Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (конституционное право).docx

— 60.43 Кб (Скачать)

       6) Равенство всех перед законом  и судом. 

       Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и  единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).6

       7) Принцип состязательности и равноправия  сторон.

       Этот  принцип предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия. По мнению Б.Н. Пантелеева, «вершиной развития судопроизводства считается «состязательный процесс», который характеризуется, как минимум, следующими признаками: происходит полное замещение формально абсолютно равных сторон специально подготовленными профессионалами».7

       8) Право граждан на судебную  защиту гарантирует судебную  защиту прав и свобод личности  от действия (бездействия) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, общественных организаций,  которые могут быть обжалованы  в суд.

       9) Презумпция невиновности.

       Каждый  обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности.

       10) Принцип открытого разбирательства  дел. 

       Разбирательство дел во всех судах открытое. Это  означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь  суда.

       11) Принцип языка судопроизводства.

       Судопроизводство  во всех судах ведется на русском  языке, кроме федеральных судов  общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также  может предоставляться бесплатный переводчик).

       12) Привлечение граждан к осуществлению  правосудия.

       Граждане  привлекаются к правосудию как присяжные  заседатели, арбитражные заседатели, правовой статус которых закреплен  ФЗ «О присяжных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в РФ»  от 20.08.2004г. и ФЗ «Об арбитражных  заседателях арбитражных судов  субъектов РФ» от 30.05.2001г. 

 

        Глава 3. Суд как орган судебной власти 

       3.1 Система судов  Российской Федерации 

       В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ», судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд. Понятие «суд» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.8

       Суд, реализующий судебную власть, - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово  “суд” (например, суды чести в Вооруженных  Силах), судебной властью в том  смысле, который заложен в Конституции  Российской Федерации и соответствующих  законах, не обладают и судами не являются.

       Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти:

       Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей  юрисдикции, арбитражные суды. Все  они относятся к федеральным  судам. Но Закон о судебной системе  определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  и мировых судей.

       По  процессуальной компетенции суды подразделяются на:

- суды первой инстанции;

- суды второй (апелляционной, кассационной) инстанции;

- суды надзорной инстанции.

       Судебной  инстанцией считается суд (или его  структурное подразделение), выполняющий  ту или иную судебную функцию, связанную  с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).9

       Судебная  система совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

       Единство  судебной системы Российской Федерации  обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

       Систему федеральных судов составляют:

       1) Конституционный Суд Российской  Федерации;

       2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые  Верховным Судом РФ;

       3) Арбитражные суды во главе  с Высшим Арбитражным Судом  РФ.

       Кроме того, Законом «О судебной системе  РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи. 

       3.2 Конституционный  Суд Российской  Федерации 

       Конституционный суд как орган судебного конституционного контроля был учрежден в Российской Федерации в 1991 г. До принятия Конституции 1993 г. он действовал на основе Закона Российской Федерации от 12 июля 1991 г., который  утратил силу в связи с одобрением этой Конституции. Конституция изменила многие ранее действовавшие положения  о Конституционном Суде и установила обязанность регулирования порядка  организации и деятельности Конституционного Суда федеральным конституционным  законом.10

       В соответствии с ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ» от 21.07.1994г., Конституционный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

       Конституционный контроль относится к числу эффективных  средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое  является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении  правовых актов и действий государственных  органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

       В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Конституционный  суд РФ:

       1) разрешает дела о соответствии  Конституции РФ:

       а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  РФ;

       б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти РФ и совместному ведению органов  государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  РФ;

       в) договоров между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, договоров между  органами государственной власти субъектов  РФ;

       г) не вступивших в силу международных  договоров РФ;

       2) разрешает споры о компетенции:

       а) между федеральными органами государственной  власти;

       б) между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти РФ;

       в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

       3) по жалобам на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

       4) дает толкование Конституции  РФ;

       5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления.

       Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Конституционный  Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее 3/4 от общего числа судей.

       Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента  получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием.11

       Федеральным конституционным законом о Конституционном  Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии  не менее 15 лет.

       Предельный  возраст пребывания в должности  судьи - 70 лет.

       Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда.

       В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем  три года подряд. В состав одной  и той же палаты не могут входить  председатель и заместитель председателя Конституционного Суда.

       Таким образом, основное полномочие Конституционного Суда РФ – контроль за соблюдением  Конституции РФ всеми органами и  должностными лицами на всей территории РФ.

       Конституционный Суд РФ в ответ на многочисленные жалобы о неисполнении его актов  чаще всего разъясняет, что федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» прямо устанавливает, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

       3.3 Суды общей юрисдикции 

       Возглавляет систему судов общей юрисдикции, в соответствии со ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ», Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

       Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации