Криминалистическая фоноскопия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:42, контрольная работа

Описание работы

Общая задача криминалистики конкретизируется применительно к основным целевым назначениям уголовного судопроизводства, обозначенным действующим УПК РФ – обеспечению досудебного производства (предварительного следствия или дознания) по уголовному делу эффективными техническими средствами, приемами и методами его ведения; установлению и изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; созданию необходимой доказательственной базы для их справедливого наказания или освобождения от него.

Содержание

Введение
1. Криминалистическая фоноскопия
2. Судебные экспертизы, их классификация, доказательственное значение экспертных выводов
3. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, пересылкой либо сбытом оружия и боеприпасов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Криминалистика контрольная.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНАЛИСТИКА»

 

Вариант №

 

 

Выполнил: студент 

(ФИО, курс, группа,

 № зачетной книжки)

 

Дата сдачи:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

ЧИТА – 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Криминалистическая фоноскопия

2. Судебные экспертизы, их классификация,  доказательственное значение экспертных  выводов

3. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным изготовлением,  приобретением, хранением, пересылкой  либо сбытом оружия и боеприпасов

Заключение

Список используемой литературы

 
 
 

Введение

Криминалистика – это наука, исследующая закономерности преступных деяний, механизм их отражения в  источниках информации, особенности  деятельности по раскрытию, расследованию  и предупреждению всех видов преступлений и разрабатывающая на этой основе и использовании данных юридических и других наук средства и методы указанной деятельности с целью обеспечения надлежащего применения процессуально-материальных правовых норм.

Общая задача криминалистики как науки  прикладной обусловлена ее социальным назначением – своими научными разработками на основе всестороннего использования достижений современной науки и техники сделать деятельность органов дознания, предварительного следствия, суда, криминалистической экспертизы наиболее оптимальной, научно продуманной и оснащенной современными специальными средствами, приемами и методами борьбы с преступностью.

Общая задача криминалистики конкретизируется применительно к основным целевым  назначениям уголовного судопроизводства, обозначенным действующим УПК РФ – обеспечению досудебного производства (предварительного следствия или дознания) по уголовному делу эффективными техническими средствами, приемами и методами его ведения; установлению и изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; созданию необходимой доказательственной базы для их справедливого наказания или освобождения от него.

1.Криминалистическая фоноскопия

К новому виду специальных исследований относится криминалистическая  фоноскопия, изучающая специальную группу следов, а именно следы звука. Эти исследования основываются на физиологических особенностях органов речевого аппарата, которые зависят от пола, возраста, профессии, ряда других характеристик человека. На индивидуальность голоса человека большое влияние оказывают пути формирования навыков устной речи, которые складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в человеке с момента его рождения, так, из внешних. Овладевая речью, человек учится управлять своим речевым аппаратом под воздействием отмеченных факторов, по законам, правилам той языковой среды, в которой он живет. По мере формирования механизмов устной речи человек для изложения своих мыслей пользуется той или иной системой речевых правил все более автоматически. Постепенно у него вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из множества повторений одних, тех же слов, словосочетаний, интонаций, фраз определенной конструкции в однотипных ситуациях. Информацию о свойствах говорящего, заложенных в признаках его устной речи, условно делят на смысловую, личностную. Личностная информация более ценная. Она представляет собой языковое выражение содержания, структуры устного высказывания в стиле, лексике, грамматическом строе, в степени владения логикой высказывания. Эти признаки позволяют сделать выводы о физическом, психологическом, социальном облике личности. Суждение о половой принадлежности можно сделать на основании, например, анализа диапазона голоса по высоте основного тона, по тембру. Возрастные особенности человека связаны не только с высотой, интенсивностью голоса, но, его объемом, тембром. Для определения возраста немаловажное значение может иметь, анализ пауз в речи. О молодом возрасте человека может свидетельствовать излишняя категоричность суждений, выводов по самым разнообразным вопросам. Пожилые же люди чаще проявляют осторожность в суждениях, имеют склонность давать советы или поучать других. Суждения об образовании, степени культуры человека делаются на основе существующих вариантов произношения, использования определенного словарного запаса, полноты, детализации выражений мысли, речевых приемов, наличия в устной речи характерных лексических признаков. Как правило, лица, владеющие богатым словарным запасом, выражают мысли убедительными, наиболее точными применительно к конкретной ситуации словами, а лица, лексика которых бедна, используют ограниченный набор, частое повторение одних, тех же слов, к тому же их мысли недостаточно последовательны, примитивны, а речь не выразительна. Важно, то, что человек в речи проявляет особенности того диалекта, который характерен для местности, где он родился или долгое время проживал. Диалекты тем резче отличаются друг от друга, чем дальше территориально друг от друга находятся их носители. Особенности региональных диалектов проявляются в лексике, фразеологии, в грамматической форме, в других признаках речи. 
При анализе произносительных  особенностей  территориального диалекта необходимо пользоваться специальной литературой (диалектологическими атласами русского языка). При определении социальной принадлежности (профессии, т. д.) основное значение приобретают лексические признаки, фразеологические особенности, содержание устной речи, которые, характеризуют ту или иную социальную группу людей. Словарный запас человека, какой бы областью деятельности он не занимался, постоянно увеличивается, видоизменяется. Однако, довольно длительно время он использует характерные слова, выражения, своеобразную терминологию, которые обусловливают лексический состав, фразеологические особенности речи людей одной профессии или одного рода занятий. К разновидностям социального диалекта относятся профессионализмы, жаргон или арготизмы. 
Профессионализмы - это слова или обороты речи, свойственные лицам, объединенным по роду деятельности, профессии. Жаргон в прямом смысле этого слова представляет собой условный язык воров, бомжей, проституток, рэкетиров, торговцев, других групп людей, объединенными общими интересами, содержащий много отличных от общего языка, в том числе искусственных, слов, выражений. Арготизмы - слова или выражения, заимствованные из речи каких-либо социально замкнутых групп. Родной язык или группы родственных языков устанавливаются по акценту. Язык любой национальности, каждый ее диалект имеет интонационные особенности. Данные, полученные при изучении фонограмм тех или иных исполнителей устной речи (дикторов), применяются для проверки версий, оценки выбранной тактики раскрытия, предотвращения преступлений, для идентификации дикторов по голосу, решения других задач. 
Опыт решения практических задач идентификации лиц по устной речи показывает, что среди группы выделяемых признаков имеются такие, которые однозначно связаны с внешними (обликовыми) характеристиками диктора. Они достаточно рельефно проявляются в его устной речи. Криминалистические исследования фонограмм голоса человека дают возможность получать объективную установочную информацию при анализе устной речи диктора, связанную с его социальными характеристиками (образование, профессия, уровень культуры); эмоциональным состоянием (спокоен, возбужден, подавлен); регионом формирования устной речи (диалект, акцент); физическими (биологическими) характеристиками (пол, возраст, рост); психо-физиологическими особенностями (различные отклонения от нормы при определенных заболеваниях), способами произнесения речи (чтение, декламация, спокойная речь). Таким образом, устная речь человека характеризуется акустическими, лингвистическими признаками, которые, будучи индивидуальными, относительно неизменяемыми, позволяют не только воссоздать примерный облик лица, которому речь принадлежит, но, идентифицировать его.

Самым распространенным средством  общения людей является устная речь. Она оставляет изменения в  материальной среде, которые принято  называть звуковыми следами. Звуковые следы нередко используются для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, позволяют установить личность преступника и иные обстоятельства, подлежащие доказыванию. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено тем, что традиционные средства фиксации – письменные документы – все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой. Расширилось их использование и в повседневной жизни.

Сегодня среди материалов уголовных дел все чаще присутствуют:

фонограммы, на которых случайно или  умышленно зафиксирована информация о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например, разговоры преступников, очевидцев, потерпевших;

фонограммы, явившиеся объектами  преступных действий (если они похищены или подделаны);

фонограммы, служившие орудиями преступления, например, при вымогательстве или шантаже;

фонограммы допросов и иных следственных действий, являющиеся приложениями к  соответствующим протоколам.[1]

Во всех указанных выше случаях аудио- и видеозаписи приобщаются к уголовным делам в качестве вещественных доказательств.

Хотя с их помощью фиксируется  не только человеческий голос, но и  множество других звуковых следов, основные задачи, решаемые при исследовании фонограмм, – идентификация человека по голосу и диагностика особенностей его личности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень и пр.).

Научной основой идентификации  человека по голосу является криминалистическая фоноскопия, которая изучает  звуковую, особенно речевую, информацию, в основном в виде магнитных и видеомагнитных записей, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру (магнитофоны, видеомагнитофоны, диктофоны, магнитная лента).

В основу методики фоноскопических  исследований положены акустический и лингвистический анализы устной речи. Лингвистический анализ в целом направлен на исследование устной речи, отражающей социальные, интеллектуальные, психофизиологические и другие личностные характеристики человека; акустический – на изучение характеристик, определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями индивидуума.

Акустический анализ базируется на многочисленных измерениях спектрально-временных  характеристик речевого сигнала  и их последующей статистической обработке для выявления индивидуального комплекса признаков. Причем если раньше этот процесс был достаточно трудоемок, развитие компьютерной технологии фоноскопических исследований позволило не только полностью реализовать все возможности аналоговых электроакустических приборов, но и осуществить измерения акустических параметров, что ранее было просто невозможно.

Комплексный лингвоакустический анализ речи позволяет проводить идентификацию человека даже по фонограммам низкого качества и малой длительности. Фоноскопические исследования проводятся с помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественную звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером, оснащенным специальным устройством ввода-вывода акустической информации и пакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего их исследования.

Помимо идентификационных, возможно также решение не менее актуальных для раскрытия и расследования преступлений диагностических задач, позволяющих судить о многих физических, психических и социальных признаках личности.

При изъятии кассет с магнитной  лентой, аудио- и видеоаппаратуры  необходимо соблюдать предосторожности, обеспечивающие сохранность следов, которые могут оказаться на этих объектах и даже непосредственно на магнитной ленте. Поэтому их рекомендуется брать только за торцы. На кассетах и аппаратуре могут быть обнаружены не только следы рук, но и микрочастицы и микросреды (биологического происхождения, пыль, волокна, волосы и пр.).

В протоколе осмотра кассеты следует отразить маркировочные обозначения, имеющиеся на кассете: фирменные знаки, тип ленты и пр. Если тип ленты не обозначен, описывается ее цвет, характер основы (блестящая или матовая). Фиксируются надписи и обозначения на рекорде (цветная полоска в конце ленты). С помощью увеличительных приборов выявляются и отражаются все дефекты и повреждения на кассете, катушке и ленте.

Затем запись прослушивается и в  протоколе фиксируется ее характер (речь, музыка, иная звуковая информация). Для речи – ее содержание, для музыки – характер, для другой звуковой информации – ее природа. Проверяется и отмечается целостность ленты. По окончании прослушивания лента перематывается в исходное состояние, упаковывается и снабжается пояснительной надписью. Далее магнитные носители хранятся в полиэтиленовых пакетах и картонных коробках в вертикальном положении вдали от металлических предметов и электромагнитных полей при температуре +10 – +20 °С.

Для решения диагностических и  идентификационных задач назначается фоноскопическая экспертиза, успех которой во много определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта следователем и судом. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют его индивидуальные лингвистические и фонетические признаки. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать в первую очередь слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка. При этом желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий:

 микрофон располагают на  расстоянии около 0,5 метра ото  рта человека; окна и двери  помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты,  телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала. Для этого приглашают специалиста.

Процесс получения сравнительных  образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи. При этом необходимо соблюдать те же условия записи, использовать ту же (или, по крайней мере, аналогичную) аппаратуру, которая использовалась при записи исследуемой фонограммы.

Если экспериментальные образцы  получить невозможно, в качестве материала  для сравнительного исследования могут  быть представлены свободные образцы – магнитные записи бесед, где проверяемого ходом разговора вынуждают произносить определенные слова и обороты речи; такие записи можно делать, например, при производстве следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная  звукозапись, какое оборудование для  этого использовалось, и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

К числу основных задач фоноскопической  экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1) сколько лиц участвовало в  разговоре, записанном на представленной  фонограмме;

2) является ли речь, представленная  на фонограмме, или ее фрагменты  заученной, прочитанной или свободной;

3) каково дословное содержание  текста; каково содержание неразборчивой  записи на представленной фонограмме;

4) каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи; какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т.д.);

5) является ли представленная  фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.;

6) содержит ли фонограмма (видеофонограмма)  непрерывную запись или с остановками  (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры);

7) каков тип магнитной  ленты, с использованием которого  изготовлялась данная запись; использовалась ли для записи новая или ранее уже содержащая запись (какую) лента;

8) подвергалась ли представленная  фонограмма (видеофонограмма) монтажу  (склейке, электроакустическому  монтажу и пр.), а если да, то  какая ее часть смонтирована; имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания; одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме;

9) изготовлена ли представленная  на исследование фонограмма на одном или разных звукозаписывающих аппаратах;

10) на магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне) какого типа, марки,  класса, страны-производителя осуществлена  данная магнитная запись; микрофон  какого типа использовался для  производства звукозаписи; 

11) каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме;

12) каковы некоторые  социальные характеристики лица (уровень и направленность образования,  интеллект, уровень культуры и т.п.), речь которого представлена на фонограмме;

13) каково эмоциональное  состояние лица в период записи  его устной речи.

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1) принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам; какие фрагменты звукозаписи каким лицам принадлежат;

2) изготовлена ли данная  фонограмма на представленном  звукозаписывающем аппарате; воспроизводилась  ли она на таком-то магнитофоне  (видеомагнитофоне, диктофоне); на каком из представленных магнитофонов (видеомагнитофонов, Диктофонов) записывалась или воспроизводилась данная фонограмма; является ли она копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видеомагнитофон;

3) является ли видеофонограмма №1 полностью или частично копией видеофонограммы №2; являются ли видеофонограммы №1 и №2 дубликатами, изготовленными путем копирования с одной и той же видеофонограммы №3;

4) составляли ли склеенные  фрагменты данной магнитной ленты  ранее одно целое.

Фоноскопические экспертизы уже перестали  быть уникальными. В настоящее время  они проводятся в государственных  экспертных учреждениях Министерства юстиции и Министерства внутренних дел России.[2]

 

2. Судебные экспертизы, их классификация, доказательственное  значение экспертных выводов

Основной формой использования  специальных познаний в расследовании  является судебная экспертиза.

Судебная экспертиза – это следственное действие, состоящее в производстве в установленном законом порядке исследований тех или иных объектов специалистами в науке, технике, искусстве или ремесле и даче ими заключений по вопросам, возникающим в ходе расследования по уголовным делам.

Информация о работе Криминалистическая фоноскопия