Следователь и его полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является определение функции, выяснению принадлежности тех или иных функций следователю, их видов, а также целесообразности прямого закрепления их в нормах закона, и тому какие мнения существуют на этот счёт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………. 5
1.1. Процессуальный статус следователя………………………………………..5
1.2. Процессуальная самостоятельность следователя: понятие и пределы ….10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ………18
2.1 Полномочия следователя …………………………………………………..18
2.2 Процессуальное взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании преступлений…………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 43

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Задачами  взаимодействия являются14:

  1. обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для раскрытия преступлений;
  2. всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное установление, изобличение и привлечение к установленной законом ответственности совершивших их лиц;
  3. организация розыска по «горячим следам» скрывшихся преступников;
  4. осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям преступными действиями виновных лиц.

     Данные формы выведенные наукой нашли свое отражение в нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений15.

     Поручение следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия. В практической деятельности следователи часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий. Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер. В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление. С учетом этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела16:

  1. возбуждаемые по материалам оперативно-розыскной деятельности;
  2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не установленными17.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу  использованию возможностей следователя  и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций.18

     Содействие  органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания19.

Взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы не изменяя структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время. следует отметить что проблема взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую деятельность ОВД, чем нам в скором времени и предстоит заняться.

      Подводя итог можно сказать о том, что  одним из существенных  признаков  взаимодействия выступает согласованность, которая достигается в работе посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных. Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания должно быть установленное законом разграничением компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы. 
 
 
 
 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключение данного исследования представляется целесообразным сделать следующие обобщения и выводы.

      1. Следователь - процессуально самостоятельный орган расследования, участник уголовно-процессуальной деятельности. Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей.

      Предварительное расследование как стадия уголовного процесса представляет собой, прежде всего, регулируемую законом деятельность следователя по установлению и процессуальному  закреплению доказательств, в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности. Эта деятельность следователя осуществляется под надзором прокурора, процессуальным контролем суда (судьи), начальника следственного отдела и направлена на пресечение и предупреждение преступлений, выяснение и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

  1. Следователь не подменяет суд, прекращая уголовное дело по не 
    реабилитирующим основаниям. Однако по причинам практического характера должен быть усилен контроль со стороны прокурора за прекращением дел по любым основаниям.
  2. В УПК Российской Федерации следует, на наш взгляд, внести дополнения: - систематизировать, более полно и чётко зарегламентировать 
    его права и обязанности.
  3. Процессуальная деятельность - совокупность функций, которая 
    охватывает все без исключения регулируемые процессуальным законом 
    действия и решения государственных органов, должностных лиц и граждан, участвующих в уголовно-процессуальных отношениях. То есть, уголовно-процессуальная   функция        отдельный   компонент   уголовно- 
    процессуальной деятельности, который различается по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по уголовному делу. 
    Под уголовно-процессуальной функцией следователя следует понимать не 
    отдельные действия следователя, а всю его деятельность, то есть совокупность действий и решений, объединённых единством цели. Уголовно- 
    процессуальная функция следователя выражается в реализации им своих 
    собственных полномочий.

      При расследовании же следователь осуществляет уголовное преследование, которое является основной его функцией, в основе которого лежит обвинение. Следовательно, следователь на предварительном следствии представляет сторону обвинения. Поэтому на этой стадии уголовного процесса как одна из важнейших гарантий объективности существует защита.

      Уголовное преследование в форме обвинения  включает его объективное содержание:

  • собирание     доказательств,     уличающих     обвиняемого     и 
    устанавливающих отягчающие его вину обстоятельства;
  • применение к обвиняемому различного рода принудительных 
    мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований и др.;
  • обоснование обвинения перед судом, усилия направленные на то, 
    чтобы убедить суд в виновности обвиняемого и в необходимости приме 
    нения к нему наказания. Обвинение является основной формой уголовного преследования.

      6. В результате проведённого исследования  установлены основные причины  нарушения законности следователями  - слабый, неэффективный и разобщённый  организационный и процессуальный  контроль со стороны начальников следственных подразделений и надзор со стороны прокурора. Необходимо изменить ту обстановку, которая сложилась в настоящее время, устранить несовершенство ведомственного процессуального контроля за деятельностью следователя, повысить роль прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, ориентировать эти формы контроля на предупредительный характер их осуществления. Конструируя взаимоотношения следователя, начальника следственного подразделения и прокурора, следует исходить из общности решаемых ими процессуальных задач. На данном этапе организационного построения системы предварительного следствия, независимо от ведомственной принадлежности следователя, его отношения со своим начальником - прокурором либо начальником следственного отдела - должны носить только процессуальный характер, в чётком и строгом соответствии с нормами УПК России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 
 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                 

                                   Нормативные акты 

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
  2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
  4. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 04.11.2005) // ВСНД РФ и ВС РФ от 20.02.1992, № 8, ст. 366, СЗ РФ от 07.11.2005, № 45, ст. 4586.
  5. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 27.07.2006) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
  6. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 10.04.1995, № 15, ст. 1269, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.
  7. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III, М., 1996.
  8. Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 27. 11. 2007 № 189// Законность – 1. 12 .2007- № 14.
  9. О мерах организации процессуального контроля: Приказ Следственного комитета РФ от 7.09.2007 № 5// Законность – 10.09.2007, № 11.
  10. Приказ Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" РФ 30.12.2005 N 7339)/ РГ – 18 янв 2007 - № 1
  11. Приказ МВД России от 26 марта 2008 года № 280 дсп «Об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»
  12. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III. – М., 1996.
 

                             Специальная литература 

  1. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Юридическая фирма «Контракт»: Издательский Дом ИНФРА-М, 2003.
  2. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. А. В. Гриненко. – М.: Норма, 2004.
  3. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. Кожевникова И.Н., /И.Н. Кжевникова// Изд. 2. – М.: «Спарк». – 1997. 269с.
  4. Гаврилов Б.Я. О процессуальной самостоятельности следователя: история, реальное состояние, перспективы развития/Б.Я.Гаврилов // Право и политика. –2001. –№ 2. 85 с.
  5. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»./ Отв. ред. К.К.Горяинов, Ю.Ф.Кваша , К.В. Дармаева В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя/В.Д. Дармаева // Следователь. – 2002. –№ 10. 81 с.
  6. Сурков. Комментарий – М.: Новый юрист. – 1997. 212 с.
  7. Петрухин И. Л. Прокурорский надзор и судебный контроль за следствием //И.Л. Петриухин – М., Российская юстиция. – 1998. – № 9. 54 с.
  8. Фатальникова Н.Ф. Профессиональная этика сотрудника МВД./Н.Ф.Фатальникова – Краснодар, Бизнесинвест 2008. 113 с.
  9. Хомич В.К. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к возбуждению уголовного дела./В.К. Хомич // Законность. – № 12. – 1995. 116 с.
  10. Хрестоматия по истории государства и права России. /Под ред. И.С. Исаева. – М., 1999. 778 с.
  11. Чепурнова Н.М. Судебный контроль в Российской Федерации: проблемы методологии, теории и государственно-правовой практики./Н.М. Чепурнова – Ростов-на-Дону, Юникс 1999. 114 с.
  12. Шимановский В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в советском уголовном процессе. /В.В. Шишмановский// Правоведение. – 2005. – № 2. 64 с.
  13. Юридический словарь. /Под общ. ред. Безлепкина. – М. 2002. 703с.
  14. Уледов А.К. Структура общественного сознания. – М., 1968.
  15. Фролов Е.А., Питецкий В.В. Гарантии законности и оценочные понятия в уголовном праве // Сов. гос-во и право. – 1979. -№ 6.
  16. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 1996. – Т. 1.
  17. Чувилев А. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием // Уголовное право. – 1998. – № 2.
  18. Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. – М., 1997.
  19. Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений: Монография. – 2-е изд. – Волгоград, 1999.

Информация о работе Следователь и его полномочия