Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (конституционное право).docx

— 60.43 Кб (Скачать)

       Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции, включая военные и  специализированные федеральные суды, в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных  федеральным законом, - также и  в качестве суда первой инстанции.

       Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам  общей юрисдикции субъектов РФ. Кроме  того, Верховный Суд Российской Федерации  дает разъяснения по вопросам судебной практики.

       Суды  общей юрисдикции субъектов РФ, в  соответствии со ст. 20 ФКЗ «О судебной системе РФ», в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам.

       Согласно  ст. 21 ФКЗ «О судебной системе РФ», районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

       Деятельность  мировых судей в РФ регулируется ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998г.

       В соответствии со ст.3 ФЗ «О мировых судьях в РФ», мировой судья рассматривает  в первой инстанции:

       1) уголовные дела о преступлениях,  за совершение которых максимальное  наказание не превышает трех  лет лишения свободы;

       2) дела о выдаче судебного приказа;

       3) дела о расторжении брака, если  между супругами отсутствует  спор о детях;

       4) дела о разделе между супругами  совместно нажитого имущества  при цене иска, не превышающей  пятидесяти тысяч рублей;

       5) иные возникающие из семейно-правовых  отношений дела, за исключением  дел об оспаривании отцовства  (материнства), об установлении отцовства,  о лишении родительских прав, об ограничении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам  о детях и дел о признании  брака недействительным;

       6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании  имущества и дел, возникающих  из отношений по созданию и  использованию результатов интеллектуальной  деятельности, при цене иска, не  превышающей пятидесяти тысяч  рублей;

       7) дела об определении порядка  пользования имуществом;

       8) дела об административных правонарушениях.

       В систему судов общей юрисдикции также входят военные суды, которые  рассматривают гражданские, уголовные  и административные дела с участием военнослужащих. Деятельность данных судов регламентируется ФКЗ «О военных  судах РФ» от 23.06.1999г. 

       3.4 Арбитражные суды  Российской Федерации 

       Возглавляет систему арбитражных судов РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который в соответствии со ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах  в РФ» от 28.04.1995г. является высшим экономическим судебным органом  и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов  РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры  между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя.

       Согласно  ст. 10 данного закона, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации имеет  следующие полномочия:

       1) рассматривает в первой инстанции:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

- дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

       2) рассматривает в порядке надзора  дела по проверке вступивших  в законную силу судебных актов  арбитражных судов в Российской  Федерации;

       3) пересматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им  и вступившие в законную силу  судебные акты.

       Кроме того, Высший Арбитражный Суд изучает  и обобщает судебную практику, имеет  право законодательной инициативы.

       В соответствии со ст. 24 закона об арбитражных  судах, Федеральные арбитражные  суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов  Российской Федерации и арбитражных  апелляционных судов.

       В 2003 г. были созданы и введены в  действие арбитражные апелляционные  суды, которые являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации, принятых ими  в первой инстанции. На территории РФ на сегодняшний день действует 20 арбитражных  апелляционных судов.

       И, наконец, в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов.

       Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

       1) рассматривает в первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам в Российской Федерации,  за исключением дел, отнесенных  к компетенции Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

       2) пересматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им  и вступившие в законную силу  судебные акты;

       3) изучает и обобщает судебную  практику и анализирует судебную  статистику.

     В некоторых случаях арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и  граждан, не имеющих статуса индивидуального  предпринимателя. Арбитражный суд  рассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранных  организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без  гражданства, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации. К подведомственности арбитражного суда федеральным законом могут быть отнесены и другие дела.12 
 

 

     Глава 4. Конституционно – правовой статус судей РФ 

     4.1. Понятие конституционно  – правового статуса  судей РФ, его элементы 

     Конституционно  – правовой статус судей – это  определяемое Конституцией РФ и федеральным  законодательством правовое положение  судей, их права, обязанности, порядок  назначения на должность, гарантии их деятельности13. Все это регулируется Конституцией РФ и Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

     Судебная  власть в нашей стране принадлежит  только судам в лице судей и  привлекаемых в установленных законом  случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями в соответствии с указанным Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

     Согласно  высокому статусу судей к ним  предъявляются определенные требования, а именно в соответствии со ст.119 Конституции РФ судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон о статусе судей также в статье 4 указывает, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

     При соответствии всем требованиям:

     1) судьей Конституционного Суда  РФ может быть гражданин, достигший  возраста 40 лет и имеющий стаж  работы по юридической специальности  не менее 15 лет;

     2) судьей Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ может  быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы  по юридической специальности  не менее 10 лет;

     3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда  города федерального значения, суда  автономной области, суда автономного  округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

     Согласно  ст.128 Конституции РФ судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Судьи других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом России в порядке, установленном законом.

     Важнейшим конституционным принципом организации  судебной власти в нашей стране и  в мире в целом является независимость  судей. Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральному закону14. Это является и главным условием их самостоятельности, а также эффективности всей судебной власти, ее способности защищать и охранять права и свободы граждан и организаций.

     Статьи 121-122 Конституции РФ указывает, что  судьи несменяемы и неприкасаемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (к примеру, по состоянию здоровья, или прекращение российского гражданства15).

     Судьи и суды соответственно наделены широкими полномочиями и обладают большим  количеством привилегий (материальное обеспечение, ведомственное жилье, неприкосновенность и т.п.). С одной стороны, это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой стороны можно заметить, что суды становятся практически бесконтрольными, и судьи, не подвергаясь никакой ответственности, порой ведут и разрешают дела не объективно, а руководствуясь личными, иногда корыстными мотивами.

     Поэтому судебная система России нуждается  еще в значительных доработках и  совершенствовании16. 

     4.2 Различия в правовом  положении судей 

     В отношении особенностей правового  положения судей Конституционного Суда Российской Федерации статья 2 Закона о статусе судей отсылает к Федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду.

      Можно сделать вывод, что наличие единого  статуса судей различных видов  и звеньев судов судебной системы  России отнюдь не означает полного  совпадения в правовом положении  всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного  судьи конкретного суда.

     Поэтому представляются вполне оправданными положения  Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового  положения отдельных категорий  судей определяются Федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации