Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая (конституционное право).docx

— 60.43 Кб (Скачать)

     Правовое  положение судьи - это не только совокупность его общих и специальных прав и обязанностей. Компонентами, из которых  складывается комплексное представление  о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым  он должен отвечать, а также процедуры  отбора кандидатов в судьи того или  иного суда, порядок введения кандидата  в судейскую должность и наделения  его соответствующими полномочиями.17 

     4.3 Регулирование судебной системы РФ законодательством России. Полномочия судебной власти 

     Суд среди других органов государственной  власти занимает исключительно особое место. Только данный орган своим  решением может положить конец спору  между истцом и ответчиком, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Именно поэтому в новой Конституции  России, принятой на референдуме 12 декабря  1993 г. в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от двух других ветвей (исполнительной и законодательной) нашла свое отражение в выделении самостоятельной главы № 7 «Судебная власть», наряду с главами 4 «Президент», 5 «Федеральное Собрание»,

6 «Правительство Российской Федерации».

     Таким образом, судебная реформа в России началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты, такие как Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и др., более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России18.

     Конституция России же является основополагающим актом, в общих чертах определяющая суть российской судебной системы.

     "Статья 118

     1. Правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом.

     2. Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства.

     3. Судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией  РФ и федеральным конституционным  законом. Создание чрезвычайных  судов не допускается".

     В соответствии с частью 3 данной статьи и Законом о судебной системе  приводятся основные положения, относящиеся  к построению судебной системы РФ. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка организации  и деятельности судов, и прежде всего  Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.

     В Законе о судебной системе раскрывается содержание принципов судопроизводства, таких как: самостоятельность судов, независимость судей, участие граждан  в осуществлении правосудия, равенство  всех перед законом и судом, язык судопроизводства и делопроизводства.

     Ряд статей закона посвящен основам статуса  судей в РФ, порядку создания и  упразднения судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в действие.

     Значительное  место в Законе о судебной системе  РФ уделяется порядку создания и  упразднения (ликвидации) судов, регламентации (регулированию) полномочий судов судебной системы19.

     Полномочия  судебной власти следующие:

- осуществление правосудия;

- конституционный контроль;

- контроль за законность и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц и граждан нашей страны;

- обеспечения исполнения приговоров и иных судебных решений (к примеру, судебных приказов или постановлений суда);

- дача разъяснений по вопросам судебной практики;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

     Правосудие  не осуществляют различные псевдосудебные органы: третейские суды, равнодействующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитраж и Морская судебная арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, учрежденные Законом РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Все данные учреждения являются административными и судебной властью не обладают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Один  из принципов судебной власти состоит  в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным  органам — судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные  и исполнительные функции. Такое  отличие выражается не только в специфике  судебных полномочий, но и в порядке формирования судов.

     Особенности выполняемых функций требуют, чтобы  суды формировались и действовали  с соблюдением специальных правил — правил, которые коренным образом  отличались бы от тех, что установлены  для законодательных и исполнительных органов.

     Достаточно  отметить, что в настоящее время  суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной  законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный отбор  судей, способных профессионально  грамотно и честно рассматривать  и разрешать отнесенные к их ведению  дела.

     Достижению  данной цели призвано содействовать, в  частности, установление системы гарантий, предупреждающих проникновение  в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей. Такие  «защитные средства» характерны для органов судебной власти. Для формирования органов законодательной и исполнительной властей закон не устанавливает детальных правил. От судей требуется высокий уровень подготовки и компетентность, поскольку судебные ошибки чреваты очень серьезными, порой необратимыми последствиями для жизни, здоровья, свободы, прав и охраняемых законом интересов конкретных людей.

     Существенным  моментом, характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих  инстанций и судебного начальства).

     Специфика суда как органа судебной власти состоит  также в том, что для его  деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в  суде при рассмотрении им подведомственного  вопроса. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.

     Судебная  система самостоятельна. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться  в сферу правосудия, в осуществление  функций судебной власти. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы. Основными, наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

     Органы  судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и  нормы, определяющие взаимоотношения  гражданина РФ с судебной властью, принципы, определяющие организацию судебной власти, а также принципы, определяющие порядок функционирования судебной системы.

     Правовое  положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с  последующими изменениями и дополнениями). Все судьи имеют единый статус. Судьи осуществляют судебную власть на основании принципов самостоятельности, независимости, несменяемости и  неприкосновенности.

     В систему органов судебной власти России входят: Конституционный суд  РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом Российской Федерации, а также система арбитражных судов РФ.

     Таким образом, на основе ознакомления с некоторой  учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы. Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Осуществление правосудия является исключительной прерогативой судебной власти. Судебная система – это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией, поставленными перед ними задачами и стоящими перед ними целями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     Нормативные акты: 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. на 30.04.2010) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (с изм. на 7.02.2011) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  6. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1(ред. от 28.06.2009, с изм. от 16.07.2009) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.07.2009) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 28.06.2009) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  8. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 18.07.2009) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 28.06.2009) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  10. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 11.02.2010) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
  11. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
 

    Литература: 

  1. Баглай  М. В Конституционное право Российской Федерации: Учебник.

М.: Юрист, 2007. - 816 с.

  1. Климов О. Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001. – 117 с.
  2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., Юрист, 2008. - 573 с.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. – 959 с.
  4. Конституционное право России. / Под ред. д. ю. н., проф. Г. Н. Комковой. М.: ЮРИСТЪ, 2005. – 526 с.
  5. Конституционное право России: учеб. под ред. Постникова А. Е. – М.: Проспект, 2008. – 504 с.
  6. Конституционное право России: учебник для студентов вузов под ред. Прудникова А. С., Авсеенко В. И. – 3-е изд., перераб. и доп – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 767 с.
  7. Лебедев В. В. Правосудие // Российская Юстиция. 1999. № 9. С.2-5.
  8. Лебедев В. М. Судебная власть в современной России. М.: Лань, 2001. – 384 с.
  9. Пантелеев Б. Н. Судебная система и общественность: стратегии сотрудничества. М.: 2008. - 110 с.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации