Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

В учреждениях пенитенциарной системы РФ продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц, сопровождающаяся постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека1 и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона в местах лишения свободы…………………………………………………………6
Надзор за соблюдением законности исполнения наказаний в виде лишения свободы…………………………………………………………………………….9
Надзор за исполнением законов администрациями учреждений применяющих назначенные судом принудительные меры медицинского характера…………………………………………………………………………14
Особенности организации надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу……………….....16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах лишения свободы.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Посещая данные объекты  прокурор проверяет:

- какова продолжительность  рабочего дня;

-правильность начисления  заработной платы;

-предоставляются ли  осужденным дни отдыха;

- выдается ли в необходимых  случаях специальная одежда и  дополнительное питание;

- отвечает ли организация  труда требованиям правил безопасности

- прокурор знакомится  с актами о несчастных случаях,  материалами служебных расследований и проверяет законность принятых решений.

5. Соблюдены ли требования  материально-бытового и медико-санитарного  содержания лиц. Осуществляя проверку в данном направлении прокурор знакомится с отчетностью о динамике заболеваемости по основным группам болезней, выявляемости заболеваний, смертности, о вспышках инфекционных заболеваний, групповых отравлениях и особое внимание уделяется заболеваниям туберкулезом и его лечении.

6. При проверке учета  и регистрации жалоб и предложений осужденных прокурор проверяет:

- книгу регистрации  письменных жалоб и заявлений;

- журнал учета прима  администрацией осужденных по  личным вопросам;

- проверяются личные  дела осужденных.

Прокурор устанавливает:

- как учитываются жалобы  и заявления осужденных;

-своевременно ли они  направляются адресату;

- правильно ли разрешаются  жалобы;

-объявляются ли осужденным  результаты рассмотрения их жалобы.

7. Проверяет законность  применения физической силы, специальных  средств и оружия.

8. Проверяет законность  применения к лицам мер дисциплинарного  воздействия, взысканий и поощрений,  и при этом должен:

- пресекать случаи  неопределенного предоставления  лицам дополнительных льгот;

- следить за тем,  чтобы налагаемые взыскание соответствовали тяжести и характеру совершенного проступка;

- прокурор должен реагировать  на факты оставления безнаказанными  лиц нарушивших порядок отбывания  наказания;

- проверяет обоснованность  применения мер поощрения;

- проверяет законность  и обоснованность помещения лица в карцер, штрафные и дисциплинарные изоляторы, причем содержание лиц в данных местах должно быть документально оформлено. Отсутствие документов является основанием для отмены наложенного взыскания.

Проверка предполагает глубокое знание проверяющим действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства, нормативных правовых и ведомственных актов, регулирующих условия, порядок содержания и отбывания наказания. Ей должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающейся тенденции в поднадзорных учреждениях, основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля; жалобами, заявлениями и обращениями осужденных; другой имеющейся информацией).5

Проверки по своему назначению могут быть общими, имеющими цель ознакомиться с состоянием законности в том  или ином учреждении в полном объеме, и целевыми, когда есть необходимость  проверить отдельные вопросы (обоснованность жалобы, правомерность применения к осужденному оружия и т.д.).

Постановление и требование прокурора относительно исполнения установленных законом порядка  и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.6

Прокурорская проверка заканчивается составлением акта.

 

 

  1. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений применяющих назначенные судом принудительные меры медицинского характера

Различают следующие  виды мер принудительного характера:

  1. Принудительные меры воспитательного воздействия которые применяются в отношении несовершеннолетних впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести.

Такие меры воспитательного  воздействия применяют следующие учреждения:

- специальные воспитательные  учреждения для несовершеннолетних  относящиеся к ведению Министерства обороны;

- это лечебно-воспитательные  учреждения относящиеся к ведению  Министерства здравоохранения куда  направляются несовершеннолетние  с физиологическими недостатками  или психическими расстройствами.

2. Принудительные меры медицинского характера, которые назначаются судом лицам:

- совершившим деяния  в состоянии невменяемости у  которых после совершения преступления  наступило психическое расстройство, что делает невозможным исполнение  наказания;

- лицам страдающим  психическим расстройством.

Применяемые в данных случаях меры:

  1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
  2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
  3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа;
  4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре с интенсивным наблюдением.

В системе Министерства внутренних дел в целях медико-санитарного  обеспечения осужденных организуется специальные психиатрические больницы, а для содержания и амбулаторного  лечения осужденных больных наркоманией, алкоголизмом создаются лечебно-исправительные учреждения.

При проверке специализированных воспитательных учреждений для несовершеннолетних прокурор проверяет следующие вопросы:

  1. Порядок и сроки пребывания несовершеннолетних в этих учреждениях;
  2. Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. Состояние материального, бытового и медико-санитарного обеспечения;
  4. Проверяется уровень воспитательной работы;
  5. При проверке порядка исполнения принудительных мер медицинского характера прокурор проверяет следующее:

- помещено ли лицо  в медицинское учреждение того  типа, которое определено судом;

- соблюдены ли права  и интересы лиц помещенных  в данное учреждение;

- имеются ли случаи  жестокого обращения с лицами  находящимися на принудительном лечении;

- не отпали ли, основания  для принудительного лечения  или напротив не прекращено  ли оно преждевременно.

 

4. Особенности организации надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Генеральный прокурор приказывает проводить проверки в изоляторах временного содержания ежедневно, а медицинском изоляторе ежемесячно.

При проверке изолятора  временного содержания прокурор:

1.Ежедневно посещает  камеры изолятора временного  содержания, опрашивает находящихся в них лиц и проверяет наличие и законность документов, которые являются основанием для содержания лица в изоляторе временного содержания;

2. Прокурор проверяет  книгу учета лиц, доставленных  в изолятор временного содержания;

3. Прокурор проверяет  сроки пребывания лиц в изоляторе временного содержания;

4. Прокурор проверяет  соблюдение администрацией прав  лиц содержащихся в изоляторах  временного содержания;

5. Прокурор должен  обращать внимание на то как выполняет начальник изолятора временного содержания обязанность своими постановлениями освобождать задержанных срок содержания которых истек, а уведомление о его продлении не поступило;

6. При установлении  лиц незаконно содержащихся в  изоляторах временного содержания  прокурор освобождает их своим  постановлением и принимает меры по привлечению к ответственности должностное лицо допустившее нарушение закона.

 

Заключение

 

Таким образом, прокурорский надзор предстает в качестве одной  из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.

В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению  законности в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными.

Также в заключении хотелось бы привести ответ  Дмитрия Анатольевича Медведева на вопрос руководителя медиа-холдинга «Уральский рабочий» Льва Кащеева «недавно началась и продолжается реформа правоохранительных органов, как, по-вашему, не нужна ли, не назрела ли подобная реформа исправительной системы?» Дмитрий Анатольевич ответил: «Я такую, может, сейчас скажу экстремистскую мысль, но я скажу. Они вообще никогда не работают на исправление. И дело не в том, что они у нас сами по себе не самого высокого качества, мягко говоря. У нас действительно исправительно-трудовая система, она на 95 процентов советская. А вообще подобного рода наказания редко кого исправляют.

Именно поэтому  за последние несколько лет я всё-таки старался проводить несколько иную уголовную политику, когда суровым должно быть наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но в этом случае, когда мы осуждаем людей, расчёт идёт не на исправление, а, скажем честно, на их изоляцию от общества. На то, чтобы они не совершали преступлений, находясь в обычной среде.

Что же касается исправления, то эта конструкция  может применяться только к тем, кто совершил не тяжкие преступления, а, как правило, преступления по неосторожности. И именно туда и должен быть обращён государственный взор».7

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Правовая система «Консультант Плюс»
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Правовая система «Консультант Плюс»
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
  4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля, 21, 24 июля, 30 октября 2007 г., 27 сентября 2009 г., 1 июля, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
  5. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Правовая система «Консультант Плюс»
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня, 2, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 28 апреля, 29 июня, 18 июля, 30 октября, 3 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 9, 29 марта, 7, 22, 30 апреля, 5, 19 мая, 1, 22, 23, 27 июля, 29 ноября, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 20 марта, 6 апреля, 3 мая, 3, 14 июня, 11, 20, 21 июля, 6, 7 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
  7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 4 ноября 2004 г., 1 февраля, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 5, 9 января, 3 апреля, 2 мая, 30 декабря 2006 г., 6 июня, 19, 21, 24 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 3 апреля, 14, 23 июля, 8 ноября, 3, 22 декабря 2008 г., 14 февраля, 3 июня, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5 апреля, 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 27 июня, 6 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
  8. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями от 15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 5 февраля, 6, 19 июня 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 сентября, 25 ноября 2009 г., 5 апреля, 1 июля, 3 ноября 2010 г., 7 февраля, 6 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
  9. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // Правовая система «Консультант Плюс»
  10. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.08.2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» // Правовая система «Консультант Плюс»
  11. Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» // Правовая система «Консультант Плюс»
  12. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Правовая система «Консультант Плюс»
  13. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Правовая система «Консультант Плюс»

 

Статьи, монографии и учебная литература:

  1. Прокурорский надзор:  Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2005. С. 215.

1 См.: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Правовая система «Консультант Плюс»

  1. 2 Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс»
  1. 3 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Правовая система «Консультант Плюс»

4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Правовая система «Консультант Плюс»

5 См.: Прокурорский надзор:  Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2005. С. 215

6 www.e-colledge.ru

7 http://prisonlife.ru/analitika/1637-prezident-rossijskoj-federacii-dmitrij-medvedev.html


Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах лишения свободы