Следователь как участник уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

В качестве назначения уголовного судопроизводства в ст. 6 УПК РФ определены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Указанная норма пронизывает все содержание деятельности органов и должностных лиц уголовного судопроизводства, нацеливает их на реализацию поставленных задач и одновременно на всемерную защиту личности от противоправного воздействия со стороны кого бы то ни было.

Содержание

Содержание.
Введение. 2
1. Понятие следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Особенности органов предварительного следствия системы МВД России. 3
2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность. 12
3. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя. 19
Заключение. 25
Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

уг. процесс курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Содержание.

 

     Введение.

    В качестве назначения уголовного судопроизводства в ст. 6 УПК РФ определены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Указанная норма пронизывает все содержание деятельности органов и должностных лиц уголовного судопроизводства, нацеливает их на реализацию поставленных задач и одновременно на всемерную защиту личности от противоправного воздействия со стороны кого бы то ни было.

    Следователь является одним из основных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Именно на него возложена важная задача возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков преступлений, осуществление предварительного расследования и подготовки материалов уголовного дела с тем, чтобы суд имел возможность вынести по данному уголовному делу законный, обоснованный и справедливый приговор.

    Законодатель  наделил следователя широким  спектром полномочий, соответствующим его действительно важной роли в досудебном процессе. Вместе с тем следователь – это не единственный участник уголовного судопроизводства, осуществляющий свои полномочия на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Весьма важное значение имеет не только реализация следователем своих полномочий, но и его взаимодействие с иными органами и должностными лицами (прокурором, начальником следственного отдела, судом). Именно в таком взаимодействии и проявляется процессуальная самостоятельность следователя как лица, ответственного за ход и результаты своей деятельности.

    Цель  курсовой работы установить роль следователя в уголовном судопроизводстве.

    Задачи  курсовой работы:

    - дать определение понятия следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения;

    - рассмотреть особенности органов предварительного следствия системы МВД России;

    - исследовать полномочия следователя  и его процессуальную самостоятельность;

    - определить формы контроля за  процессуальной деятельностью следователя.  

    1. Понятие следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Особенности органов предварительного следствия системы МВД России.

    Следователь - исключительно важный и ответственный  участник уголовного судопроизводства. У него сложные задачи и достаточно большие полномочия. Его должность требует не только знания разных разделов юриспруденции, но и обостренного чувства справедливости, умения понимать психологию человека, чтобы правильно понимать и оценивать те или иные побуждения и поступки. Чтобы быть следователем, надо иметь призвание и желание ответственно исполнять эти исключительно важные обязанности.1

    Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие  по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК). В то же время согласно ст. 38 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

    В этих формулировках налицо явное  противоречие законодательных положений, при разрешении которого приоритет должен быть отдан последнему положению.

    В настоящее время в уголовном  процессе появился следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить их без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК).

    Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, в том числе военной, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК). Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.2

    В соответствии со ст. 38 УПК следователь  уполномочен:

    1) возбуждать уголовное дело в  порядке, установленном уголовно-процессуальным  законом;

    2) принимать уголовное дело к  своему производству или передавать его руководителю следственного органа для решения вопроса о направлении этого дела по подследственности;

    3) самостоятельно направлять ход  расследования, принимать решения  о производстве следственных  и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с процессуальным законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

    4) давать органу дознания в случаях  и порядке, которые установлены  уголовно-процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения:

    а) о проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

    б) о производстве отдельных следственных действий;

    в) об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий;

    г) о содействии следователю при  осуществлении указанных действий и исполнении принятых решений;

    5) обжаловать с согласия руководителя  следственного органа в порядке,  установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение  прокурора об отмене постановлений  о возбуждении уголовного дела, о возвращении дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

    6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

    В случае несогласия с требованиями прокурора  об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь  обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

    Закон определяет, что следователь обязан выявлять причины и условия, которые  способствовали совершению преступления, в том числе по обстоятельствам, не являющимся криминальными. Это в определенной степени функция надзора, поскольку, устанавливая нарушения закона, которые не содержат признаков преступления, но были причинами и условиями, которые способствовали совершению преступления, следователь уполномочен реагировать на них посредством внесения представления. Это, несомненно, достаточно сложная деятельность, расширяющая обязанности следователя при производстве предварительного следствия.

    Более того, эта деятельность следователя  во многом связана с надзорной  работой прокурора. А вот вопросы взаимодействия прокурора и следователя должным образом не регламентированы, причем это касается как следователей прокуратуры, так и (особенно) следователей других ведомств.

    На следователей возложена и проверка поступивших заявлений и сообщений, содержащих указания на преступления. Это сложная и ответственная деятельность. И следователи несут первоначальную ответственность за принятие законных и обоснованных решений при проверке и принятии решений по заявлениям и сообщениям.

    При производстве предварительного следствия на следователей возложена и большая организационная работа и, соответственно, ответственность. Следователь, назначая, например, судебную экспертизу, должен решать ряд организационных вопросов по подысканию соответствующего эксперта или экспертного учреждения; в других случаях - обеспечить защиту имущественных интересов потерпевших и т.д. Это все дополнительные, но весьма значимые обязанности.

    Статья 38 УПК предоставляет следователю  право давать поручения органам  дознания, в том числе о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Статья 163 предусматривает возможность введения в состав следственной группы работников, осуществляющих ОРД. Все это связано с руководством и организацией работы. Это дополнительная нагрузка для следователя, дополнительная ответственность.

    Каковы  же полномочия, каков при этом статус следователя? Он должным образом  не регламентирован законом. Следователь  не осуществляет надзор за законностью  деятельности органов дознания, в  том числе и при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Это дело прокурора. Однако, думается, такое положение не соответствует статусу следователя, который является самостоятельной процессуальной фигурой, определяющей направление предварительного следствия.

    Конечно, он не должен осуществлять надзор. Но по конкретному уголовному делу должен, по нашему мнению, иметь право знакомиться с материалами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, особенно там, где они действуют по его поручению.

    Следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК). Он собирает доказательства, проверяет их и оценивает с позиций законности получения, их достоверности, достаточности, относимости и затем - допустимости. Как же это возможно, если следователь не может сам ознакомиться, полно ли и законно ли получены любые сведения (доказательствами, согласно ст. 74 УПК, являются любые сведения, на основе которых следователь устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию), в том числе и сведения, полученные при проведении ОРД? Кроме того, необходимо обеспечить выполнение требований, указанных в ст. 89 УПК. Иначе сведения, полученные при осуществлении ОРД, заранее незаконны. Не является ли это какой-то презумпцией виновности оперативного работника, причем без каких-либо оснований? Нам уже приходилось высказывать об этом свое мнение, и представляется, что данный вопрос должен быть урегулирован законом более четко3.

    Следователь - это во многом должность, равнозначная должности судьи. Без доброкачественных, полных, на основании и в соответствии с законом собранных материалов суд не сможет осуществлять правосудие и принять законное и обоснованное справедливое решение. Такие материалы суду дает следователь в результате проведенного предварительного следствия.

    Следователь самостоятелен и независим. Прокурор осуществляет надзор. Это правильно. Следователь практически работает один. Правда, следователю прокуратуры по наиболее сложным делам, особенно по делам об убийствах, помогает прокурор-криминалист, но положение этого важного участника расследования процессуально не регламентировано.

    Сейчас  во многих прокуратурах появились общественные помощники. Но это, во-первых, общественные помощники, причем помощники прокуроров, а не следователей, а во-вторых, их положение законодательно не регламентировано, и их процессуальные функции не определены.

    Все эти проблемы должны быть решены в  законодательном порядке. Думается, необходимо сделать это в УПК и в самостоятельном законе, который регламентировал бы деятельность следователя по всем направлениям.

    Отнесение следователя к стороне обвинения  создает впечатление, что его  задача заключается в обнаружении виновного во что бы то ни стало и тем самым формирует мнение о его заинтересованности именно обвинять. Но такое мнение противоречит УПК РФ.4

    Да, если следователь, оценивая собранные  материалы, доказательства, придет к  выводу, что лицо совершило уголовно наказуемое деяние, он выносит постановление о привлечении его в качестве обвиняемого и затем предъявляет обвинение. Но одновременно он направляет копию постановления прокурору, который проверяет обоснованность и законность решения следователя.

    Кроме того, в соответствии со ст. 73 УПК следователь обязан выяснить как изобличающие обстоятельства, так и оправдывающие и смягчающие вину, исключающие ответственность. Это явно не задача стороны обвинения. Более того, и в обвинительном заключении следователь обязан назвать как доказательства обвиняющие, так и смягчающие вину обвиняемого. При этом окончательное решение об утверждении обвинительного заключения и о направлении дела на рассмотрение суда принимает осуществляющий уголовное преследование прокурор, а не следователь. Все это говорит о том, что следователя (как и дознавателя, орган дознания, начальника следственного отдела) неправомерно относить к стороне обвинения

Информация о работе Следователь как участник уголовного судопроизводства