Судебная система в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Закон о судебной системе РФ содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действовавшего законодательства, новых институтов, существенно изменяющих структуру судебной системы. К их числу относятся:
установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;
законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;
создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его местных органов и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
Глава 2 Судебная система РФ 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа 15
2.2.3. Районный суд 18
2.2.4 Военные суды 20
2.3 Арбитражные суды РФ 22
2.3.1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 22
2.3.2 Федеральный арбитражный суд округа 25
2.3.3. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации 26
2.4. Мировые судьи 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Судебная система России проблемы современного развития.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

При рассмотрении дела в  кассационном порядке арбитражный  суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка осуществляется по вопросу права.

Кассационная инстанция  обладает широкими полномочиями: от оставления обжалуемого судебного акта в силе до его изменения либо отмены с направлением дела на новое рассмотрение. При этом нарушение норм процессуального права является самостоятельным основанием к отмене решения или постановления только в ограниченном числе случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса. Во всех иных случаях нарушение или неправильное применение норм процессуального права имеет правовое значение, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

2.3.3. Арбитражный суд субъекта  Российской Федерации

 

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и апелляционной  инстанции, а также по вновь открывшимся  обстоятельствам.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда.

По общему правилу подсудность  дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает  в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в  первой инстанции. Апелляционное рассмотрение дел - новое явление для современного российского права. Нормы, относящиеся к апелляционному производству, содержатся в гл. 20 Арбитражного процессуального кодекса.

Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном  рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

В апелляционной инстанции  не принимаются и не рассматриваются  новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции. Дополнительные же доказательства принимаются арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

2.4. Мировые  судьи

 

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает  гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" возродил еще одно звено в системе судов - мировых судей.

Должность мирового судьи  в ее современном понимании впервые  возникла в Англии еще в XIV веке как единоличная судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи обязаны были, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов - мировые.

Мировые судьи, являясь судьями  субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества, на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".

Специфика института мировых  судей состоит в том, что эти  судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда. Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе.

Заключение

 

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что измененное название - "Судебная власть" - в новой  Конституции более точно отражает назначение судов и юридическую  природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной  власти, а именно самостоятельную  судебную власть.

Отрицательным моментом главы 7 Конституции, на наш  взгляд является то, что в систему  органов судебной власти оказалась  включена прокуратура (статья 129), что, конечно, не соответствует роли прокуратуры  и ведет к необоснованному  расширению и размыванию содержания дефиниции "судебная власть".

Несомненно, что  положительным моментом является то, что суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным  законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет  важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном  уровне. Причем, если перечень судов  закреплен в Конституции, то никакие  другие суды не могут быть учреждены  при помощи обычного закона, так  как для этого необходимо изменить Конституцию.

Кроме того, в соответствии с действующим  в РФ законодательством по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим  из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский  городские суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную судебную систему, рассматривают дела о преступлениях  военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В своей деятельности военные  суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие  на территории России. Между тем, отрицательным  моментом является то, что до настоящего момента не принят федерально-конституционный закон «О Верховном суде РФ», федеральные законы «О военных судах», «О судах общей юрисдикции», а так же новый Гражданско-процессуальный кодекс РФ, что приводит к затруднению работы данных государственных органов.

Несомненно, положительным  является и возрождение в Российской Федерации института мировых судей. Российскому судоустройству известен период существования и деятельности института мировых судей, созданного при проведении судебной реформы в середине прошлого столетия. Участковые и почетные мировые судьи рассматривали тогда большую группу уголовных и гражданских дел.

Возрождение в России на новой основе института мировых  судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

Очень надеюсь, что в скором будущем будут приняты необходимые  законы, что в свою очередь подведет правовую основу для осуществления  деятельности Верховного суда РФ, военных судов и судов общей юрисдикции.

Список использованной литературы

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит.,1993.
  2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1.Ст. 1.
  3. О Конституционном Суде РФ // Ведомости СНД и ВС РФ.  30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. № 11. 1995
  4. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.
  5. Законом о судоустройстве РСФСР // Ведомости ВС РСФСР1981, № 28. Ст. 976; СЗ 2000. № 2. Ст. 158.
  6. Законом о статусе судей в РФ // Ведомости СНД и ВС РФ.  30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. № 11. 1995.
  7. Законом об арбитражных судах РФ // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51.  Ст. 4824.

Учебная литература

  1. Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты).- М.: АО "РАУ-Корпорация",1994.
  2. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. № 1. 2002.
  3. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.
  4. Бойков А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 - 1996 гг.). М., 1997.
  5. Ефимичев С.П. Нужна ли оглядка на концепцию вчерашнего дня? // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 103 - 107.
  6. .: Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.
  7. Ефимичев С.П. Истина рождается в споре. Размышления в связи с выходом книги А.Д. Бойкова и рецензией на нее А.М. Ларина // Журнал российского права. 1998. № 9. С. 137 - 142.
  8. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 9. 2001.
  9. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. -М.: Юрид. лит.,1994.
  10. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы М.: Юрид. лит.,1994.
  11. Лазарев Л.В. Конституционно - правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6. С. 4.
  12. Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. № 11. 2001.
  13. Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы //Журнал российского права. № 9. 2001.
  14. Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура - как институт общего надзора // Российская юстиция. № 1, 2002 г.
  15. О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция. № 8. 2001.
  16. Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1. 2002.
  17. Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А.П.Рыжаков, А.И.Сергеев.- М.: Белые альвы, 1995.
  18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф. В.Г.Стрекозова.- М.: ИПП" Отечество",1993.
  19. Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995, № 2 - 3. С. 82;

1 Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1.Ст. 1.

2 Ведомости ВС РСФСР1981, № 28. Ст. 976; СЗ 2000. № 2. Ст. 158.

3 Ведомости СНД и ВС РФ.  30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. № 11. 1995.

4 Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51.  Ст. 4824.

5 Собрание законодательства РФ. 01.05.1995. № 18. Ст. 1589.

6 Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.

7 Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995, № 2 - 3. С. 82; Лазарев Л.В. Конституционно - правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6. С. 4.

8 Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

9 Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4921.

10 СЗ РФ. 1996.  № 23. Ст. 5685.

11 ВВС РФ. 1993.  № 9. Ст. 499.

12 ВВС РФ. 1993.  № 6. Ст. 344.

13 СЗ РФ. 1995.  № 18. Ст. 1589.

14 СЗ РФ. 1995.  № 19. Ст. 1709.


Информация о работе Судебная система в современной России