Мтодика расследования взяточничества

Автор: Петр Просков, 04 Июня 2010 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Получение взяток, как наиболее распространенный и общественно опасный вид должностного злоупотребления государственных служащих, составляет почти четвертую часть регистрируемых должностных преступлений.
Традиционно в российском законодательстве взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ ………………………………….……………………………… . 10 стр.
§1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества……….…. 10 стр.
§2. Особенности криминалистической характеристики взяточничества..........38 стр.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ …………………………………………46 стр.
§1. Особенности возбуждения уголовных дел и планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.46 стр.
§2. Тактические особенности проведения первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества…………………………….53 стр.
§3. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования……………………………………..63 стр.
Заключение………..……………………………………………........76 стр.
Список литературы……………………………………….…………79 стр.

Работа содержит 1 файл

Взятка.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

      в) о неправильном прохождении их по канцелярии, отделам и т. п. (например, отсутствие на документе штампа о регистрации или наличие отметок, свидетельствующих о прохождении этих документов через лиц, которые обычно этим не занимаются, и др.);

      г) о подложности документов (расписки о получении денег, подложные  справки и т. п.);

      д) о сумме взятки (например, осмотр счетов за якобы выполненные работы и т. п.);

      е) об обстоятельствах, способствующих взяточничеству (запущенный учет, неправильный подбор кадров и т. д.).

      Осмотр  должен осуществляться сразу же после  возбуждения уголовного дела без  малейшего промедления, ибо возможно, что взяточники смогут принять меры к уничтожению следов своей преступной деятельности (уничтожить те или иные документы, сфабриковать новые и т. д.). Все документы, вызывающие сомнение, должны изыматься. Всякие отступления от принятого порядка прохождения и оформления выполненного служебного действия (например, отсутствие документов, знаков регистрации и т. п.) должны быть зафиксированы в протоколе осмотра. В тех случаях, когда взяткодатель дает взятку в связи с выполнением служебного поручения, а затем оформляет денежные расходы по даче взятки путем фабрикации каких-либо оправдательных документов, следователь должен внимательно осмотреть и проверить такие денежные документы, а при необходимости изъять их.

      Осмотр  места происшествия производится в целях выяснения обстановки, в которой происходили встречи участников преступления, в том числе и передачи взятки, а также в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, подтверждающих факт взяточничества. Иногда важно установить факт пребывания в определенном месте кого-либо из подозреваемых, что уже само по себе может явиться очень важной уликой. С этой целью следователь должен тщательно отыскивать и изучать следы рук, ног, осматривать любую обнаруженную вещь (пуговицу, папиросу и т. д.), могущие принадлежать участникам преступления. Кроме этих следов, при осмотре места происшествия мо гут быть обнаружены брошенные окурки, обрывки оберточной бумаги, газеты и т. д. Ознакомление в ходе осмотра с обстановкой, в которой совершено взяточничество, может быть использовано при оценке результатов уточнения и проверки показаний на месте со знавшихся взяточников.

      Допрос  подозреваемого, задержанного с поличным, должен быть проведен с учетом внезапности  задержания и пре следует цель получения его объяснений по поводу обстоятельств получения-дачи взятки, характера служебных действий или бездействия должностного лица, целей взяткодателя и других обстоятельств. Из числа дальнейших следственных действий наиболее характерными для расследования взяточничества являются допросы свидетелей, назначение экспертиз, допросы обвиняемых, очные ставки, следственные эксперименты. Установление и допрос свидетелей. Несмотря на разнообразие конкретных обстоятельств дел о взяточничестве, можно наметить общие пути установления свидетелей. Такими путями являются: осмотр соответствующих документов, регистрационных и учетных записей, отражающих результаты служебных действий взяткополучателя; ознакомление с конкретны ми обстоятельствами, при которых происходили встречи обвиняемых, передача взятки и др.; изучение условий работы и быта участников преступления; допросы обвиняемых и свидетелей; использование оперативно-розыскных возможностей органов дознания.

        Обычно в качестве свидетелей  допрашиваются:

      1) лицо, у которого вымогалась взятка;

      2) очевидцы дачи-получения взятки, очевидцы фактов хищений и  других преступлений, связанных  с расследуемым фактом взяточничества:

      3) сослуживцы участников преступления;

      4) соседи и близкие взяточников: 

      5) посетители учреждений или организаций, где работают взяточники.

        Тактика допроса свидетелей во  многом зависит от того, кто  допрашивается и каково его  отношение к расследуемым фактам  и участвующим в деле лицам.  Подавляющее большинство свидетелей  дают правдивые показания, однако, иногда те или иные свидетели в силу своих личных взаимоотношений со взяточниками ведут себя неоткровенно, выгораживая их.

      Назначение  экспертиз. Наиболее типичными для  расследования взяточничества криминалистическими  экспертизами являются судебно-почерковедческая экспертиза, технико-криминалистическое исследование документов, а также трассологическая экспертиза. Помимо криминалистических, назначаются и другие экспертизы (судебно-бухгалтерская, судебно-товароведческая и др.). Предметом этих экспертиз является разрешение вопросов, возникающих при расследовании связанных со взяточничество хищений государственного или общественного имуществ и других преступлений. Допрос обвиняемого. Успех допроса обвиняемого во многом зависит от его подготовки, в ходе которой должна быть тщательно изучена личность обвиняемого (биография, служебное, семейное и материальное положение, наличие или отсутствие судимостей, связи, привычки, черты характера и др.). Важно также знать обстановку и условия, в которых передавалась взятка или велись переговоры о ней. Это дает возможность оценить, насколько правдоподобны показания допрашиваемого. В плане допроса надлежит предусмотреть возможные возражения обвиняемого и подготовить материалы для их проверки. Для взяткополучателя характерны заявления, что имел место не факт получения взятки, а возвращение долга или дача денег в долг, что предмет взятки, обнаруженный у взяткополучателя, либо принадлежит ему, либо кем-то случайно забыт, и т. д.

      Иногда  взяткополучатель признает себя виновным в присвоении находки, утверждая, что обнаруженный у него предмет - это не взятка, а находка. Взяткодатели зачастую ссылаются на якобы имевшее место вымогательство взятки. Посредники в ряде случаев признаются в мошенничестве, заявляя, что сознательно обманывали взяткодателей, намереваясь присвоить полученное от них. Такое поведение посредников объясняется тем, что они рассчитывают быть осужденными за мошенничество, предусмотренные законом сроки наказания за которое меньше, чем за взяточничество. Характерной особенностью допроса по делам о взяточничестве является максимальная детализация показаний. Если допрашиваемый дает показания о взяточничестве, его следует подробно допросить по всем интересующим следователя вопросам. При этом надо стремиться к получению показаний о всех фактах взяточничества, о всех участниках преступления.

      Основным  методом изобличения взяточника, стимулирующим его к даче правдивых  показаний, является тактически правильное предъявление доказательств.

      Следственный  эксперимент по делам данной категории позволяет установить возможность:

      а) восприятия факта вручения взятки на том или ином месте с определенной точки в определенных условиях видимости:

      б) размещения какого-либо количества предметов, в том числе пачек денег, в  определенном хранилище (портфеле, чемодане и т. д.):

      в) преодоления (пешком, на транспорте) расстояния до предполагаемого места вручения взятки, самого вручения и возвращения  в исходный пункт. 
 
 

                                 
 
 

      Заключение 
 

      Хотелось  бы предложить до устранения законодателем существующих пробелов в законах по урегулированию требований, предъявляемых к результатам оперативно-розыскной деятельности, при использовании их в доказывании в уголовном судопроизводстве, и до разъяснения позиции Верховного суда РФ по данному вопросу, определить единую судебную практику по поставленным вопросам. Необходимо определить единый подход к вопросу о законности изъятия предмета взятки и его закрепления в рамках оперативно-розыскной деятельности до возбуждения уголовного дела. Кроме того необходимо определить единые требования к результатам оперативного эксперимента, наиболее распространенного оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ), используемого при выявлении, пресечении и раскрытия преступлений о взяточничестве.

      Эти требования должны содержать в себе ответы на следующие вопросы:

  1. Необходимо ли участие незаинтересованных лиц при проведении данного оперативно розыскного мероприятия?
  2. Необходимо ли описание и фиксирование всех действий при проведении оперативного эксперимента?
  3. Необходимо ли документальное фиксирование применения технических средств при проведении оперативного эксперимента?

      Решение названных проблем с предметных позиций криминалистики, оперативно-розыскной  деятельности, несомненно, важно, но ключевую роль в разрешении проблемных вопросов в этой области права необходимо решать на законодательном уровне путем принятия соответствующих законов.

      Расследование взяточничества является сложным и  значительным по объему процессом. При  расследовании данного преступления необходимо учитывать, проверять и перепроверять значительный массив данных, которые затрагивают самые разные области научного знания. Без специализированной методики расследования взяточничества невозможно учесть, выделить и систематизировать те данные, которые впоследствии лягут в основу доказательств по делу.

      При расследовании взяточничества следует  учитывать и воспользоваться  сложившимися благоприятными ситуациями (такими как ревизия, проверка налоговыми органами и т. д.), а в необходимых случаях их создавать. При расследовании взяточничества необходимо учитывать личностные характеристики лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование. Чаще, субъекты взяточничества - это люди, которые занимают высокие должности и обладают сильными волевыми качествами, которые нередко могут дезориентировать следователя, расследующего уголовное дело.

      Подводя итоги, можно сформулировать предложения, которые способствовали бы повышению  эффективности борьбы со взяточничеством:

      1. Необходимо принятие общей правовой базы применения мер, направленных на ограничение распространенности и общественной опасности всех видов взяточничества (особенно его самого опасного проявления - коррупции) путем принятия закона «О борьбе с коррупцией», в котором необходимо установить меры, расширяющие полномочия правоохранительных органов в борьбе с коррупцией.

      2. Создание специализированных групп,  которые бы включали в свой  состав оперативных работников. Это упростило бы процесс совместного  планирования следственных действий и облегчило бы взаимодействие между подразделениями, участвующими в расследовании взяточничества.

      3. Расследование взяточничества необходимо  поручать наиболее квалифицированным  и опытным следователям, а наиболее  сложные и актуальные дела  передавать в производство следователей прокуратур субъектов федерации. Это необходимо предпринимать с целью обеспечения законности расследования и эффективности использования предусмотренных законом средств, а также принимать своевременные меры к пресечению незаконного воздействия на следователей и лиц, входящих в группу по расследованию, с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по делу решения.

      Сегодня уровень совершаемых преступлений диктует необходимость активной разработки способов и форм  включения  результатов оперативно-розыскных  мероприятий в уголовное судопроизводство и тем самым в доказательный процесс.

      Полагается, что меры будут способствовать уменьшению количества взяточничества и повышению  процента раскрываемости данного вида преступления.

                                          Список литературы

Законодательные и нормативные акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях.- СПб.: Питер, 2003.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года.- СПб.: Питер, 2002.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871, 873; N 11, ст. 1255; N 12, ст. 1407; N 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2587; N 33, ст. 3424; N 47, ст. 4404, 4405; N 53, ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966; N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793, 1795; N 26, ст. 2518; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954; N 15, ст. 1304; N 27, ст. 2708, 2712; N 28, ст. 2880.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  5. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974; 2000. № 46. Ст. 4537.
  6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.//Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849.
  7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 1999. N 16. Ст. 1433.
  8. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, Ст.2063.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета от 16 декабря 2003.
  10. Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. N 361 //Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 923.
  11. Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 33 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 174; № 25. Ст. 2378; № 33. Ст. 3358; 1996. № 16. Ст.ст. 1834, 1834.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - N 17. - Ст.1963; 1997, N 44, Ст.5056; 1998, N 49, Ст.6014.
  13. Указ Президента РФ «О представлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» от 15 мая 1997 г. № 484  // Собрание законодательства РФ. 1997. № 20. Ст. 2239; 1998. № 10. Ст. 1160.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - N 15. - Ст. 1756.
  15. Указ Президента РФ «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности РФ в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» от 1 июня 1998 г. № 640 //Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2501.

Информация о работе Мтодика расследования взяточничества