Мтодика расследования взяточничества

Автор: Петр Просков, 04 Июня 2010 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Получение взяток, как наиболее распространенный и общественно опасный вид должностного злоупотребления государственных служащих, составляет почти четвертую часть регистрируемых должностных преступлений.
Традиционно в российском законодательстве взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ ………………………………….……………………………… . 10 стр.
§1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества……….…. 10 стр.
§2. Особенности криминалистической характеристики взяточничества..........38 стр.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ …………………………………………46 стр.
§1. Особенности возбуждения уголовных дел и планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.46 стр.
§2. Тактические особенности проведения первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества…………………………….53 стр.
§3. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования……………………………………..63 стр.
Заключение………..……………………………………………........76 стр.
Список литературы……………………………………….…………79 стр.

Работа содержит 1 файл

Взятка.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

   Вместе  с тем необходимо отметить, что  “малозначительность деяния” является оценочным признаком, и суд в каждом конкретном случае должен учитывать все обстоятельства дела. Например, важное значение имеет должностное положение взяткополучателя. Особую опасность представляют собой взяточничество работников правоохранительных органов. С другой стороны, аморальным, циничным и несправедливым представляется осуждение к лишению свободы работницы ЗАГС, получившей взятку в виде букета из трех роз и коробки шоколадных конфет. Подобному деянию более соответствует дисциплинарное взыскание, чем уголовное наказание.

   Уголовную ответственность влечет как явная, так и прикрытая (замаскированная, завуалированная) взятка. Завуалированная  взятка дается, например, под видом  подарков родственникам. «Если имущественные  выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».12 Прикрытая взятка может выразится в предоставлении выгодной работы должностному лицу или его родственником, выплате завышенных авторских гонораров, завышенной оплате лекций, консультаций, проигрыше в азартной игре и т.п. Такие взятки составляют лишь очень незначительную часть выявленных взяток, что указывает не только на их сравнительную редкость, но и на сложность их расследования.

  Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК выражается в деянии - получении  взятки должностным лицом лично или через посредника.

  Состав  преступления - формальный. Взяточничество, как и любые другие преступления, поражает охраняемые уголовным законом  общественные отношения. Тем самым  взяточничество причиняет вредные  последствия в виде нарушения нормальной деятельности государственного аппарата и подрыва авторитета государственной и муниципальной власти. Однако данные последствия остаются за рамками состава преступления и не характеризуют его объективную сторону. Сама неизбежность этих последствий  позволила законодателю сконструировать состав взяточничества как формальный, избавив правоохранительные органы от лишней бюрократической работы. Пленум Верховного Суда в п. 11 постановления от 10 февраля 2000 г. разъяснил: “Дача взятки... а равно ее получение должностным лицом..-, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо... отказалось принять взятку ..-, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки..., несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ... Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки..., содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки... Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки... высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало”13.

  Толкование  закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных  с использованием служебного положения, за которые дается взятка:14

  1) правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные  полномочия должностного лица;

  2) правомерные действия (бездействие), которые не входят в служебные  полномочия должностного лица, если  оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

  3) неправомерные действия, которые  должностное лицо совершает, используя  свое должностное положение (ч. 2 ст. 290 УК РФ);

  4) общее покровительство или попустительство  по службе.

  Чаще  всего взятка дается за действия, которые  входят в служебные полномочия должностного лица. Во втором случае должностное  лицо использует фактические возможности, проистекающие из его служебного положения (должностной авторитет, служебные связи и др.). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. в п. 4 разъяснило: “Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения”.15 Так, за получение взятки за незаконное выделение квартир обоснованно осужден начальник КЭУ гарнизона П., который занимал должность, не предоставлявшую ему права принимать самостоятельные решения о распределении жилой площади. К его полномочиям в этой сфере относилось лишь участие в подготовке плана  распределения жилой площади между воинскими частями. Решения об утверждении этого плана принималось начальником гарнизона, а решение о распределении жилой площади между конкретными лицами - командиром части, которой выделено жилье. П. никаких решений в пределах своих полномочий в интересах взяткодателей не принимал. Он лишь путем фальсификации документов и личных просьб добивался принятия выгодных ему решений уполномоченными должностными лицами.16

  Получение взятки за общее покровительство  и попустительство по службе обычно выражается в периодических платежах, передаваемых подчиненными своему начальнику, хотя не исключено и разовое имущественное предоставление. Общее покровительство и попустительство не всегда выражаются в конкретном действии или бездействии. Однако Верховный Суд ориентировал практику на установление конкретного содержания тех действий (бездействия), которые входят в содержание “общего покровительства и попустительства”: “К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия”.17

  Закон указывает на служебный (“по службе”) характер покровительства и попустительства. Судебная практика понимает покровительство  и попустительство по службе широко и не ограничивает его рамками  служебных отношений, связывающих  начальника и подчиненного.Покровительство    и    попустительство   по   службе   понимается   как    покровительство и попустительство с использованием служебного положения, в том числе и в отношении лиц, не подчиненных по службе. Так, налоговый инспектор Ф. осужден за получение взятки за “общее покровительство и попустительство” по службе, обещая взяткодателю (налогоплательщику) попустительство, если тот в будущем нарушит (возможно) налоговое законодательство.

  Принятие  взятки должностным лицом как  волеизъявление является основным содержанием объективной стороны взяточничества. Эта часть объективной стороны получения взятки может быть выполнена только лично должностным лицом. Принятие взятки в этом смысле - это активное или пассивное изъявление согласия должностного лица на получение имущественной выгоды в качестве благодарности за уже совершенное действие или бездействие (а равно общее покровительство или попустительство) по службе, либо в качестве подкупа за такое действие или бездействие (а равно общее покровительство или попустительство) по службе, которое еще не совершено.

  В объективную сторону взяточничества не входят те действия, которые характеризуют  предмет взяточничества, за совершение которых собственно и дается взятка. Для квалификации содеянного как  оконченного получения взятки достаточно, чтобы взятка была получена за такие действия, и не имеет значения, были или нет эти действия выполнены фактически. При этом следует учитывать, что взятка-вознаграждение фактически возможна только после совершения таких действий.

     Закон говорит о том, что взятку получает должностное лицо (лично или через  представителя), однако умалчивает о  том, в чью же пользу предоставляется  имущественная выгода. Очевидно, что  имущественное предоставление не только в пользу самого должностного лица, но и в пользу его родственников может рассматриваться в качестве взятки. Взяткой будет и имущественное предоставление в пользу любого другого частного лица, если должностное лицо заинтересовано в таком предоставлении. Таким образом, возможно получение взятки в пользу третьих лиц.

     Сложнее дело обстоит с получением взятки в пользу юридических лиц. В практике не признаются взятками имущественные  предоставления в общественных и  государственных интересах (в пользу органа или учреждения, в котором  служит должностное лицо, в пользу государственного или муниципального образования, в пользу благотворительных организаций, на строительство храмов, памятников и т.п.). Не рассматриваются в качестве взяток и имущественные предоставления в пользу государственных и муниципальных коммерческих организаций (унитарных предприятий). Однако имущественные предоставления в пользу коммерческих организаций, основанных на частной форме собственности (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы) могут рассматриваться в качестве взяток- Могут рассматриваться в этом качестве и предоставления в пользу некоммерческих организаций, призванных опосредовать не общественные, а частные (в том числе групповые) интересы (потребительские кооперативы, биржи и др.). Сложным остается вопрос об имущественных предоставлениях в пользу политических партий. Полагаю, что такие предоставления могут быть взятками. При получении должностным лицом взятки в пользу третьих лиц необходимыми условиями будут:18

     1) осведомленность должностного лица об имущественном предоставлении третьему лицу (физическому или юридическому);

     2) одобрение (хотя бы пассивное)  им взятки, т.е. ее принятие (получение);

     3) принятие взятки за действие (бездействие)  совершаемое с использованием  должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе;

     4) принятие имущественного предоставления  в частных (а не в общественных  или государственных интересах).

     Принятие  должностным лицом “взятки” в  общественных или государственных  интересах (например, руководитель государственного учреждения принимает от коммерческой организации компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимые для эффективной работы учреждения, обещая предоставить этой организации определенные преимущества) не рассматривается в качестве взяточничества, хотя является безусловно вредным и негативным явлением. Дело в том, что в этом случае отсутствует изменническое содержание взятки25. Вымогательство имущественных благ в пользу государственных и муниципальных органов и учреждений в практике не рассматривается ни в качестве вымогательства взятки, ни в качестве имущественного (против собственности) вымогательства. Иногда такие действия могут образовать состав преступления, предусмотренного ст. 286 или 169 УК. Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла и корыстной целью.

     Взяткополучатель  осознает, что принимает незаконную имущественную выгоду за действие (бездействие), совершаемое с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

     Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения  взятки выполнить то действие, за которое  дана взятка. Этот вопрос является дискуссионным. Однако при получении взятки за совершение определенного действия, которое взяткодатель не намерен совершить, взяткодатель осознает, что получает взятку за совершение именно этого действия и желает получить взятку. Желание совершить действие не входит в содержание умысла при совершении этого преступления. То обстоятельство, что должностное лицо, получая взятку, путем обмана завладевает имуществом взяткодателя, не исключает ответственности за получение взятки, как за более опасное преступление, чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное преследование за получение взятки.

     Если  же должностное или любое другое лицо принимает вознаграждение за действия, совершению которых оно может способствовать не в силу должностного положения, но в силу родственных, дружеских, иных личных связей с должностным лицом (“торговля влиянием”) - содеянное (исключительно безнравственное поведение) не влечет уголовной ответственности, если должностному лицу не известен факт имущественного предоставления в пользу “агента влияния”. Если же факт этот становится известен должностному лицу и оно (после этого) соглашается исполнить просьбу “агента влияния” - оно тем самым принимает взятку в пользу третьего лица и несет ответственность за получение взятки как исполнитель. “Агент влияния” в этом случае выступает в качестве посредника в даче взятки и несет ответственность за пособничество во взяточничестве. Лицо, предоставившее имущественную выгоду, становится взяткодателем. При этом теоретически можно предположить, что “взяткодатель” рассчитывал на то, что должностному лицу не будет известно об имущественном предоставлении и, следовательно, отсутствует вина в даче взятки. Однако это чисто умозрительное предположение. Дело в том, что в реальной жизни умысел взяткодателя в такой ситуации редко может быть конкретизирован в отношении этого факта - это обстоятельство находится вне сферы его интересов. Речь может идти только об осознанном интересе уклониться от уголовной ответственности за дачу взятки, что означает прямой (хотя и альтернативный) умысел на ее дачу. Практически уголовная ответственность за получение взятки без ее дачи возможна только в случае, когда в роли взяткодателя выступает невменяемый или лицо, не достигшее возраста 16 лет.

     Учитывая  печальную ситуацию, сложившуюся  в стране с коррупцией, сращивание бюрократии, политики, экономики и  организованной преступности, учитывая семейственность русского человека, исключительно большое значение во всех сферах общественной жизни родственных, дружеских и иных личных связей, целесообразно всерьез задуматься о криминализации “торговли влиянием”. Так поступил, например, французский законодатель, установив в ст. 433-2 УК уголовную ответственность за прямое или косвенное вымогательство или принятие любым лицом любых предложений, обещаний, имущественных и иных выгод за злоупотребление существующим или мнимым влиянием, с тем, чтобы добиться от публичных властей наград, должностей, подрядов или любого другого решения.19

     Хотя  закон и не указывает на цель получения  взятки, его толкование позволяет  прийти к выводу, что это преступление совершается с корыстной целью. Виновный действует с целью приобретения имущественной выгоды для себя или  третьего лица, в пользу которого принимает взятку.

Информация о работе Мтодика расследования взяточничества