Общие положения криминалистической тактики и проблемы ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Противостояние преступности возможно только при условии информационной, технической и организационной готовности публичных процессуальных органов и должностных лиц. Именно криминалистическая тактика уголовного преследования позволяет аккумулировать достижения в науке, технике, ремесле, а также перенять позитивный исторический опыт поколений России и зарубежных государств в целях выполнения назначения уголовного судопроизводства.
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что общие положения криминалистической тактики должны быть проанализированы и пересмотрены с позиций состязательности судопроизводства.

Содержание

Введение
1. Понятие криминалистической тактики, ее система и задачи
2. Источники и пути формирования криминалистической тактики
3. Научно-технический прогресс и проблемы совершенствования криминалистической тактики
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Общие положения крим тактики.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

      Конкретная  ситуация расследования преступления всегда индивидуальна, а потому типизировать следственные ситуации во всей их полноте затруднительно и едва ли нужно. Типизация возможна только по одному из основных элементов. Обычно в качестве такого основания избирается один компонент информационного характера, в частности наличие сведений о событии преступления и его участниках.

      Типичными считаются те ситуации, в которых  оказывается следователь на первоначальном этапе расследования преступления в зависимости от полноты исходных данных. Эти данные отличаются в  зависимости от того, например, в условиях очевидности или неочевидности совершено преступление.

      Относительно  полной является и классификация  следственных ситуаций, поскольку она  обычно напрямую связана с типизацией. Основанием классификации всегда служит нечто общее, что объединяет классифицируемые объекты. Практически полезными представляются следующие основания классификации.

      1) По времени возникновения в процессе расследования: первоначальные, промежуточные и конечные. В этом основании проявляется динамизм, изменчивость ситуаций под влиянием воздействующих на них факторов.

      2) По характеру отношений между участниками: конфликтные и бесконфликтные. Эта классификация ставит во главу угла психологический фактор, базируется на одном из психологических компонентов ситуации: соперничестве и противодействии сторон, цели и интересы которых при расследовании преступления совпадают весьма редко. «Бесконфликтная ситуация возникает при полном или частичном совпадении интересов участников расследования, отсутствии противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе предварительного расследования. Конфликты различной длительности и остроты наблюдаются тогда, когда между участниками складываются отношения соперничества и противодействия. Чем они острее, тем более проблемной становится конфликтная ситуация, тем труднее перевести ее в разряд бесконфликтных».7

      3) По отношению к возможности  достижения промежуточной или  конечной цели расследования  ситуации могут быть благоприятными  и неблагоприятными. Всякое действие следователя, направленное на достижение тех или иных целей расследования, должно производиться лишь после всесторонней оценки следственной ситуации как благоприятной или неблагоприятной для этого.

      Относясь  к числу понятий криминалистической тактики, следственная ситуация уже в этом качестве реализуется в криминалистической методике, ибо обусловливает прежде всего тактику конкретных следственных действий. Ее оценка реализуется в тактическом решении, которое выражается в планировании расследования. Представления о компонентах следственной ситуации, о факторах, влияющих на ее формирование, не связаны с конкретными видами или родами преступлений. Они имеют общее значение, что характерно именно для тактических дефиниций.

      Чтобы быть использованными в криминалистической методике, следственные ситуации и подвергаются типизации. Это происходит потому, что конкретные частные методики рассчитаны именно на типичные следственные ситуации, для разрешения которых они содержат оптимальную очередность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Именно в таком виде следственные ситуации как тактическое понятие играют важнейшую роль в построении частных методик расследования.

      Тактическая операция как сочетание тактических  приемов или следственных, а также  иных действий и мероприятий призвана решать такие задачи расследования, которые не могут быть решены применением отдельного тактического приема или проведением конкретного следственного действия. Такими задачами могут быть: «а) разрешение конфликтной ситуации, перевод ее из разряда неблагоприятных в благоприятные; б) обеспечение следственной тайны, в том числе сохранение инкогнито источника используемой информации; в) обеспечение сохранности до нужного момента еще не использованных источников доказательственной информации; г) иные тактические воздействия на следственную ситуацию с целью изменить ее в направлении, полезном для расследования».8

      Взаимосвязь тактической операции со следственной ситуацией может быть обоюдной. Если последняя благоприятна для производства предварительного расследования, то это обстоятельство используется при планировании и проведении тактической операции. Если следственная ситуация неблагоприятна, то тактическая операция призвана прежде всего изменить ее в нужную сторону, ослабить ее противодействующую расследованию направленность.

      Неблагоприятная следственная ситуация прямо влияет на структуру тактической операции, осложняет работу следователя, не позволяя применить те или иные тактические  приемы, провести конкретные следственные действия. Так, «при сговоре обвиняемых и свидетелей на дачу ложных показаний проводится операция для изобличения их во лжи. Она, однако, не может включать – в качестве элемента – проведение их очных ставок с потерпевшим. Неблагоприятная следственная ситуация иногда вообще побуждает к отказу от проведения в данный момент тактической операции. Если, например, непродуманные действия следователя насторожили подозреваемого, то операция по захвату его и сообщников с поличным может оказаться безрезультатной».9

      Производство тактической операции обусловливается допустимостью ее целей, тактических приемов, следственных действий и оперативно-розыскных мер, составляющих ее содержание, а также правомерностью и нравственностью их сочетания. В этом аспекте наиболее трудной представляется такая задача тактической операции, как разрешение конфликтной ситуации с помощью рефлексивного управления. Решение данной задачи основывается на использовании следователем: фактора внезапности; неосведомленности противодействующих лиц об имеющихся в деле доказательствах, результатах следственных действий, оперативных данных, намерениях следователя; постановки противодействующих лиц перед необходимостью принять решение при дефиците исходной информации; инерционности мышления, стандартности решения противодействующим субъектом стоящей перед ним задачи; невозможности воспроизвести все детали ранее данных ложных показаний.

      Тактическое решение всегда преследует цель повлиять на следственную ситуацию, особенно на такие ее компоненты, как линия  поведения и действия участников расследования.

      По  форме внешнего проявления воздействие  может быть физическим и психическим. «Правомерность физического воздействия на объекты неживой природы определить несложно. Следователь вправе воздействовать на них в пределах и случаях, обусловленных возникшей по делу необходимостью и предусмотренных предписаниями закона. Личные и имущественные права и интересы граждан могут быть ограничены при этом в строгом соответствии с нормами закона, имущественный ущерб должен быть вполне обоснованным. Например, при производстве обыска или выемки следователь имеет право вскрывать, в том числе путем взлома, запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается их открыть. При этом следователь должен избегать повреждения стен, дверей и других преград, не вызываемого необходимостью».10

      Столь же очевидным представляется вопрос о физическом принуждении, физическом воздействии на личность в процессе уголовного судопроизводства. Физическое воздействие в принципе недопустимо. Исключения из этого категорического правила возможны только по прямому предписанию закона. Они касаются мер процессуального принуждения: задержания, заключения под стражу в качестве меры пресечения, привода, принудительного освидетельствования и получения образцов для сравнительного исследования.

      Более сложно и неоднозначно решается вопрос о психическом воздействии, которое  может быть правомерным и неправомерным. Неправомерное психическое (как  и физическое) воздействие во всех его формах, будучи насилием над  личностью, недопустимо. Угрозы, шантаж, вымогательство показаний и иные виды психического давления противоречат принципам российского уголовного судопроизводства, его нравственным основам, а потому должны быть безоговорочно исключены из арсенала следователя и сотрудника органа дознания.

      Понятно, что допустимо лишь правомерное  психическое воздействие. Но от того, что под ним понимать, зависит  определение его приемов, признание  их законными и допустимыми или, наоборот, незаконными и аморальными.

      В психологии под воздействием на человека понимается процесс передачи ему информации с помощью различных методов и приемов для ее отражения в психике данного лица. При этом преследуется цель вызвать соответствующие реакции, которые проявляются в поведении человека, его деятельности и состоянии.

      Основным  критерием правомерности психического воздействия признается сохранение за человеком, на которого оно направлено, свободы выбирать при наличии  условий для такого выбора.

      Действовать в условиях тактического риска следователя  побуждает ряд обстоятельств. Во-первых, это дефицит времени, особенно ощутимый на стадии возбуждения уголовного дела, при задержании преступника с поличным, при расследовании по горячим следам и вообще на первоначальном этапе расследования преступления. Во-вторых, это информационная неопределенность ситуации, недостаточность объема криминалистических данных для принятия всесторонне взвешенного решения. В-третьих, это уверенность следователя в своем превосходстве над противодействующей стороной, интуитивное предвидение успеха, несмотря на риск. Наконец, в-четвертых, процессуальная необходимость совершения действий независимо от особенностей складывающейся по делу следственной ситуации.

      В общем виде ситуация тактического риска характеризуется наличием неопределенности, альтернативностью выбора решения и трудностью оценки вероятности его осуществления. Причем следует подчеркнуть неизбежность выбора, невозможность избежать принятия тактического решения.

      Таким образом, криминалистическая тактика – составная часть криминалистики, представляющая собой систему теоретических положений, сформировавшихся на основе научно-практического изучения организационно-управленческих и оценочно-поведенческих аспектов объектов криминалистики и разрабатывающая систему тактических рекомендаций по планированию, организации и проведению следственных действий и операций (комбинаций) при расследовании и предупреждении преступлений.

      2. Источники и пути формирования криминалистической тактики

 

      Криминалистическая  тактика органически связана с криминалистической техникой и ее составной частью – криминалистической методикой расследования, но и служит основным связующим звеном между указанными частями криминалистики. Средства и приемы криминалистической техники наиболее полно и эффективно реализуются именно в рамках выполнения тактических замыслов следователя. В свою очередь научно продуманное тактико-техническое обеспечение проведения следственных действий и следственно-оперативных операций (комбинаций) – залог успеха решения стратегическо-методических задач расследования.

      Криминалистическая  тактика в своих теоретических  поисках и разработке тактических  приемов в значительной мере опирается  на данные логики, психологии (судебной, общей, социальной), теории игр, теории рефлексивных игр, науки управления, кибернетики, этики. «Логика и психология при этом лежат в основе ее теоретических положений и многих основанных на них тактических приемов поисково-познавательной работы следователя, действий по обнаружению лжи и виновной осведомленности в поведении лиц, попавших в орбиту следствия, действий в следственных ситуациях различного уровня информационной неопределенности, психологической напряженности и риска. Большую роль в этом плане играют данные теории игр и рефлексивных игр, а также других наук».11

      Основополагающими для криминалистической тактики  являются многие положения науки  уголовного процесса и особенно о  процедуре расследования и доказывания. Именно криминалистическая тактика, учитывая положения науки уголовного процесса, разрабатывает приемы, обеспечивающие максимальную эффективность следственных действий по собиранию, расследованию и оценке доказательств. В свою очередь наука уголовного процесса учитывает в своих научных разработках выводы и рекомендации криминалистической тактики.

      Криминалистическая  тактика в научном и практическом аспектах связана с теорией оперативно-розыскной  деятельности. Эта связь особенно усилилась в связи с принятием закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В оперативно-розыскной деятельности зачастую используются отдельные тактические приемы криминалистики, особенно при таких оперативно-розыскных мероприятиях, как опрос граждан, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности. В то же время в розыскной работе следователя могут быть использованы некоторые оперативно-розыскные приемы.

      Криминалистическая  тактика находится в тесной взаимосвязи  с следственной практикой. «Практика борьбы с преступностью – это не только объект изучения криминалистики, но и источник ее развития, критерий оценки разрабатываемых практических рекомендаций. Взаимосвязь криминалистической и следственной практики проявляется по-разному. Новые тактические приемы могут появиться сначала на практике, а уже потом привлечь к себе внимание ученых-криминалистов. В практике могут возникнуть и новые следственные действия, представляющие собой совокупность этих приемов. Например, следственный эксперимент, предъявление для опознания, проверка показаний на месте сначала появились на практике как результат ее развития и только потом стали объектом изучения науки криминалистики».12

Информация о работе Общие положения криминалистической тактики и проблемы ее совершенствования