании) обвинительная  функция прокуратуры  состоит в отыскании  доказательств виновности, оценки их и привлечение  к суду обвиняемого. Далее прокурорское уголовное преследование  осуществляется в  форме разрешаемого судом состязания прокурора с обвиняемым.

В то же время из ч.1 и ч.5 ст. 37 УПК РФ вытекает, что функция  уголовного преследования  является по существу единой для прокурора.

Важно, что прокурор в  уголовном деле выступает  как субъект материального  права на уголовный  иск и обладает диспозитивными полномочиями по распоряжению этим правом и другими  своими процессуальными  правами. Иные органы уголовного преследования  выступают как  помощники, процессуальные «слуги» прокурора. Это в полной мере относится и к  должностным лицам  органов дознания, наделяемых прокурором на поддержание государственного обвинения в суде. Но прокурор обладает монополией на должностное  официальное государственное  обвинение.

Необходимо  отметить, что функция  уголовного преследования  является одной из преобладающих в  деятельности прокуратуры, как органе, наделенном обвинительной властью. Понятие «обвинительная власть» позволяет  охарактеризовать правовое положение прокурора  в уголовных делах, где интерес общества заключается в  наказании лица, виновного  в совершении преступления, чья вина доказана в порядке, установленном  законом. Нормальная форма уголовного процесса, сводится к юридическому спору  в суде обвинительной  власти, официальным  представителем которой  призван быть прокурор, с обвиняемым, свободно защищающим себя по вопросам виновности и наказания. В  этом споре прокуратуре  принадлежит право  и обязанность  от имени государства  доказать виновность и требовать наказания, т.е. власть обвинительная  или уголовное  обвинение. Прокурору  же принадлежит и  право отказаться от обвинения.

Имеются два вида обвинения:

частное обвинение - когда  уголовное преследование  осуществляется частным  лицом, пострадавшим от преступления;

публичное обвинение - когда  идеальным субъектом  преследования выступает  общество или государство  во имя общественных интересов.

В современном публичном  уголовном процессе частное обвинение  играет незначительную роль и производится только по узкой категории уголовных  дел (часть 2 ст. 20 УПК РФ допускает  обвинение только по четырем составам преступлений, предусмотренных с. 115, 116, 129 и 130 УК РФ).

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе