Следователь и его полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является определение функции, выяснению принадлежности тех или иных функций следователю, их видов, а также целесообразности прямого закрепления их в нормах закона, и тому какие мнения существуют на этот счёт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………. 5
1.1. Процессуальный статус следователя………………………………………..5
1.2. Процессуальная самостоятельность следователя: понятие и пределы ….10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ………18
2.1 Полномочия следователя …………………………………………………..18
2.2 Процессуальное взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании преступлений…………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 43

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     · утверждение прокурором обвинительного заключения (п.1 ч.1 ст.221). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

                               СЛЕДОВАТЕЛЯ

             

               2.1 Полномочия следователя

 

  Одним из элементов процессуального статуса следователя являются полномочия. Полномочия составляют центральное звено его уголовно-процессуального статуса. Следует отметить, что закон, в основном, определяет компетенцию и круг полномочий следователя, подробно регламентирует процессуальную деятельность по возбуждению и расследованию уголовных дел. Полномочия следователя, как и полномочия иных государственных органов и должностных лиц, в первую очередь, характеризуются властными признаками, выраженными в праве применения мер процессуального принуждения, обязательности исполнения его решений определенными лицами.

     Понятие «полномочия следователя» широко применяется  в следственно-судебной практике, однако, и ученые, и практические работники по-разному понимают его содержание.

     Одни  вкладывают в понятие полномочий узкий смысл, рассматривая полномочия следователя лишь как некоторую  совокупность его процессуальных прав (возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении; самостоятельно производить любые предусмотренные законом следственные действия; задерживать подозреваемого; избирать без санкции прокурора и решения суда меры пресечения, кроме заключения под стражу и залога; давать поручения органам дознания; оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению; привлекать в качестве обвиняемого и др.).

     Другие - включают в понятие полномочий следователя как его процессуальные права, так и процессуальные обязанности.

     Исследование уголовно-процессуальных норм показывает, что УПК РФ не дает определенной системы процессуальных полномочий следователя в уголовном судопроизводстве. В самом общем виде полномочия следователя сформулированы в ч.2 ст.38 УПК РФ, согласно которой «следователь уполномочен:

     1) возбуждать уголовное дело в  порядке, установленном уголовно-процессуальном  законом;

     2) принимать уголовное дело к  своему производству или передавать  его прокурору для направления  по подследственности;

     3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальном законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

     4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

     5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные  уголовно-процессуальном законом».

     В тоже время, как представляется, нет  необходимости в статье, посвященной следователю, давать полный перечень его полномочий. В ней необходимо дать лишь основной их перечень. Остальные полномочия необходимо детализировать в статьях, посвященных непосредственно производству по уголовным делам. В этой связи ч. 2 ст. 38 УПК РФ следует подвергнуть некоторой корректировки путем дополнения ее пунктами 5-10 следующего содержания:

     5) получать от органа дознания  в связи с расследуемым уголовным  делом сведения о проведении  оперативно-розыскных мероприятий  и принимаемых мерах по раскрытию преступлений, розыску скрывшихся 'подозреваемых и обвиняемых и похищенного имущества, обнаружению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность в целях наложения на него ареста в порядке, установленном статьями 115 и 116 настоящего Кодекса;

     6) разрешать отводы, заявленные понятому, эксперту, специалисту, переводчику,  защитнику, представителю потерпевшего, гражданского истца и гражданского  ответчика в порядке, установленном  ч. 1 ст. 69 настоящего Кодекса;

     7) обращаться в суд с ходатайством  об избрании меры пресечения  в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении,  срока содержания под стражей,  производстве обыска и (или)  выемки в жилище и других  следственных действий, которые  допускаются на основании судебного решения;

     8) разрешать ходатайства лиц, участвующих  в уголовном судопроизводстве, а  также исходящие от других  лиц заявления в связи с  производством по уголовному  делу;

     9) представлять свои письменные  возражения и объяснения прокурору или в суд, давать им устные объяснения;

     10) осуществлять иные полномочия, предусмотренные  настоящим Кодексом».

     Процессуальные  полномочия возникают у следователя  уже на стадии возбуждения уголовного дела, которая раскрывает сферу уголовного судопроизводства. Так, следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения (ст. 144 УПК). При необходимости следователь может ходатайствовать перед прокурором или начальником следственного отдела о продлении этого срока до 10 суток, а при проведении документальных проверок или ревизий по его ходатайству прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток.

     По  результатам рассмотрения сообщения  о преступлении следователь принимает  одно из следующих решений: 1) о возбуждении  уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении  уголовного дела; 3) о передаче сообщения  по подследственности.

     УПК РФ сохранил верность принципиальной позиции, что следственные действия могут осуществляться только в рамках возбужденного уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия. Согласно ч.2 ст. 176 УПК РФ, в случаях, не терпящих отлагательств, он может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

     Новым в правовом регулировании порядка  производства следственных действий является положение ч. 4 ст. 146 УПК, в соответствии с которым к постановлению  о возбуждении уголовного дела, направляемому  прокурору, прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случаях производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления.

     Но  поскольку уголовное дело считается  возбужденным после дачи прокурором на это согласия, получается, что  до юридически значимого решения  о возбуждении уголовного дела могут  быть произведены три следственных действия.

     Однако  с указанным достаточно трудно согласиться. Только в ч.2 ст. 176 УПК РФ предусматривается  возможность проведения осмотра  места происшествия до возбуждения  уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательств. Нормы закона, регламентирующие производство освидетельствования (ст. 179 УПК РФ) и назначение судебной экспертизы (ст. 195 УПК РФ), таких указаний не содержат.

     Далее, в  соответствии с п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и в порядке, установленном законом обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

     Следователь уполномочен давать органу дознания поручения «в случаях и в порядке не терпящим отлагательств, установленных настоящим Кодексом», то по другим нормам УПК оказывается, что следователь уполномочен дать органу дознания всего лишь два поручения: 1) о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля (ч.7 ст.113 УПК РФ) и 2) о производстве следственных или розыскных действий в другом месте (ч.1 ст. 152 УПК РФ). Других уголовно-процессуальных норм, в которых следователь был бы уполномочен давать поручения органу дознания, в действующем УПК нет. Отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе таких уголовно-процессуальных норм, не создает препятствий для направления следователями различного рода поручений органам дознания. Вместе с тем, это создает почву для возбуждения заинтересованными участниками уголовного судопроизводства ходатайств о признании сведений, полученных в результате исполнения поручений следователя недопустимыми, поскольку формально следователь в таких случаях выходит за пределы установленных полномочий.

     Поскольку, в УПК нет указания о том, осуществление  каких именно оперативно-розыскных  мероприятий, следователь может  поручить органу дознания, то исходным положением для решения данного вопроса следует считать перечень оперативно-розыскных мероприятий, который установлен ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся:

     - опрос;

     - наведение справок;

     - сбор образцов для сравнительного  исследования;

     - проверочная закупка;

     - исследование предметов и документов;

     - наблюдение;

     - отождествление личности;

     - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности  и транспортных средств;

     - контроль почтовых отправлений,  телеграфных и иных сообщений;

     - прослушивание телефонных переговоров;

     - снятие информации с технических  каналов связи;

     - оперативное внедрение;

     - контролируемая поставка;

     - оперативный эксперимент.

     Однако, проанализировав содержание и результаты деятельности, выполняемой в ходе осуществления перечисленных оперативно-розыскных мероприятий, можно сделать вывод, что следователь не вправе давать органу дознания поручения о проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, которые могут быть поглощены проведением следственных действий. И действительно, нет надобности при расследовании уголовного дела давать поручение органу дознания на проведение сбора образцов для сравнительного исследования в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», если ст. 202 УПК РФ дает возможность провести это действие в рамках следственного, а не оперативно розыскного. В подтверждении сказанного следует отметить, что цели осуществления указанных оперативно-розыскных мероприятий могут быть достигнуты путем производства соответствующих следственных и иных процессуальных действий: осмотр (ст.ст.176-178 УПК РФ), наложение ареста на почто-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ), контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК), предъявление для опознания (ст. 193 УПК РФ), получение образцов для сравнительного исследования (ст.202 УПК РФ).

     Сроки для исполнения поручений следователя  и ответственность за ненадлежащее их выполнение или же невыполнение, уголовно-процессуальный закон, за исключением ч. 1 ст. 152 УПК РФ, не устанавливает, что может привести не только к нарушению сроков расследования, но и значительно снизить его качество. Многие ученые-процессуалисты считают, что следователи должны самостоя-тельно указывать срок, в течение которого надлежит исполнить поручение. Автор исследования также придерживается точки зрения, что следователь должен сам определять срок исполнения поручения, а если этот срок следователь не установил, то по аналогии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ срок должен быть определен 10 сутками.

     УПК РФ представляет следователю полномочия по собиранию доказательств (ч.1 ст.86 УПК РФ), определяет способы проверки доказательств (ст.87 УПК РФ), критерии и правила оценки доказательств (ст. 88 УПК РФ). Доказывание, осуществляемое следователем, имеет ряд особенностей, которые обусловлены как процессуальными условиями, в которых проводится предварительное расследование, так и характером полномочий, которыми закон наделяет следователя.

Информация о работе Следователь и его полномочия