Защитник в уголовном судопроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что правовое государство проявляет постоянную заботу о личности, ее правах и свободах. Граждане России обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод (гл. 2 Конституции РФ). Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Особую актуальность это конституционное предписание приобретает в сфере уголовно-процессуальных отношений. Именно в ней случаются существенные нарушения конституционного права гражданина и человека на защиту. З

Содержание

Введение
Глава 1. Правовая регламентация деятельности защитника в истории российского и зарубежного уголовно-процессуального законодательства
1.1 История возникновения и развитие понятия "защитник" в российском законодательстве
1.2 Сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного законодательств об особенностях регламентации деятельности защитника в уголовном процессе
Глава 2. Понятие и правовое положение защитника в действующем уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации
2.1 Понятие и правовой статус защитника
2.2 Полномочия и функции защитника
Глава 3. Защитник как участник уголовного процесса
3.1 Участие защитника на стадии предварительного следствия
3.2 Полномочия защитника в судебных стадиях уголовного процесса
3.3 Участие защитника в делах по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и на стадии исполнения приговора
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

диплом_2.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

Состав присяжных  поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, деятельность которого также была поднадзорна Судебной палате. В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятельные должники, лица, состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состояния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др. Совет присяжных поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность "хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности" (ст.ст. 354, 367 Учреждения судебных установлений). Жалобы на решение Совета присяжных подавались в Судебную палату.

Таким образом, независимость создаваемой в  результате реформы адвокатуры была достаточно относительной. Однако формировались  определенные нравственные ориентиры профессии адвоката.

Но идеи судебной реформы конца XIX века в России оказались во многом нереализованными, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к "контрреформам". А Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней диктатура пролетариата привели к уничтожению русской, так называемой буржуазной адвокатуры и ее лучших традиций. Многие адвокаты были уничтожены физически как представители враждебного пролетариату класса, другие оказались в концлагерях, а оставшиеся на свободе были лишены права выступать в судах.

Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 г.16 социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, а наряду с ними и присяжную и частную адвокатуру. Этим же Декретом были созданы советские суды. В качестве защитников и обвинителей допускались все "непорочные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами". Вопрос о судебной защите решался именно таким образом, хотя специальной организации защиты создано не было.

Днем рождения советской адвокатуры считается 22 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила своим Постановлением Положение об адвокатуре17. 5 июля 1922 г. НКЮ издал Положение о коллегиях защитников18, согласно которому создавались коллегии по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции. Деятельность коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и других организациях, широкую пропаганду советского права. Положение о судоустройстве РСФСР, принятое IV сессией ВЦИК IX созыва 11 ноября 1922 г.19, также подчеркнуло, что коллегии защитников действуют именно в целях обеспечения трудящихся юридической помощью. Этим же Положением устанавливалось, что коллегии защитников состоят при губернских судах и действуют под их наблюдением.

Конституция СССР 1936 г.20 устанавливала "право трудящихся на объединение в общественные организации". В соответствии с ним и происходило объединение адвокатов в коллегии. Формально самоуправляющиеся коллегии защитников со времени их образования были под надзором областных судов, а с начала 1930-х гг. перешли под контроль НКЮ.

16 августа 1939 г. Постановлением СНК СССР  было утверждено новое Положение  об адвокатуре СССР, предусмотревшее создание юридических консультаций. Оно разрешало практически все вопросы организации и деятельности адвокатуры на том этапе. На основании изучения данного Положения можно сделать вывод, что основной задачей защитника в уголовном процессе была не помощь конкретному человеку, а оказание содействия социалистическому правосудию. Подчеркивалось, что "защита обвиняемого в советском суде должна быть достойной нашего социалистического общества, а советский адвокат должен быть активным проводником социалистической законности"21.

Годы репрессий  самым отрицательным образом  сказались на деятельности коллегии адвокатов. Некоторые честные добросовестные защитники были арестованы: кто-то из них был расстрелян, другие приговорены  к различным срокам лишения свободы. Многие были изгнаны из адвокатуры. Все это самым отрицательным образом сказалось на защите прав человека.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял ряд  новых законов, в их числе: "Основы уголовного законодательства"22, "Основы уголовного судопроизводства"23 и др. Законом о судопроизводстве значительно расширялись права адвокатов. В ст. 22 Закона было записано, что "защитник допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения".

С принятием  этих Основ адвокатура стала совершенствовать свою организацию и деятельность. В октябре 1960 г. были приняты Уголовный  и Уголовно-процессуальный кодексы  РСФСР24. Защитники еще не были готовы к работе на стадии предварительного расследования по уголовным делам, и в коллегиях были приняты меры по изучению этих законов и их использованию.

В 1962 г. Верховный  Совет РСФСР принял Положение  об адвокатуре РСФСР25. От предыдущего Положения 1939 г. оно отличалось тем, что в нем по-иному решался вопрос о подконтрольности коллегии адвокатов, значительно расширялись права адвокатов. В то же время повысилась и требовательность к ним. Так, на коллегии адвокатов возлагались обязанности "по изучению и обобщению причин преступных проявлений и иных нарушений законности". Адвокаты могли вносить соответствующие предложения в органы власти.

Позже в соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет  принял Закон "Об адвокатуре в СССР"26. Относительно задач адвокатуры в Законе указывалось, что она содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

20 ноября 1980 г.  был принят Закон РСФСР "Об  утверждении Положения об адвокатуре  РСФСР"27. Закреплялось право адвоката на сбор доказательств в рамках уголовного процесса, особое внимание уделило проблемам уголовно-процессуальной защиты. В ст. 15 Положения также закреплен важный принцип, согласно которому адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Однако только в ходе судебно-правовых реформ в  России 1990-х гг. статус адвоката в  судопроизводстве существенно укреплен и расширен. Это касается прежде всего уголовного судопроизводства, которое совершенствовалось путем внесения изменений в процессуальное законодательство, принятое в СССР и РСФСР в 1958 – 1960 гг.

Итак, обращаясь  к истории адвокатуры в России, можно заметить, что, несмотря на изменения  в общественно-политической жизни  страны, она всегда стремилась быть независимой организацией. Вместе с тем, в советский период адвокатура в России переживала тяжелые времена. Только с возрождением демократических начал в нашей стране получило развитие законодательство об адвокатуре. Значительно расширил полномочия защитников УПК РФ, прежде всего, закрепив в качестве одной из основных задач уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).

 

1.2 Сравнительно-правовой  анализ российского и зарубежного  законодательств об особенностях  регламентации деятельности защитника  в уголовном процессе

 

В Великобритании сторона защиты - это представители двух корпораций английских правозащитников: барристеры или солиситоры. Барристеры считаются элитой и работают в судах (у барьера), а солистеры занимаются с клиентами и собирают доказательственный материал на досудебных этапах. С 1990 г. жесткая граница в их функциях стала стираться. К тому же появилась новая категория правозаступников – адвокаты, имеющие право выступать в судах28.

В течение первых 24 часов задержания подозреваемый  может получить юридическую помощь дежурного солиситора без проверки имущественного положения. В дальнейшем предоставление юридической помощи зависит от имущественного положения лица29.

Суды Англии придерживаются правила, что, хотя юридическое  бремя опровержения фактов провокации и случайности и лежит на обвинении, бремя представления этих фактов возлагается на защиту, если они не содержатся в доказательствах стороны обвинения. Такая же позиция и у законодателя. Так, ст. 35 Закона об уголовной юстиции и общественном порядке 1994 г. предписано, что когда обвиняемый в суде без веских причин отказывается представлять доказательства или отвечать на вопросы, изъявив желание выступить как свидетель и принеся присягу, то судьи и присяжные могут делать соответствующие выводы из этого при решении вопроса о виновности. То же в силу ст. 36 и ст. 37 этого Закона возможно, если обвиняемый не смог или отказался объяснить полиции или суду наличие у него определенных "предметов и вещей", а также причины своего пребывания в месте, где было совершено преступление и в то время, когда оно имело место30. Такие правила процессуалистами Англии считаются разумными, поскольку иначе "обвинению приходилось бы сталкиваться с необходимостью опровержения любого, самого фантастического способа защиты"31. А.М. Уилшир писал: "Бремя доказывания... может быть перемещено на основе... возможности вывести заключение из определенных фактов. Так, например, если установлено, что какое-либо лицо владеет имуществом, незадолго до этого похищенным, то в случае непредставления этим лицом оснований, на которых оно владеет этим имуществом, его могут признать виновным в краже или в укрывательстве краденого"32.

Отмечая, что  в Англии бремя доказывания возложено  и на обвиняемого, М.С. Строгович  объяснял это особенностями судопроизводства этой страны, то есть тем, что, "поскольку уголовный процесс - обвинительный, т.е. исковой... каждая тяжущаяся сторона должна доказывать то, что утверждает, следовательно, все то, что может свидетельствовать в пользу обвиняемого, что его оправдывает, - он сам и должен доказывать..."33.

Однако с такими объяснениями не согласуется то, что такой же подход и в странах континентальной Европы, где процесс нельзя назвать исковым. Так, в Австрии стороны не могут ссылаться на какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказывая их. Помимо этого, представляя доказательство, они должны указать источник его получения34. Бремя доказывания может быть возложено и на обвиняемого (защиту), когда с его стороны приводятся обстоятельства, исключающие наказуемость (самооборона, невменяемость и т.п.) или препятствующие преследованию (давность и т.п.)35.

Уголовный процесс  во Франции относится к смешанной  форме, присущей странам континентальной  Европы. Особенностью стадии судебного  разбирательства является то, что  состязательность сторон сочетается с  активной ролью суда, который, согласно ст. 310 УПК, "может по совести и чести принять любые меры, которые он сочтет полезными для установления истины". Защищать интересы обвиняемого в уголовном процессе могут адвокаты. С 1971 г. все адвокатские специальности слиты в единую адвокатскую профессию. Созданы единые адвокатские корпорации, действующие при каждом трибунале большой инстанции. Для французского уголовного процесса характерна значительная самостоятельность защитника от подзащитного36.

Одним из важнейших элементов состязательности является формальное равенство сторон. На практике прокуратура обладает большим весом, чем сторона защиты. Однако французское законодательство предоставляет обвиняемому и его защитнику такие же права на предварительном следствии, какие есть у прокурора. Так, защитник допускается к участию в деле с момента первого вызова обвиняемого к следственному судье, имеет право участвовать во всех допросах и очных ставках. Сторона защиты вправе знать все улики обвинения, она обладает всей полнотой прав по заявлению ходатайств. Следствием состязательности является распределение обязанности доказывания между сторонами. Если обвиняемый при своей защите что-либо утверждает, то он несет бремя доказывания этих обстоятельств37.

Доктрина уголовного процесса и судебная практика Франции по определенным категориям дел и отдельным обстоятельствам бремя доказывания возлагает на защиту, например доказывание состояния невменяемости в момент совершения преступления, наличие иммунитета от уголовной ответственности. Достаточно часто сам законодатель устанавливает это. Например, согласно п. 3 ст. 225-6 УК Франции лицо признается виновным в сводничестве, если оно "при невозможности обосновать источники доходов, соответствующих его образу жизни, проживает с лицом, систематически занимающимся проституцией..."38, а УПК Франции 1958 г. содержал некоторые презумпции, которые должна была опровергать сторона защиты, например, ст. 278 было предусмотрено, что бродяга должен доказать законность приобретения находящихся при нем вещей стоимостью 100 франков39.

Европейский суд  занял позицию, что такие правила  не обязательно нарушают презумпцию невиновности, но они должны быть определены законом и ограничены, а также  не ущемлять право обвиняемого на защиту, то есть тот должен иметь  возможность их опровергнуть40.

Уголовный процесс  в ФРГ является разновидностью смешанной  формы уголовного процесса, т.е. "обвинительно-следственным". Во всех процессуальных действиях, производимых участковым судьей-дознавателем, вправе участвовать защитник. Защитник вступает в процесс до первого допроса подозреваемого. Подозреваемому должны быть разъяснены его права, в том числе в совершении какого преступления он подозревается, право не отвечать на вопросы и право на помощь адвоката. В ФРГ существует Федеральная ассоциация адвокатов, обеспечивающая бесплатную или льготную юридическую помощь малоимущим. В составе Федеральной ассоциации адвокатов находятся коллегии адвокатов при Верховном федеральном суде и при высших судах земель. Каждый адвокат в коллегии образует свое бюро при том суде, где он практикует41.

Информация о работе Защитник в уголовном судопроизводстве