Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор осуществляет функции уголовного преследования и решение определенного круга задач надзорного содержания. Основными направлениями деятельности прокуратуры, относящимися к сфере уголовного судопроизводства, являются: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 1 Закона о прокуратуре РФ).
Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).

Содержание

1. Прокурор
2. Следователь
3. Начальник следственного отдела
4. Орган дознания
5. Дознаватель
6. Потерпевший
7. Частный обвинитель
8. Гражданский истец
9. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

Работа содержит 1 файл

уголовныйпроцесс.docx

— 51.58 Кб (Скачать)

Также судебное решение (с предварительным согласием  прокурора) необходимо следователю  для проведения следующих процессуальных и следственных действий: помещение  подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или  психиатрический стационар для  производства соответственно судебно-медицинской  или судебно-психиатрической экспертизы (ч. 2 ст. 203 УПК); осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ч. 5 ст. 177 УПК); обыск в жилище (ч. 3 ст. 182 УПК); личный обыск, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 93 (ч. 1 ст. 184 УПК); выемка в жилище (ч. 2 ст. 183 УПК); выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах  и счетах в банках и иных кредитных  организациях (ч. 4 ст. 183 УПК); наложение  ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи (ч. 2 ст. 185 УПК); контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 1 ст. 186 УПК). Судебный порядок получения разрешения на производство вышеуказанных действий закреплен в ст. 165 УПК.

Санкция (согласие) прокурора (без судебного решения) требуется  в следующих случаях: при возбуждении  уголовного дела (ч. 1 ст. 146 УПК); при  прекращении уголовного дела в связи  с примирением сторон (ст. 25 УПК); при применении залога в качестве меры пресечения (ч. 2 ст. 106 УПК); при  продлении срока предварительного следствия (ст. 162 УПК); при исключении из протокола следственного действия данных о личности потерпевшего, его  представителя, свидетеля, их близких  родственников, родственников и  близких лиц (ч. 9 ст. 166 УПК); при выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Прокурор также утверждает обвинительное  заключение, составленное следователем в порядке ст. 220 УПК.

По общему правилу  в силу ч. 3 ст. 37 УПК письменные указания прокурора следователю являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением  случаев несогласия следователя  со следующими решениями и указаниями прокурора: о привлечении лица в  качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной  следователем в отношении обвиняемого (подозреваемого); об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства  об избрании меры пресечения или о  производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 - 11 ч. 2 ст. 29 УПК; о направлении уголовного дела в  суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении  его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому  следователю.

В случае несогласия с вышеуказанными решениями или  указаниями прокурора следователь  вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий  прокурор либо соглашается с доводами следователя и отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает производство предварительного следствия  по данному уголовному делу другому  следователю.  

3. Начальник следственного  отдела 

В соответствии с  п. 18 ст. 5 УПК начальником следственного  отдела является особо уполномоченное государством должностное лицо, которое  возглавляет соответствующее следственное подразделение прокуратуры, органов  федеральной службы безопасности, органов  внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, а также  его заместитель. Данный участник уголовного судопроизводства осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные и  иные управленческие, а также методические функции.

Начальник следственного  отдела наделен следующими полномочиями:

поручать производство предварительного следствия следователю  либо нескольким следователям;

изымать уголовное  дело у следователя и передавать его другому следователю с  обязательным указанием оснований  такой передачи;

создавать следственную группу, изменять ее состав в порядке, установленном ст. 163 УПК (в случае сложности уголовного дела или его  большого объема);

отменять необоснованные постановления следователя о  приостановлении предварительного следствия;

вносить прокурору  ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений  следователя.

В случае необходимости  начальник следственного отдела может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие  по нему в полном объеме. При этом он наделяется полномочиями следователя  и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и ст. 163 УПК.

Начальник следственного  отдела осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя  по расследованию преступлений, принимает  меры к наиболее полному, всестороннему  и объективному производству предварительного следствия по уголовному делу. Он вправе проверять находящиеся у следователей материалы уголовного дела. При обнаружении  допущенных ошибок и нарушений закона начальник следственного отдела принимает меры к их устранению. Он вправе давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении  лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и  обязательны для исполнения следователем. Обжалование этих указаний прокурору  не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда они  касаются изъятия уголовного дела и  передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также  производства следственных действий, которые допускаются только по судебному  решению. При этом следователь вправе представить прокурору материалы  уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного  отдела. Прокурор, в зависимости  от обстоятельств, либо отменяет указание начальника следственного отдела, либо дает указание о необходимости передачи дела для его дальнейшего производства другому следователю.  

4. Орган дознания 

Понятие органа дознания законодатель сформулировал в п. 24 ст. 5 УПК РФ, где определено, что  под ним понимаются государственные  органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Исчерпывающий перечень органов дознания и их компетенция  определены в ст. 40 УПК РФ. В самом  общем виде полномочия органов дознания различаются в зависимости от того, проводят ли они дознание в  полном объеме по делам, по которым  производство предварительного следствия  необязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ), либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия  обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

Милиция возглавляла  список органов дознания по УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 гг., т.е. почти 80 лет. Она по праву занимала (и занимает) первое место в нем, ибо является наиболее массовой, самой разветвленной системой государственных органов исполнительной власти. В силу этого именно ею в  подавляющем большинстве случаев  обнаруживаются преступления и принимаются  меры к их раскрытию, осуществляются иные виды уголовно-процессуальной деятельности.

Но что такое  милиция, Уголовно-процессуальные кодексы  не определяли. УПК РФ вообще исключил ее из состава органов дознания.

Не дает определения  понятию "милиция" и Закон о  милиции, принятый в 1991 г. . Дефиниция  милиции, данная в ст. 1 этого Закона, носит общий характер и, естественно, необходимой ясности в рассматриваемый  вопрос не привносит.

-------------------------------- 

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503. 

Существенно новым  в Законе о милиции является подразделение  ее на криминальную милицию и милицию  общественной безопасности (ч. 1 ст. 7). Таким  образом, законодатель разделил, вопреки  Уголовно-процессуальному кодексу  РСФСР, единый орган дознания на два. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Закон РСФСР "О  милиции"  закрепляет это положение, установив, что и та и другая милиции являются органами дознания (соответственно ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 9).

Законодатель в  п. 24 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что  органами дознания являются государственные  органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

По сути, здесь  нет определения органа дознания. Определять "органы" через органы - тавтология, неверно гносеологически.

С этимологической  точки зрения орган дознания означает "учреждение расследования", поскольку "орган" есть государственное  или общественное учреждение, организация, "дознание" - форма предварительного расследования преступления.

Должностное лицо - не учреждение, а потому оно не может  рассматриваться как орган дознания.

Часть 1 статьи 40 УПК  дает совершенно иное представление  об органах дознания. Она относит  к ним не "государственные органы", а органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности.

Налицо явное и  неоправданное противоречие между  нормами, определяющими одного и  того же участника уголовного судопроизводства. Они не корреспондируют между  собой, ибо "государственные органы" (ст. 5) и "органы исполнительной власти" (ст. 40) - понятия, не совпадающие друг с другом. Кроме того, "осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия" и "полномочия по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности" - тоже разные "вещи".

В связи с явно неудачным выражением законодателем  органов дознания в юридической  литературе высказаны самые различные  соображения по данному вопросу.

Во многих источниках, говоря об органах дознания, ограничиваются их перечислением . Утверждается, например, что "Органами дознания... являются органы милиции и другие уполномоченные на то законом учреждения и организации, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений" . Но здесь нет определения органов  дознания. Есть лишь примерный и  не совсем точный их перечень.

И.Б. Колчевский полагает, что гл. 6 УПК РФ "содержит в  себе перечень органов дознания - государственных  органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия  необязательно, возбуждать уголовные  дела и выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия  обязательно" . Предпринятая попытка  дать общее определение органов  дознания по сути игнорирует дефиниции, содержащиеся в п. 24 ст. 5 и ч. 1 ст. 40 УПК РФ, вольно их трактует. Несколько  позднее И.Б. Колчевский изменил  свое представление об органах дознания и классифицировал четыре их группы. Первую группу составляют, по его мнению, "органы внутренних дел, а также  другие органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной  деятельности" обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных  мероприятий (органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность)" .

Представляется, что  подобный взгляд на органы дознания отстаивает и С.Ю. Рябов, разъясняя: "...ст. 40 отнесла  к органам дознания не милицию, как  было ранее, а органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности (ОРД). Это оперативные  подразделения ОВД, ФСБ..." . В.И. Качалов  к органам дознания относит "органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий", в том числе "органы внутренних дел", которые "свою деятельность... осуществляют в соответствии с Законом РСФСР "О милиции" .

Из этих определений  можно понять только одно - их авторы в качестве органов дознания рассматривают  органы исполнительной власти, полномочные  осуществлять оперативно-розыскную  деятельность. При этом они необоснованно, вопреки Закону, приравнивают их к  оперативным подразделениям. Но тогда  надо признать, что из числа органов  дознания выпадает милиция общественной безопасности, которая, как известно, не уполномочена осуществлять указанную  деятельность.

Своеобразно представление  об органах дознания Ю.С. Жарикова . Воспроизведя определение органов  дознания, данное в п. 24 ст. 5 УПК РФ, и учитывая положения ст. 40 Кодекса, он подразделяет их на две группы. Первая - органы дознания "широкой компетенции (иначе - "собственно органы дознания"): органы и должностные лица, для  которых процессуальная деятельность является одним из основных видов  деятельности", в частности: 1) органы внутренних дел РФ, 2) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности. Вторая - органы дознания "узкой компетенции": должностные  лица, обязанные только в предусмотренных  законом случаях осуществлять процессуальную деятельность - фиксацию доказательств  при угрозе их утраты и невозможности  возбуждения уголовного дела и выполнения следственных действий органами предварительного расследования.

Информация о работе Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения