Контрольная работа по "Криминалистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 07:15, контрольная работа

Описание работы

I. Причины, способствующие совершению преступлений в органах государственной власти и управления.
II. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере государственной власти и управления.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.43 Кб (Скачать)

I. Причины, способствующие  совершению преступлений  в органах государственной  власти и управления

Организованная  преступность развивается на почве  расширения и усложнения криминальной деятельности, осуществляемой преступниками  в целях получения сверхдоходов. Особенностью организованной преступности в настоящее время является ее сращивание с властью, использование  властных структур для разработки систем защиты себя от ответственности. Опираясь на эти структуры и их представителей, она начинает успешно противостоять  обществу и государству. Сейчас наблюдается  новая тенденция организованной преступности, когда соединение с  властными структурами используется не только для своей защиты, но и  для овладения национальным достоянием, навязывания обществу системы своих  ценностей, своих стереотипов поведения.

В арсенале средств  организованной преступности не последнее  место занимает терроризм, разжигание межнациональных конфликтов, коррупция.

Наиболее масштабные проявления коррупции связаны именно с этой преступностью. Коррупция  используется как способ поставить государственные структуры, общественные объединения, хозяйствующие субъекты под контроль криминальной среды. Организованные преступные формирования все активнее стремятся к захвату ведущих позиций в эшелонах власти для оказания непосредственного влияния не только на принятие управленческих решений, на и на законодательный процесс. Главари и идейные вдохновители преступных сообществ рассматривают путь к власти как путь к самосохранению.

Организованная  преступность отличается пространственным размахом. Она охватывает нередко  целые регионы либо отрасли народного  хозяйства, парализуя нормальное развитие общества коррумпированными связями  с правоохранительными органами, взяточничеством, должностным злоупотреблениям, хищениям , незаконным контрабандно-валютным операциям.

В настоящее  время наблюдается переход представителей уголовной среды, накопившую значительные средства, в легальную предпринимательскую  и коммерческую сферы, осуществляется слияние с общеуголовной преступностью с использованием официальных правовых форм и договоров с группами и сообществами, действующие в государственной экономике и другими властными структурами. Новые предприниматели из уголовной среды могут активно участвовать в работе представительных и исполнительных органов. Имели место случаи, когда они уже были избраны депутатами, назначены на управленческие должности, получая тем самым возможность на законных основаниях влиять на деятельность местных органов власти и управления. При этом они не только не порывают прежние преступные связи, но и укрепляют их.

Изучение изменений  в содержании организованной преступности позволяет утверждать, что основными  причинами их возникновения, кроме является общая политизация общественной жизни в стране и, что не менее важно чрезмерное накопление рассматриваемыми структурами криминального капитала, свободное использование которого требует предоставления им властных полномочий. Происходит выход деятельности данных структур за рамки экономической сферы и активное включение их в процесс политической борьбы. В результате появляется реальная угроза жизненно важным интересам личности, общества и государства, возникает опасность для существования основных институтов конституционного строя страны.

Наиболее пораженными  коррупцией являются структуры власти и управления, связанные с рассмотрением  и решением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, приватизации, лицензирования и квотирования импорта и экспорта, распределение фондов, создание и  организация кооперативов, других организаций  и предприятий.

Чрезмерно распространена коррупция в таких сферах хозяйствования, как добыча и переработка сырья, различных природных ресурсов, выпуск промышленной продукции и продовольственных  товаров, государственная торговля, транспортные перевозки. Коррупцией поражены контролирующие, судебные, правоохранительные органы и вооруженные силы.

Вызывает тревогу  высокая латентность данного  рода преступлений. Министр внутренних дел А.С.Куликов в своем докладе  о состоянии борьбы с экономической  преступностью отметил, что по оценке экспертов по таким видам как  взяточничество, контрабанда, незаконные сделки с валютными ценностями, незаконное предпринимательство и др. она  достигает 90-97%.

Согласно статистическим данным информационного центра УВД  ПК в 1997 году по состоянию на 3 ноября в Приморском крае зарегистрировано 204 должностных преступления, в том  числе 59, связанных со взяточничеством. В суд для рассмотрения передано 83 уголовных дела, по 97,6 % из которых вынесены обвинительные приговоры, при этом по всем делам о взяточничестве.

Причины коррупции, как у любого иного антиобщественного  явления, предопределяются целым комплексом социальных противоречий. К числу  внешних факторов роста коррупции  в России, разумеется, необходимо отнести  наличие правового вакуума в  области регулирования возникающих  рыночных отношений. Процесс формирования правовой базы значительно отстает  от темпов осуществления самой экономической  реформы.

Росту коррупционных  преступлений сегодня благоприятствует и сохранение рудиментов старой административно-командной  системы управления, а также наличие  вновь созданного гигантского и  громоздкого чиновничьего аппарата, по некоторым данным не уступающего  по численности бюрократии органов  управления всего бывшего СССР. Важно  учитывать, что сложившееся ныне система государственного управления сохранила такие мощные бюрократические  рычаги как разрешительный принцип  организации бизнеса, право решения  ряда принципиальных вопросов, связанных  с приватизацией, выделение земельных  участков, монополия а представление налоговых, таможенных и прочих льгот в бизнесе и т.д. Все это создает благоприятную почву для злоупотреблений, взяточничества, совершения других коррупционных преступлений.

Провалы в экономике, постоянное ухудшение в этой сфере  привело к падению жизненного уровня значительной части населения, к резкой дифференциации в обществе. Длительная социально-политическая напряженность  в стране постоянно поддерживается непрекращающимися конфликтами, забастовками рабочих, столкновениями с правоохранительными  органами.

В настоящее  время причинами и условиями, определяющими разрастание коррупции, наряду с вышеуказанными являются:

  1. Непоследовательность и противоречивость в осуществлении реформ, запаздывание в принятие мер, обеспечивающих укрепление разнообразных форм собственности, развитие и поддержку предпринимательства, контроль за исполнением и расходованием ресурсов и средств;
  2. Отсутствие механизма действенного контроля за исполнением принятых решений, постановлений и законов;
  3. Недостатки в организации и деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с коррупцией.

Действие причинного комплекса криминогенных факторов в совокупности с высоким уровнем  латентности коррупционных преступлений создает ряд серьезных проблем, связанных с их предупреждением  и раскрытием.

II. Криминалистическая  характеристика преступлений  в сфере государственной  власти и управления.

Цель и средство любого эффективного ответа на угрозу организованной преступности - информация. Это предельно четко отражает сущность подхода полицейских и  специальных служб развитых стран  в борьбе с данными явлением. В  практической деятельности во главу  угла ставится сбор, накопление, оценка и обработка разведывательной информации о преступных структурах и в их деятельности.

Криминалистическая  характеристика - это система обобщенных данных о типичных следах, способе  совершения и механизме преступления, личности преступника и других существенных чертах, свойствах и особенностях преступления и способствующих обстоятельствах. Криминалистическая характеристика служит основой для разработки наиболее целенаправленных и эффективных  методик раскрытия и расследования  преступлений.

Коррупция во властных и управленческих структурах в значительной степени проявляется в поведении  государственных служащих, которые  не прямо выражаются в корыстных  поступках, обусловленных служебными положениями, как это предусмотрено  в законе, а реализуется в общем  благоприятном отношении чиновника  к взяткодателю либо использовании  в интересах лица, дающего взятку, авторитета должности, занимаемой взяткополучателем, без использования служебных  полномочий.

Таким образом в структуру криминалистической характеристики данной категори преступлений целесообразно включить следующие элементы:

  1. Данные о способе совершения и сокрытия преступления.

    Каждое преступление совершается в результате определенных действий (бездействии) субъекта, которые  и составляют способ совершения преступления. Последний прямо, хотя и в общем виде, предусмотрен в законе. Содержащиеся в криминалистической характеристике данные о способе совершения преступления позволяет уяснить какие следы необходимо искать, какие они содержат сведения об особенностях личности, совершившего преступление и др.

    Коррупцию нередко  отождествляют с простым взяточничеством, не придавая значения тому, что лицо выполняет не разовые поручения  преступной организации. А состоит у нее на службе. Причем формы коррупционных связей постоянно совершенствуется.

    Стремление  организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, политических решений, взятие под контроль деятельность органов государственной  власти и управления и управления проявляется в создании ею позиций  во властных структурах, проникновение  в управленческие звенья министерств, ведомств и их органах на местах. В практику прочно вошло использование  метода подкупа народных депутатов, представителей местной администрации, ответственных сотрудников министерств, ведомств и учреждений. В период предвыборных избирательных компаний ими активно используется выдвижение представителей из криминальной среды  в народные депутаты. Предпринимаются  попытки по внедрению молодых участников организованных преступных сообществ в учебные заведения правоохранительных органов с целью дальнейшего продвижения на ответственные посты в этой системе.

    Для лиц из органов власти и хозяйственного управления наиболее характерны «экономические»  методы поддержания коррумпированных связей (взятки, услуги, льготы, особо  благоприятные условия кредитования, финансирования, снабжения). Причем все  реже предметом взятки являются деньги в наличной форме, все чаще услуги материального свойства, более всего  в финансово-кредитной сфере. Предметом  взятки в таком смысле могут быть заграничные вояжи, спонсирование  отдыха на курортах, оплачивание различных счетов.

    Составной частью этого элемента является и способе сокрытия преступления. Практика расследования опасных преступлений показывает, что в подавляющем большинстве случаев преступники продумывают комплекс мер, направленных на сокрытие самого факта преступления или своего участия в нем.

    В финансово-кредитной  сфере известны такие способы  замаскирование дачи взяток как:

    • перечисление денежных средств на лицевые счета руководителей банков;
    • оформление в кредитуемые предприятия на работу их близких родственников

    В настоящее  время наблюдается изощренные формы  коррупции: в виде сговра должностных лиц различных категории, создание «лжепредприятий», использование связей с преступными сообществами с целью оказания давления на государственные и частные предприятия в своих интересах, вывоза продукции и товаров.

    Характерными  проявлениями коррупции, получившими  распространение среди должностных  лиц государственных учреждений и организаций, служащих органов  государственной власти и управления являются:

    • совместительство в коммерческих и предпринимательских структурах;
    • организация указанных структур, в.т.ч. с использованием имущества, сырья и материалов государственных предприятий и учреждений, на которых работают должностные лица, участие в руководстве этими структурами, обеспечение последними превелигированного положения;
    • использование служебного положения в процессе приватизации государственных объектов в целях приобретения этих объектов в свою собственность, в случаях акционирования завладение неправомерно значительным числом акций;
    • неправомерная, из корыстных побуждений передача коммерческим организациям и предприятиям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;
    • предоставление коммерсантам и предпринимателям конфедициальной информации.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистике"