Прокурорский надзор в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Работа содержит 1 файл

Прокурорский надзор в сфере государственного управления.docx

— 15.05 Кб (Скачать)

Прокурорский надзор в сфере государственного управления

Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными  Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными  органами, предприятиями, организациями  и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается  на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура не вмешивается  в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных в нарушении  законности, требующих непосредственного  прокурорского реагирования. Общий  надзор осуществляется по двум основным направлениям:

надзор за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений, их должностных  лиц, общественных организаций Конституции, законам, декретам, указам Президента, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь; надзор за соблюдением законов  и иных нормативных актов всеми  гражданами.

Объем общего надзора  прокуратуры ограничивается конкретной деятельностью органов управления – изданием актов управления, совершением  действий  по выполнению законов  и иных нормативных актов.

Надзор за точным соответствием закону осуществляется в отношении как индивидуальных, так и нормативных актов управления. Особо надо подчеркнуть,  что несоответствие закону нормативных актов влечет за собой многочисленные нарушения  прав граждан, а также других участников правовых отношений, в том числе  органов государства, общественных организаций.

Надзор за законностью  актов и действий Совета Министров  Республики Беларусь прокуратура не осуществляет. Это функция Конституционного Суда Республики Беларусь.

Осуществляя надзор, прокурор не имеет право:

отменять какие-либо акты органов управления и их должностных  лиц; осуществлять контрольно-ревизионные  действия; давать какие-либо указания; применять меры дисциплинарного  и административного воздействия. рокурор использует особые методы деятельности и формы правового реагирования на нарушения законности.

Полномочия прокурора  по общему надзору заключаются в  праве: 

требовать акты органов  управления, предприятий, учреждений, организаций; требовать от руководителей  поднадзорных органов и должностных  лиц представления необходимых  документов и материалов, статистических и иных сведений; проводить на месте  проверку исполнения законов в деятельности поднадзорных органов; требовать от руководителей поднадзорных органов  проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий  и организаций; вызывать должностных  лиц, граждан и требовать от них  объяснений по поводу нарушений закона.

Методами общенадзорной  деятельности прокурора являются:

проверка актов, издаваемых поднадзорными органами (проверяется  компетенция или форма его  издания, не наносит ли его исполнение ущерб государству, не ущемляет ли законные права и интересы граждан и  т.д.); проверка исполнения законов в  деятельности органов управления, предприятий, учреждений, организаций; участие прокурора в заседаниях исполкомов (с правом совещательного голоса); использование материалов контрольно-ревизионных органов; обобщение заявлений и жалоб граждан; обобщение судебно-следственной практики; обобщение и изучение публикуемых в печати сообщений о нарушении законности.

Актами прокурорского  надзора являются протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление.

Обнаружив незаконные действия или противозаконный акт  управления, прокурор приносит протест.

Согласно ст. 35 Закона о прокуратуре Республики Беларусь протест выносится на противоречащие закону приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и иные акты управления. Протесты выносятся либо в органы, издавшие эти акты, либо в вышестоящие  органы.

Принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, а также в иных, предусмотренных  законом случаях, приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста.

Орган государственного управления, в который принесен протест, обязан рассмотреть его в 10-дневный  срок и сообщить прокурору результаты рассмотрения. При этом протест может  быть удовлетворен или отклонен. В  отношении лиц, своевременно не рассмотревших  протест, прокурор имеет право поставить  вопрос перед вышестоящим органом  управления о привлечении к дисциплинарной ответственности. О дне рассмотрения протеста уведомляется прокурор, который  может лично участвовать при  его рассмотрении.Протест должен быть юридически обоснованным. Необоснованные протесты подрывают авторитет органов  прокуратуры, не способствуют укреплению законности. Поэтому в протесте должны отмечаться не только факты, но и указываться, какой именно закон нарушен. И  важно, чтобы протест был вынесен  своевременно. В случае нерассмотрения протеста или его отклонения, прокурор имеет право обратиться в суд  с заявлением об отмене акта, который  противоречит закону, или прекращении  незаконных действий.

Представление отличается от протеста тем, что имеет предупредительный  характер.

Представление вносится в соответствующие органы в том  случае, когда, обобщая судебно-следственную практику, изучая жалобы, заявления, проверяя состояние законности, присутствуя  на собраниях и совещаниях, прокурор устанавливает факты, свидетельствующие  об отсутствии порядка, дисциплины, организованности в каких-либо звеньях управления или в работе должностных лиц.

В представлении  прокурор анализирует имевшиеся  у него факты, послужившие основанием для данного представления.

Вместе с тем  в представлении необходимо указать, кто виновен в нарушениях законов  и какие меры следовало бы принять  для устранения причин, порождающих  эти нарушения, и предотвращения возможности их повторения.

Представление должно быть основано на достоверных фактах и внесено своевременно.

Представление, как  и протест, подлежит безотлагательному  рассмотрению органом или должностным  лицом, которому оно адресовано.

О принятых мерах  в месячный срок должно быть письменно  сообщено прокурору.

В процессе осуществления  надзора за законностью прокуроры  правомочны выносить постановления  и ставить вопрос перед соответствующими государственными органами или общественными  организациями о привлечении  нарушителей законом к дисциплинарной или административной ответственности. Если нарушение законности носит злостный и преступный характер, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

В необходимых случаях  прокурор принимает меры к обеспечению  возмещения материального ущерба, причиненного нарушителям закона.

Прокурор имеет  право выносить предписания о  немедленном устранении нарушений  закона. Предписание выносится в  случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может  причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации  или гражданина.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно  сообщается прокурору.

При несогласии с  требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть  такую жалобу в десятидневный  срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания.

На практике довольно часто встречаются устные обращения  прокурора к руководителям органов  управления с разъяснением закона и  предложением восстановить нарушение  прав и интересов граждан.

Официальное предупреждение прокурора о недопустимости нарушений  закона выносится письменно, объявляется  должностным лицам и гражданам  в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном  предупреждении, лицо, которому оно  объявлено, может быть привлечено к  ответственности в установленном  законом порядке.

Информация о работе Прокурорский надзор в сфере государственного управления