Сущность и задачи производства в надзорной инстанции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

Уголовное судопроизводство выполнит свое назначение только тогда, когда по делу вынесен законный и обоснованный приговор. Если же то или иное судебное решение (приговор, а также определение, постановление) не обладает этими качествами, они подлежат обязательному исправлению. Обнаружению и исправлению незаконных и необоснованных приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, и призвана служить стадия производства в надзорной инстанции (или стадия надзорного производства).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 64.00 Кб (Скачать)
 

Сущность  и задачи производства в надзорной инстанции 

 Уголовное  судопроизводство выполнит свое  назначение только тогда, когда  по делу вынесен законный и  обоснованный приговор. Если же  то или иное судебное решение  (приговор, а также определение,  постановление) не обладает этими качествами, они подлежат обязательному исправлению. Обнаружению и исправлению незаконных и необоснованных приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, и призвана служить стадия производства в надзорной инстанции (или стадия надзорного производства). Таким образом, надзорное производство является одной из гарантий защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой осуществляется регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке судьей законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу, в принятии решения о возбуждении надзорного производства (или отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления), проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.

Производство  в порядке надзора имеет некоторые общие черты с производством в кассационной инстанции. Они проявляются в единстве задач и целей производства в этих стадиях, в общих принципах уголовного судопроизводства, в таком общем для этих двух форм проверки законности и обоснованности приговора правиле, как запрет "поворота к худшему" в результате рассмотрения дела в вышестоящем суде, в единых основаниях отмены или изменения приговора, определения или постановления и др.

Вместе  с тем, кассационное производство, с одной стороны, и производство в порядке надзора – с другой имеют и весьма существенные различия.

1. В кассационном  порядке рассматриваются жалобы  и представления на не вступившие  в законную силу решения судов  первой и апелляционной инстанций,  за исключением не вступивших в законную силу приговоров и постановлений мировых судей (ч. 3 ст. 354 УПК), а в порядке надзора – решения, которые уже вступили в силу (ст. 402 УПК).

2. В порядке  надзора проверяется более широкий  круг судебных решений, чем  в кассационной инстанции. Так, в кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры или иные решения суда первой инстанции, а также суда апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 355 УПК). В порядке же надзора помимо этих актов возможен пересмотр определений кассационной инстанции, а также постановлений нижестоящей надзорной инстанции (ст. 403 УПК).

3. Различны и  судебные органы, пересматривающие  эти решения. Судами кассационной  инстанции являются те, которые  указаны в ч. 3 ст. 355 УПК. А в  порядке надзора судебные решения пересматривают суды, названные в ст.403 УПК.

4. Различны и  субъекты, наделенные правом кассационного  обжалования, с одной стороны,  и заявления ходатайства о  пересмотре судебных решений  в порядке надзора - с другой. В первом случае это осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель, потерпевший и его представитель, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, которые вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска (ч. 4 и 5 ст. 354 УПК), а во втором - осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор (ч. 1 ст. 402 УПК).

5. Лицо, подавшее  кассационную жалобу или представление,  может быть уверено в том, что суд обязательно их рассмотрит. Рассмотрение же надзорных жалоб и представлений зависит от решения судьи, их проверявшего (ст. 406 УПК).

6. В соответствии  с ч. 2 ст. 360 УПК суд, рассматривающий  уголовное дело в кассационном  порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или представление. А суд надзорной инстанции действует в ревизионном порядке: он не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых их них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных (ч. 1 и 2 ст. 410 УПК).

7. Возможность  принесения кассационной жалобы  или представления ограничена  определенными сроками (ст. 356 УПК). А принесение протеста в порядке  надзора никакими сроками не ограничено.  

 Обжалование приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу

В соответствии со ст.403 УПК, в порядке надзора  могут быть обжалованы:

1) приговор и  постановление мирового судьи,  приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

2) судебные решения,  указанные в п.1, если они обжаловались  в порядке надзора в президиум  верховного суда республики, краевого  или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

3) приговор, определение  и постановление гарнизонного  военного суда, кассационное определение  окружного (флотского) военного  суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения,  указанные в п.3, если они обжаловались  в порядке надзора в президиум  окружного (флотского) военного  суда; приговор, определение и постановление  окружного (флотского) военного  суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) определение  Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Ходатайство прокурора  о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения или  постановления суда называется надзорным  представлением, а ходатайства остальных участников процесса, имеющих право заявлять их, – надзорными жалобами (ч. 2 ст. 402 УПК).

Надзорные жалоба или представление составляются в соответствии с теми же требованиями, что и кассационные жалоба или  представление (ст. 375 УПК), и направляются непосредственно в суд назорной инстанции, правомочный пересматривать данное судебное решение. К ним прилагаются: 1) копия обжалуемого приговора или иного судебного решения; 2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному делу; 3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобах или представлении (ст. 404 УПК). Думается, что в тех случаях, когда заявитель лишен возможности представить копии обжалуемых им решений, соответствующие документы должны быть истребованы судьей.

При пересмотре судебного решения в порядке  надзора действует правило о  недопустимости поворота к худшему, в соответствии с которым пересмотр обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускается (ст. 405 УПК).

Устанавливая  этот запрет, законодатель исходит  из различных процессуальных условий, в которых происходит рассмотрение дела в суде первой инстанции и в порядке надзора, учитывая прерогативу суда первой инстанции в решении вопросов о вине и наказании, а также то, что наибольшие гарантии для защиты прав подсудимого имеются именно в суде первой инстанции.

Таким образом, в порядке надзора может быть принято только решение, идущее на пользу осужденному, но не во вред ему. В соответствии с ч. 3 ст. 410 УПК, суд надзорной  инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. Оправданный может добиваться, в частности, чтобы решение об оправдании в связи с тем, что "в деянии подсудимого нет признаков преступления" (п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК), было заменено решением о вынесении оправдательного приговора потому, что "не установлено событие преступления" (п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК). Для него это может оказаться важным, поскольку в указанных случаях по-разному решается вопрос о гражданском иске: в первом случае он оставляется без рассмотрения, что не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, тогда как во втором в удовлетворении иска отказывается (ч. 2 ст. 306 УПК).

Согласно ст. 406 УПК, надзорные жалоба или представление  рассматриваются судом надзорной  инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. Судья вправе истребовать любое уголовное  дело, если без него невозможно разрешить  жалобу или представление. Истребование дел осуществляется в пределах компетенции судьи, установленной ст. 403 УПК. Причем уголовное дело истребуется не в любом случае, а только тогда, когда возникает такая необходимость. Если же без содержащихся в нем материалов нельзя правильно разрешить поступившую жалобу или представление, истребуется все дело.

Изучив жалобу или представление, судья принимает  одно из двух решений: 1) либо отказывает в их удовлетворении, 2) либо возбуждает надзорное производство и передает жалобу или представление на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано (ч. 3 ст. 406 УПК). Первое из указанных решений принимается в случаях, когда из текста жалобы или представления не усматривается нарушения закона, неправильности приговора, ущемления чьих-либо прав и законных интересов. В нем должен быть обоснован вывод, опровергающий доводы жалобы или представления и подтверждающий законность и обоснованность приговора и иного судебного решения.  

Может случиться  и так, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его  заместители, а также председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа не согласны с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Тогда он отменяет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзорного производства (ч. 4 ст. 406 УПК). 

 Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

В соответствии со ст. 407 УПК, надзорные жалоба или  представление рассматриваются  судом надзорной инстанции в  судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения (т. е. решения судьи о возбуждении надзорного производства). О дате, времени и месте заседания суд извещает осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора.

В заседании  суда надзорной инстанции обязательно  участие прокурора. Что же касается осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются  жалобой или представлением, то они участвуют в судебном заседании, если заявили ходатайство об этом. Указанным лицам предоставляется возможность заранее ознакомиться с надзорной жалобой или представлением.

В этой стадии действуют  общие правила о недопустимости повторного участия судьи в разбирательстве уголовного дела (ст. 63 УПК).

Рассмотрение  дела в суде надзорной инстанции  начинается докладом члена президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиума Верховного Суда Российской Федерации или другого судьи, ранее не участвовавшего в рассмотрении данного уголовного дела (ч. 3 ст. 407 УПК). Иными словами, докладчиком может быть и судья, который не принимает решения по данному делу.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления  и вынесения постановления о  возбуждении надзорного производства. По окончании доклада ему могут быть заданы вопросы как судьями, так и иными участниками процесса. После этого слово предоставляется прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления или дачи заключения по надзорной жалобе других участников процесса. Если в судебном заседании участвует осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения (ч. 4–6 ст. 407 УПК).

Информация о работе Сущность и задачи производства в надзорной инстанции