Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (конституционное право).docx

— 60.43 Кб (Скачать)

     Введение 

     Актуальность  темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.

     Объект  исследования. Основным объектом исследования в данной работе является формирование органов судебной власти, которые в совокупности образуют судебную систему Российской Федерации, а также принципы её построения, организации и деятельности. Дополнительным объектом являются правовые отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов судебной власти.

     Предмет исследования. Предметом исследования выступает система судебных органов, которые наделены особым статусом, а также способы их формирования, что позволяет их обособить, и, на основе которых функционирует одна из ветвей государственной власти в России. Также к предмету исследования следует отнести нормы права, регулирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Российской Федерации.

     Цель  исследования. Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

     Задачи  исследования. Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения судебной системы в РФ, структуру и функции судебных органов, которые входят в данную систему, а также изучение нормативной базы, на основе которой формируются органы судебной власти, осуществляется правосудие в Российской Федерации, и организуется деятельность судебных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Понятие и основные черты судебной власти в Российской Федерации 

       1.1 Содержание понятия  «судебная власть» 

       В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»,1 судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда.

       В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или  исполнительной власти. Независимость  и законность правосудия являются важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

       Судебная  власть – возможность и способность, занимающего особое положение в  государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей  и социальные процессы.2

       Термин  “судебная власть” употребляется  в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все  суды. Энциклопедический словарь3 определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

       Судебная  власть – вид власти. Государственную  власть осуществляют соответствующие  органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные  лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила». 

       1.2 Признаки судебной  власти 

       Судебная  власть как определенная функция  суда обладает рядом основных признаков:

  1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей,
  2. Судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
  3. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.
  4. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей.

       В соответствии с Всеобщей декларацией  прав человека 1948 г.4 каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

  1. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
  2. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
  3. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
  4. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
  5. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
 

 

        Глава 2. Правосудие как основная функция судебной власти 

       2.1 Понятие и признаки  правосудия 

       Судебная  власть и правосудие – понятия  родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

       Признаки  правосудия:

- принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

 - общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

-  правосудие осуществляется только судом (судьей);

- правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон (Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ) определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п. 

       2.2 Принципы правосудия 

       Правосудие  в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и  задачи демократического правового  государства и закрепленных в  Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.

       Характеристика  отдельных принципов правосудия:

       1) Принцип законности.

       Этот  принцип предполагает принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

       2) Принцип соблюдения прав и  свобод личности при осуществлении  правосудия.

       Правовые  гарантии обеспечения прав человека включают в себя: - право на жизнь и исключительный характер смертной казни;

- при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.);

- специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.);5

- неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска;

- установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

       3) Принцип осуществления правосудия только судом.

       Правосудие  в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным  законом “О судебной системе Российской Федерации “. В Российской Федерации  не допускается создание иных (в  том числе чрезвычайных) судов.

       4) Принцип независимости судей. 

       Судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются:

-  неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества;

- материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку;

- жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.

       5) Принцип законности, компетентности  и беспристрастия суда.

         Данный принцип призван способствовать  правильному и справедливому  разрешению гражданских и уголовных  дел. Компетентность суда обеспечивается  путем установления жесткого  порядка наделения судей, присяжных  и арбитражных заседателей и  полномочия, в том числе определения  требований, которым должны соответствовать  кандидаты на указанные должности.  Обеспечение рассмотрения дела  надлежащим составом суда.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации