Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель квалификационной работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.
2. Изучить методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
II. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Планирование и организация производства по уголовному делу
13
2.2 Производство отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних
25
III. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК - КРИМИНАЛИСТИКА.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Филиал  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «Байкальский государственный  университет

  экономики и права»  в г. Усть-Илимске 

(Филиал  ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске) 

Кафедра Права 
 
 
 
 
 

курсовая  работа

ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 
 
 
 
 
 

Исполнитель 

Студент группы   ЮПГу-08                                                 

      

Руководитель 

ст.преподаватель                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 

Усть-Илимск  2011

СОДЕРЖАНИЕ:

  ВВЕДЕНИЕ 3
I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
II. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ  
  2.1 Планирование  и организация производства по  уголовному делу  
13
  2.2 Производство  отдельных процессуальных действий  по делам о преступлениях несовершеннолетних  
25
III. ПРОФИЛАКТИКА  ПРАВОНАРУШЕНИЙ  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  
31
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Преступность  несовершеннолетних, являясь составной  частью преступности вообще, имеет  свои специфические особенности, что  позволяет рассматривать ее в  качестве самостоятельного объекта  криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием [13, c. 130].

     Преступность  несовершеннолетних как социальное явление и расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, особенности борьбы с ней представляют комплексную проблему. Несмотря на ее изученность и исследованность в работах целого ряда криминологов и криминалистов разных лет актуальность данной проблемы сохраняется. Подтверждением тому является устойчивая тенденция увеличения числа подростков, совершивших преступления.

     Масштабы  преступности несовершеннолетних, ее современное состояние и облик  обусловливают необходимость эффективного расследования преступлений, совершенных  несовершеннолетними: необходимо разрабатывать и применять определенные методики расследования преступлений данной категории, что имеет важное практическое и познавательное значение.

     Изучение  криминалистической характеристики преступности несовершеннолетних и методик расследования  преступлений, совершенных данной возрастной группой является весьма актуальным.

     Объект  исследования - общественные отношения, возникающие в процессе расследования  преступлений, совершенных несовершеннолетними.

     Предмет исследования - особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

     Цель  квалификационной работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности  расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Раскрыть особенности личности  несовершеннолетнего преступника;  рассмотреть причины и условия  несовершеннолетней преступности.

     2. Изучить методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

     Нормативную основу работы составили положения  действующего уголовного и уголовно-процессуального  законодательства РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

     Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную  специфику; эти правонарушения совершаются  на почве озорства, ложно понятой  романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

     В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда человек 14-16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импринтинга» -- повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым [10 ,c.211]. Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные» подростки.

     Личность  подростка - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической  организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д.

     При отсутствии своевременной психологической  коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Существующие типологии подростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуре асоциальных групп и дефектов характеров:

     1. Инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексом асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.).

     2. Подверженные власти примитивных  потребностей (пищевых, половых, алкогольных, наркотических и др.) при готовности удовлетворять их любыми недозволенными средствами. В силу слабости самоконтроля они охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят более слабых.

     3. Неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественные поступки.

     4. Безвольные, не имеющие собственных  нравственных чувств и убеждений и выступающие как полные конформисты и исполнители чужой воли.

     5. Аффективные, переживающие постоянное  чувство обиды, фрустрации, переоценивающие  себя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к окружающим и т.д.[7 ,c.534].

     Разноплановость и большое количество имеющихся  типологий связаны с решением частных задач перевоспитания трудных  подростков и одновременно - с отсутствием  единого комплексного психологического критерия для оценки их противоправного  поведения. Поэтому целесообразно отказаться от узкопрагматического подхода к определению отдельных свойств личности подростков-правонарушителей, наблюдающегося в практике следствия, судебно-психологической экспертизы и т.д. и перейти к более сложной, нелинейной стратегии изучения личности подростков во всей совокупности их психологических свойств, различных по качеству, генезису и уровню сформированности. В основу выбора общего критерия сформированности нравственных качеств личности подростка следует положить степень соответствия субъективных личностных смыслов общественно выработанным значениям (нормам) поведения: полное соответствие, преимущественное соответствие, ситуативное соответствие (или несоответствие), расхождение, противопоставление. Создаваемая на основе такого критерия классификация трудных подростков должна сопровождаться выделением соответствующих специфических признаков при характеристике более частных групп и подгрупп. Это позволит более четко и полно отразить реальную структуру психологических свойств личности, а также их генезис.

     Все отмеченные психологические свойства подростка должны получить качественную оценку. Также следует дать оценку соотношения положительных и  отрицательных проявлений и перспектив их дальнейшего изменения и развития. Без этого невозможно правильно определить степень педагогической запущенности и социальной деградации подростка, а также конкретные пути его перевоспитания.

     Психокоррекции  трудных подростков и подростков-правонарушителей - это сложный процесс перестройки, ломки уже сложившихся систем поведения и отношения к жизни. Поэтому, наряду с констатацией психологических свойств личности, необходимо решать целый комплекс задач, обусловливающих адекватный выбор методов индивидуального подхода в психокоррекции. К таким задачам следует отнести:

     1. Выявление основных мотивов совершаемых  асоциальных и противоправных  поступков, конкретных причин  моральных дефектов в структуре  личности несовершеннолетнего, т.е.  того, что подлежит изменению  и ломке. Выявление истинной  мотивации позволяет установить диагноз нравственной болезни и меру наказания. Известно, что сходные по внешней форме асоциальные действия разных подростков могут быть следствиями разных причин: озлобленности с детства, чрезмерной избалованности, эгоизма, убеждения, что «все позволено». Принято выделять две категории причин асоциального поведения подростков: объективные и субъективные. К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, - первичная микросреда, в которой начинается формирование личности. Родители несут моральную и правовую ответственность перед детьми и перед обществом за их воспитание.

     Преломляясь через деятельность и сознание несовершеннолетнего, объективные влияния макро- и  микросреды приводят к формированию субъективных факторов - индивидуально-психологических свойств, выступающих мотивами определенных асоциальных действий. К важнейшим субъективно-мотивационным компонентам поведения подростков следует отнести: состав сформировавшихся потребностей, интересов, чувств, идеалов, уровень их развития и устойчивости. Если мы не сумеем выявить имеющихся у подростка эгоистических, узкопотребительских, корыстных и других примитивных потребностей, не сумеем преобразовать их, заменив системой более содержательных, социально полезных мотивов, то мы не достигнем положительных результатов. Субъективно не отказавшись от своих асоциальных установок, подросток может временно маскироваться, с тем, чтобы впоследствии снова стать на путь привычного противоправного поведения.

Информация о работе Особенности расследования преступлений несовершеннолетних