Суд присяжных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей становления и развития суда присяжных.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения и становления института присяжных за рубежом и в России;
- проанализировать понятие и определить место суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве;
- провести сравнительно-правовой анализ института присяжных в России и за рубежом;
- выявить современные проблемы суда присяжных и предложить рекомендации по их разрешению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Суд присяжных: мировой и исторический опыт………………………...5
1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России………..9
Глава 2. Особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей…22
2.1. Понятие суда присяжных……………………………………………...22
2.2. Предварительное слушание и отбор присяжных заседателей………23
2.3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных………………25
Глава 3. Современное состояние суда присяжных за рубежом и в России……30
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиография……………………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 91.07 Кб (Скачать)

Таким образом, суд присяжных, являясь выразителем общественного правосознания, указывал на вопиющие недостатки уголовного законодательства и на способ их устранения. Систематически оправдывая большинство обвинявшихся в нарушении паспортного режима и в мелких кражах с взломом, присяжные заседатели практически парализовали действие ряда статей устаревшего Уложения о наказаниях и вынудили правительство в законодательном порядке изменить их. Законами 1881 года (18 мая и 27 октября) и 18 декабря 1885 года мера наказания за указанные выше преступления, а также для несовершеннолетних была уменьшена настолько, что дела об этих преступлениях перешли в ведение 
мирового суда. Эти законы уменьшили компетенцию суда присяжных почти 
вдвое.

Некоторые современники и  советские историки расценивали  законы об изменении порядка составления списков присяжных и сокращении их компетенции как стремление реакционного правительства свести на нет деятельность прогрессивного судебного института. Данные законы не только исправляли недостатки уголовного законодательства в целом, улучшая состав присяжных и качество их работы, но и спасли суд присяжных, снимая напряженность по отношению к нему со стороны тех, кто требовал немедленного и полного его уничтожения.

Большее возмущение власти и общества вызывали случаи оправдания подсудимых, факт преступления которых был налицо и сами подсудимые не отрицали его. Наличие собственного признания обычно считалось неоспоримым доказательством вины, и между понятиями «совершил» и «виновен» ставился знак равенства.

Отсутствие формализма, свойственного  профессиональным судьям, и глубокое знание присяжными заседателями условий народной жизни выгодно отличали суд присяжных от коронного суда. Присяжным заседателям из крестьян были понятны побудительные мотивы к преступлению большинства подсудимых, также принадлежавших к крестьянскому сословию. В огромном большинстве случаев приговоры присяжных были просты и справедливы. В них выражалось отношение народа к явлениям российской действительности, 
они заставили изменить ряд устаревших и жестоких законов, не соответствовавших представлениям общества о соотношении преступления и наказания.

Относительная слабость репрессии  присяжных явилась главным поводом для недовольства новым судом и ограничения его компетенции. Было достаточно примеров и пристрастия присяжных-крестьян по некоторым категориям уголовных дел: беспощадность к конокрадам и святотатцам, снисходительность к злоупотреблениям должностных лиц и к преступлениям против женской чести. Наблюдалось также увеличение числа оправдательных вердиктов во время поста и перед большими христианскими праздниками. Недовольство вызывали и «громкие» судебные процессы.

Реакционные публицисты, основываясь  на отдельных примерах несправедливых вердиктов и многократно тиражируя их, называли суд присяжных «судом улицы» и требовали немедленного его упразднения.

В самодержавной России суд  присяжных не имел реальных гарантий своего существования и его в любой момент могла постигнуть участь мирового суда, практически уничтоженного в 1889 году. Результаты деятельности суда присяжных имели большое общественное и политическое значение. Этот суд представлял собой хорошую школу, где миллионы простых людей получали элементарные юридические знания и понятия о законности и своих правах. Ее прошли около 10 миллионов граждан дореволюционной России.

Суд присяжных был самым  демократическим из всех институтов, установленных в России в результате буржуазных реформ. Его политический характер проявлялся более отчетливо по сравнению с органами местного самоуправления (земствами и городскими думами): он в широком масштабе обладал правом помилования, являвшимся прежде исключительной прерогативой верховной власти. Жюри олицетворяло волю большинства в осуществлении одной из важнейших частей государственного управления — судебной власти. Эта форма суда несовместима с деспотическими и тоталитарными режимами. Она может существовать только 
в государствах с определенной степенью демократии.

История суда присяжных в  старой дореволюционной России свидетельствует о том, что наш народ и по уровню своего развития и по нравственным своим качествам был достоин иметь этот один из лучших институтов, выработанных человечеством в своем вечном стремлении к справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

2.1.  Понятие  суда присяжных.

С 1993 г. в России, в некоторых  субъектах Российской Федерации, а  с 1 января 2003 г. повсеместно введен суд присяжных, который действует  в составе профессионального  судьи и 12 присяжных заседателей.

Суду присяжных подсудны дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, то есть подсудные суду субъекта Федерации. Это, как правило, дела об особо тяжких и некоторых тяжких преступлениях.

Рассмотрение дел с  участием присяжных заседателей  возможно лишь по ходатайству самого обвиняемого. Такое ходатайство  он вправе заявить при ознакомлении с материалами дела по окончании  предварительного следствия.

Если по делу обвиняется несколько лиц и один или несколько  и них отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь  должен решить вопрос о выделении  уголовных дел в отношении  этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности этого уголовное  дело в целом рассматривается  судом присяжных.

С момента заявления ходатайства  о рассмотрении дела судом присяжных  обязательно участие защитника.

Присяжные заседатели участвуют  в исследовании доказательств, за исключением  доказательств, связанных с прежней  судимостью подсудимого, а также  полученных с нарушением закона и  исключенных из процесса доказывания. Они не разрешают правовых вопросов, требующих юридических познаний. В результате рассмотрения доказательств  и выслушивания прений сторон присяжные  должны определить, имело ли место  событие преступления, доказано ли, что его совершил подсудимый и  виновен ли он в этом. Ответы на эти  вопросы представляют собой вердикт  присяжных заседателей, на основе которого председательствующий постановляет приговор.  

 

2.2.  Предварительное  слушание и отбор присяжных  заседателей.

При наличии ходатайства  обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей  обязательно проводится предварительное  слушание, в ходе которого обвиняемый должен подтвердить свое ходатайство  либо отказаться от рассмотрения его  дела судом присяжных. При подтверждении  ходатайства последующий отказ  от рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых и хотя бы один из них на предварительном  слушании заявляет ходатайство о  рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, то оно будет  рассматриваться данным составом суда в отношении всех подсудимых, независимо от их волеизъявления.

В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию должно быть определено количество кандидатов в присяжные (не менее двадцати), которые подлежат вызову в суд, а  также указано, открытым, закрытым или  частично закрытым будет судебное заседание.

После вынесения постановления  о назначении дела к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей  секретарь судебного заседания  или помощник судьи путем случайной  выборки производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из списков, сформированных органами исполнительной власти. Затем он проводит проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Присяжным заседателем не может  быть лицо, не достигшее 25-летнего возраста; имеющее не снятую или непогашенную судимость; признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Из списка кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению лица, не владеющие языком судопроизводства; не способные в силу своих физических или психических недостатков выполнять обязанности присяжных заседателей; достигшие 70-летнего возраста; руководители исполнительных и представительных органов власти; военнослужащие; судьи и сотрудники правоохранительных органов; священнослужители.

Одно и то же лицо в  течение года не может участвовать  в качестве присяжного заседателя более  одного раза.

По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели составляется их предварительный список. Не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства кандидатам вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель, может быть, подвергнут денежному взысканию.

Формирование коллегии присяжных  заседателей производится в закрытом судебном заседании. Любой из кандидатов вправе заявить самоотвод. Каждая из сторон может подать председательствующему  мотивированное письменное ходатайство  об отводе присяжного заседателя. Отведенные присяжные заседатели исключаются  из предварительного списка. Если после  этого в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные, председательствующий дает распоряжение о вызове дополнительных кандидатов в присяжные заседатели. Если же в списке осталось 18 и более  кандидатов, председательствующий предлагает сторонам заявить по два немотивированных отвода.

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах  секретарь судебного заседания  или помощник судьи по указанию председательствующего  составляет список оставшихся кандидатов в той последовательности, в которой  они были включены в первоначальный список.

Если количество не отведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. При этом двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей, а два  последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Если в ходе судебного разбирательства кто-либо из коллегии присяжных заседателей  выбывает, то он заменяется запасным присяжным  заседателем.

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной  комнате открытым голосованием избирают старшину, который руководит ходом  совещаний присяжных, обращается к  председательствующему с просьбами, заполняет вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей  и провозглашает вердикт.

После избрания старшины все  присяжные заседатели принимают  присягу, и председательствующий разъясняет им их права и обязанности.

Присяжный заседатель имеет  право участвовать в исследовании всех доказательств; задавать через  председательствующего вопросы  подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам; участвовать в производимых судом следственных действиях; просить  председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу; делать письменные заметки во время  судебного заседания7.

Он не имеет права отлучаться из зала суда во время слушания дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении  вердикта; общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без  разрешения председательствующего; собирать сведения по делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования  присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам. За нарушение  своих обязанностей присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего  участия в рассмотрении дела8

 

2.3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных.

Судебное следствие с  участием присяжных заседателей  начинается со вступительных заявлений  государственного обвинителя и защитника.

Государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения  и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. Защитник высказывает согласованную с  подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке  исследования представленных им доказательств.

В ходе судебного следствия  присяжные заседатели через председательствующего  вправе после допроса сторонами  подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы  излагаются присяжными в письменном виде и подаются председательствующему  через старшину. Эти вопросы формулируются  председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к  предъявленному обвинению.

Если в ходе судебного  разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутствие присяжных заседателей.

В присутствии присяжных  заседателей не исследуются факты  прежней судимости, признания подсудимого  хроническим алкоголиком или  наркоманом, а также иные данные о личности подсудимого, способные  вызвать предубеждение присяжных.

Во время прений стороны  не вправе касаться обстоятельств, которые  рассматриваются без участия  присяжных заседателей, и ссылаться на исключенные из разбирательства доказательства. Если участник прений упоминает о таких обстоятельствах, то председательствующий останавливает его и разъясняет присяжным заседателям, что указанные обстоятельства не должны быть приняты ими во внимание при вынесении вердикта.

После окончания прений сторон и последнего слова подсудимого  председательствующий с учетом мнения сторон формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных  заседателей. На время обсуждения вопросов присяжные заседатели удаляются  из зала судебного заседания.

Информация о работе Суд присяжных