Проблемы расследования ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:34, реферат

Описание работы

При расследовании преступлений в области дорожного движения сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с целым рядом проблем, так как преступления в области дорожного движения с особо тяжкими последствиями отличаются своей спецификой, в отличие от иных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Данная тема довольно актуальна в современном мире. Как показывает статистика, упомянутая мной выше, почти каждый день в ДТП погибают и получают тяжелейшие травмы люди. По этому, я считаю что, оперативные действия работников правоохранительных органов играют огромную роль в расследовании преступлений в области дорожного движения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........…3
Основные проблемы расследования дорожно-транспортных
происшествий……………………………………………………………………...5
Проблемы, возникающие у следователя при осмотре места происшествия
и других действий…………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………….……………16
Список использованных источников……………………………………..…….17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 38.83 Кб (Скачать)

  Министерство  образования и  науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА» 

  ИНСТИТУТ  ПРАВА 

  Кафедра уголовного права и процесса. 

  РЕФЕРАТ

  на тему:

  проблемы  расследования дорожно-транспортных проишествий. 
 
 

  Выполнила: студентка 4 курса (44 группы)

            Дневного отделения

  Лысова  Юлия Николаевна

                                     Научный руководитель: к.ю.н., доцент

                                                                                 Кольцов М.И. 
 
 
 
 

  Тамбов - 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........…3

  1. Основные проблемы расследования дорожно-транспортных

происшествий……………………………………………………………………...5

  1. Проблемы, возникающие у следователя при осмотре места происшествия

и других действий…………………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………….……………16

Список использованных источников……………………………………..…….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  С каждым годом все больше транспортных средств появляется на улицах и дорогах, все напряженнее становится дорожное движение.

  Управление  автомобилем требует мастерства и умения водителя, ведь автомобиль является источником повышенной опасности. Безопасность на улицах и дорогах  обеспечивают Правила Дорожного  Движения(далее по тексту ПДД)[4], которые устанавливают единый порядок движения автотранспорта на всей территории России. От соблюдения ПДД зависит безопасность и жизнь водителя, пассажиров, целостность груза и сохранность самого транспортного средства.

  Несоблюдение  ПДД может привести к Дорожно-Транспортному происшествию (далее по тексту ДТП), а если при этом серьезно пострадали или погибли люди, или причинен крупный материальный ущерб – это может быть квалифицировано как преступление.

  Согласно  статистике ГИБДД, количество аварий по стране постепенно снижается, в период с января по октябрь 2011 года на территории России было зафиксировано 164 015 ДТП, что на 2,7% ниже прошлогоднего показателя, в этих авариях погибли 22 636 человека и были ранены 206738 человек.

  За 2010 год в Российской Федерации  произошло 199 431 (-2,1%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых  погибли 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек  получили ранения.

  В то время как вина пешеходов установлена  в каждом девятом ДТП, за прошедшие  полгода в авариях погибли 1 788 пешеходов и 11 140 были травмированы. Наиболее распространёнными нарушениями среди пешеходов является переход дороги в неположенном месте, вне зоны действия пешеходного перехода, и неожиданный выход на проезжую часть из зоны с плохой видимостью.

  При расследовании преступлений в области  дорожного движения сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с целым  рядом проблем, так как преступления в области дорожного движения с особо тяжкими последствиями отличаются своей спецификой, в отличие от иных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

  Данная  тема довольно актуальна в современном  мире. Как показывает статистика, упомянутая мной выше, почти каждый день в ДТП  погибают и получают тяжелейшие травмы люди. По этому, я считаю что, оперативные  действия работников правоохранительных органов играют огромную роль в расследовании  преступлений в области дорожного  движения. В процессе их деятельности не могут допускаться следственные ошибки. Если следственные действия будут проводиться не качественно и не в полном объеме, это может привести к необоснованным процессуальным решениям, что ведет к незаконному привлечению лица к уголовной ответственности, либо его незаконном освобождении.

  В своем исследовании я постараюсь раскрыть основные проблемы, с которыми сталкивается следствие как на теории так и на практике, при раскрытии данного вида преступлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  проблемы расследования  дорожно-транспортных происшествий

   В России и за рубежом существует неоспоримая  правовая концепция о том, что  причины и проблемы ДТП в наиболее упрощенном виде вытекают из элементов системы «человек - автомобиль – дорога». Именно эти элементы приводят систему в движение и являются решающими. Однако, анализируя механизм ДТП, мы увидим более расширенный вид системы: «водитель - автомобиль - дорога – пешеход». Сочетание этих элементов в различной последовательности образует скоротечную динамику ДТП.[7]

   Для дальнейшего анализа необходимо дать определение понятию «дорожно-транспортное происшествие». Исходя из Постановления  Правительства РФ от 29.06.1995 «Об утверждении  Правил учета дорожно-транспортных происшествий», термин «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП)  означает - "событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и  с его участием, при котором  погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения".[5]

   Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. К субъективным факторам ДТП относят: нарушение Правил дорожного движения (ПДД); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включая оставление места ДТП виновным участником дорожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, а равно иным участником дорожного движения.

     Объективными причинами считают:  недостатки в планировании улиц  и автодорог, освещенности проезжей  части в темное время суток,  состояние дорожного покрытия, самых  различных средств регулирования,  в том числе и дорожных знаков, тормозных, маневренных и других  частей автотранспортных средств.

     Выявление факторов и условий,  их систематизация и обобщение,  анализ, определение степени влияния  на механизм ДТП имеют большое  значение. И при этом особенно важно, чтобы их взаимосвязь с происшествием была реальной, не мнимой.

     Следователю (дознавателю), конечно,  важно знать, в основном, те  причины ДТП, которые способствовали  его криминальному исходу, повлекшему  наступление вредных последствий,  за что предусмотрено уголовное  наказание.[7]

   Быстротечность  ДТП, участие в данном событии  помимо человека сложнейших технических  устройств, обладающих разнообразными параметрами, его последствия и  сопутствующие факторы позволяют  говорить, что перед следователем и судом встают сложнейшие задачи по установлению обстоятельств происшедшего.

   Поскольку решение этих задач нередко требует  помимо криминалистических, познаний в области психологии и физиологии человека, судебной медицины, транспортной инженерии, механики, математики и других наук, то здесь имеет место обращение субъектов доказывания к специалистам соответствующих отраслей.

   Самое главное для следователя –  уяснение механизма  совершения ДТП. Действительно, механизм этого вида происшествий настолько неочевиден и сложен, что в начале расследования  не всегда представляется возможным  высказать мнение о наличии или  отсутствии в действиях водителя или других участников движения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это удается сделать много позднее, после проведения огромной работы следователем, специалистами, экспертами, оперативными сотрудниками, с помощью граждан, которые в силу стечения обстоятельств так или иначе стали обладателями информации, столь необходимой для отыскания истины и принятия правильного решения по делу.[9]

   Место ДТП быстро изменяется, так как  необходимо оказать срочную медицинскую  помощи пострадавшим и восстановить нормальное движение транспорта.

   С момента прибытия на место ДТП  следователь начинает сталкиваться с всевозможными проблемами. Прежде всего это сохранение места происшествия нетронутым. От сохранности места происшествия зависит полнота и достоверность получаемой информации.

   Здесь же можно выделить следующую проблему в расследовании ДТП, это субъективное отношение следственных органов  к происшедшему событию. Лицо, производящее следственные действия может проявлять общую пассивность проводимого расследования. Примером может послужить необоснованная задержка производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Помимо нарушения сроков возбуждения уголовного дела, так же встречаются факты необоснованных отказов в возбуждении уголовного дела без достаточных оснований.

   Так, например, следователи умышленно  не замечают тех доказательств, правильная оценка которых сделала бы невозможным  прекращение дела. Нередко следователи  прибегают к тому, чтобы изменить факты и обстоятельства, установленные  в ходе осмотров и отраженные в  протоколах первоначальных действий, путем производства тактически безграмотных проверок на месте, плохо организованных следственных экспериментов, демонстрируя явное пренебрежение к требованию закона об объективности и всестороннем расследовании. Главной особенностью осмотра места происшествия, его специфическая черта, которую законодатель допускает до возбуждения уголовного дела, является то, что следователю предоставляется возможность непосредственно воспринять всю обстановку целиком и обнаружить взаимосвязь между ее элементами.[9]

   Одной из трудностей с которыми сталкиваются органы следствия то установление причинно-следственной связи субъективных и объективных факторов, затрудняющих установление состава преступления.

   Прежде  всего следует знать классификацию ДТП, подразделяющуюся не на 7, как ранее, а на 9 видов: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие происшествия.[5]

   Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами  учета.[5] В них предусмотрено, что  к числу погибших относятся люди, не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм  в течение 7 суток с момента  дорожно-транспортного происшествия. К раненым относят каждого  пострадавшего в происшествии, который  был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.[7]

   Расследуя ДТП, необходимо помнить о сложности  всякого дорожно-транспортного происшествия. Так, несмотря на кажущуюся простоту (столкновение, опрокидывание, наезд  и т.д.), каждое ДТП является сугубо индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин, вызвавших его, а также непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и наступившим отрицательным последствием.

   Знание  любого фактора (субъективного, объективного), а также механизма ДТП при  их расследовании может иметь  предопределяющее значение. Например, приобретает рост преступлений, совершаемых с целью получения страховой выплаты, так называемая инсценировка преступления. Расследование преступлений, совершаемых с целью получения страховой выплаты, часто проводятся неквалифицированно, без учета содержания элементов криминалистической характеристики подобных деяний, специфики возникающих следственных ситуаций, а так же особенностей производства отдельных следственных действий.[6]

   Расследования преступлений связанных с инсценировкой  всегда представляют большую сложность  для органов предварительного расследования и требуют серьезных научных и методологических рекомендаций. Преступления, совершенные с целью получения страховой выплаты, сопряженные с продуманной инсценировкой обстановки страхового случая, преступным сговором, ложными показаниями, требуют высокопрофессионального уровня расследования.[6]

Информация о работе Проблемы расследования ДТП