Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель квалификационной работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.
2. Изучить методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
II. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Планирование и организация производства по уголовному делу
13
2.2 Производство отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних
25
III. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК - КРИМИНАЛИСТИКА.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Ситуация  когда несовершеннолетний подозреваемый  задержан на месте преступления, после  его совершения или явился с повинной характеризуется относительной определённостью информации о лице, совершившем преступление. При задержании его с поличным должны приниматься меры по фиксации следов преступления и изучению личности. Для этого производятся осмотр места происшествия, допрос несовершеннолетнего, свидетелей.

     Если  несовершеннолетний явился с повинной, необходимо тщательно выяснить обстоятельства совершённого преступления и мотивы, которые побудили подростка явиться  с повинной, его возможности самостоятельно подготовить, осуществить конкретное преступление, исходя из уровня его физического или психического развития, жизненного опыта и определённых навыков. Необходимо выяснить, не совершил ли он другое, более тяжкое преступление, не делается ли это, чтобы скрыть взрослого соучастника или подстрекателя, взяв вину на себя.

     Получение информации о взрослых подстрекателях имеет важное значение для уяснения механизма конкретных преступных действий, выдвижения и проверки следственных версий и осуществления профилактических мероприятий в отношении подростка. Поскольку он несовершеннолетний, порой прибегают к самооговору, необходимо сравнивать поступающую от них информацию со сведениями, которые ранее собраны по делу из материальных и идеальных отображений и анализировать их, что позволит обнаружить имеющиеся противоречия, а в последующем изобличить во лжи.

     В процессе установления взрослых подстрекателей и организаторов нужно учитывать, что разрыв в возрасте между ними и несовершеннолетними в большинстве  случаев незначителен. Как правило, подавляющее большинство подстрекателей и организаторов из числа взрослых были в возрасте 18-22 лет. Незначительная разница в возрасте (1-2 года) между подстрекателем и несовершеннолетним исполнителем не вносит существенных изменений в механизм совершения преступления по сравнению с теми, которые подростки совершают сами. Иная картина наблюдается, когда взрослые старше несовершеннолетних на 3-4 года и более, роль взрослых в преступной деятельности обычно более значительна, особенно в организации преступлений, что получает отражение в следовой картине преступления.

     Таким образом, методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик  расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Производство отдельных процессуальных  действий по делам о преступлениях несовершеннолетних

     Особую  сложность по данной категории дел  представляет допрос несовершеннолетних, в частности, подозреваемых и обвиняемых. Это обусловлено не только особенностями психики несовершеннолетнего, но и своеобразным порядком допроса в плане гарантии его объективности: участием педагога, врача, родителей, защитника.

     Допрос  несовершеннолетнего, совершившего общественно  опасное деяние, как и другие следственные действия с его участием, должен строиться с учётом ряда обстоятельств:

     1. Возрастных особенностей: ограничение  времени допроса (8-11 лет до 15-30 мин; 14-17 лет в течение часа); тенденции смешения реального и воображаемого; эмоциональность суждений и действий; неспособность выделить главное, существенное.

     2. Возможности построения ложных  объяснений, которые у несовершеннолетних, как правило, отличаются недостаточной продуманностью.

     3. Особенностей установления психологического контакта с несовершеннолетним [10 ,c.94].

     Подготовка  к допросу несовершеннолетнего  подозреваемого имеет свою специфику, которая состоит в следующем:

     а) к началу допроса отсутствуют  достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении преступления подростком;

     б) поскольку допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, следователь  ограничен временем на подготовку к его проведению [8 ,c.76].

     Прежде  всего, необходимо наметить линию проведения допроса, примерный перечень, последовательность и характер вопросов, которые должны быть понятны допрашиваемому, учитывать уровень его развития. Такая подготовка должна быть даже в тех случаях, когда время ограничено и отсутствует исчерпывающая информация о подростке.

     Выбор момента допроса несовершеннолетнего зависит от эмоционального состояния подростка после совершения преступления; влияния на подростка заинтересованных лиц, а также от объёма собранных по делу доказательств. Выбор места допроса зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. При этом следует учитывать, что привычная обстановка (школа, дом) допроса, как правило, не способствует осознанию несовершеннолетним всей серьёзности содеянного, а поэтому лучше всего допрос проводить в кабинете следователя: это подчёркивает серьёзность сложившейся ситуации и зачастую удерживает допрашиваемого от дачи ложных показаний.

     Определённое  значение при допросе имеет темп. Нельзя торопить, обрывать несовершеннолетнего, поскольку большинство из них может подходить к существу через сложные специфические переживания, ассоциации[7 ,c.25].

     Подготовка  к допросу несовершеннолетнего  свидетеля и потерпевшего и тактика  его проведения в общих чертах имеет ту же специфику, что и допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).

     При подготовке к данному следственному  действию наряду с другими вопросами  необходимо тщательно изучить все  материалы, сведения, характеризующие  личность несовершеннолетнего, степень  его умственного развития, особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность, подверженность внушению), его интересы, отношение к событию. При необходимости на допросе может присутствовать врач.

     К моменту предъявления обвинения  следователь должен располагать информацией, которая позволяет составить определённое представление о личности правонарушителя с учётом его возраста, физического и психического развития, опыта, личностной ориентации и др. Характер и тактика допроса зависят от отношения подростка к обвинению. Если подросток признаёт себя виновным, следователь обязан тщательным образом проверить достоверность такого признания, поскольку в основе его может лежать самооговор из чувства ложного товарищества, «геройства», желания скрыть взрослых организаторов. Оценивая показания несовершеннолетнего, надо иметь в виду, что, если подросток даёт правдивые показания, а следователь в результате ненадлежащей их оценки применяет приёмы для преодоления лжи, это может привести к нарушению психологического контакта между ними, допрашиваемый может замкнуться, что осложнит проведение данного следственного действия.

     Видя, что несовершеннолетний даёт ложные показания, нужно выяснить, что стоит  за ними: следование избранной «легенде», отрицательное отношение к следствию, угроза, чувство неправильно понимаемого товарищества, солидарности.

     Во  время допроса необходимо принимать  меры по предупреждению дачи ложных показаний  и их разоблачению, если таковые  будут. Для этого могут использоваться различные тактические приёмы: акцент на ложных сведениях, сообщённых допрашиваемым, с целью предупреждения дачи подобных в дальнейшем.

     Допрос  должен сопровождаться звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и  видеозаписью. При этом применяться  технические средства должны таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего.

     При подготовке к очной ставке изучаются  данные раннее показания допрошенными лицами, составляется план, формируются  вопросы и определяются их последовательность и последовательность допроса участников.

     Педагог, родители, законные представители и врач присутствуют на очной ставке в соответствии с порядком, установленным для их участия в проведении допроса.

     Целью обыска у несовершеннолетнего является обнаружение и изъятие орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путём, а также других предметов и документов, которые могут содержать информацию о его поведении и образе жизни и способствовать установлению истины по делу.

     Подготовка  к обыску по делам рассматриваемой  категории ничем не отличаются от подготовки обыска у взрослых, нужно только уточнить: есть ли у подростка своя комната, своё, обособленное место и вещи, лично ему принадлежащие (купленные, подаренные). Затем тщательно изучить расположение квартиры и комнаты, которая выделена подростку, подсобных помещений, подвала, гаража, сарая и т.д.

     Специфика обыска также проявляется при  определении мест возможного сокрытия искомого. Обычно предметы, не представляющие собой ценности (безделушки), подростки  оставляют у себя. В ряде случаев  они прячут похищенное и орудия преступления в местах сбора и время провождения: в сараях, подвалах, на чердаках, в гаражах, клетках. Для выявления мест возможного оборудования тайников необходимо учитывать увлечения подростка и его изобретательность. Учитывая повышенную эмоциональность несовершеннолетних, неумение сдерживать себя и более спокойно реагировать на происходящее, надо в процессе обыска пристально наблюдать за их поведением, отличая реакцию на действия обыскивающих. Это позволит вести обыск более целеустремлённо.

     По  делам о преступлениях несовершеннолетних в зависимости от конкретных обстоятельств  дела могут быть назначены самые  разные судебные экспертизы. Наиболее характерными являются экспертизы, связанные  с установлением возраста, психического и психологического состояния подростка.

     Судебно-медицинская  экспертиза обязательна, когда требуется  установить возраст несовершеннолетнего, если нет об этом соответствующих  документов, а получение или восстановление их невозможно.

     Судебно-психиатрическая  экспертиза назначается для выяснения и проверки психических аномалий. Основанием этой экспертизы служат признаки отклонений в поведении, проявившиеся в образе действий: садизме, жестокости и т.п. [7 ,c.24].

     При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевными заболеваниями (психическая болезнь, слабоумие), должно быть также выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.

     На  практике нередко встречаются случаи, которые свидетельствуют об умственной отсталости несовершеннолетних, однако из них не всегда ясно, вызваны они душевными заболеваниями или умственная отсталость обусловлена другими причинами. Необходимость выяснения такого рода истины по делу возникает практически во всех случаях у лиц с пограничными психологическими состояниями.

     Назначая  любую экспертизу надо в полном объёме обеспечить права несовершеннолетнего  как при организации её подготовки (получении образцов для сравнительного исследования), так и при её проведении.

     Таким образом, были рассмотрены особенности наиболее распространённых следственных действий, при производстве которых должны учитываться возрастные и психологические особенности несовершеннолетних. Подведем итоги:

     1. Процессуальное положение несовершеннолетнего  в уголовном судопроизводстве имеет определенные особенности. Статьи гл. 50 УПК РФ (если иное в них не установлено) не заменяют, а дополняют общие правила, установленные УПК РФ. В частности, помимо дополнительных процессуальных гарантий, применяется вся система гарантий, предусмотренная общими правилами. Ст. 421 УПК РФ устанавливает некоторые дополнительные обстоятельства, которые подлежат доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних наряду с обстоятельствами, которые предусмотрены ст. 73 УПК РФ. В дополнение к основаниям прекращения уголовного преследования, указанным в ст. 27 УПК РФ, статья 427 УПК РФ вводит новое, касающееся несовершеннолетнего лица.

     2. Методики расследования преступлений  несовершеннолетних базируются  на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних. При планировании расследования данной категории преступлений необходимо исходить из определенных следственных версий, которые выдвигаются следователем.

     3. Исходя из особенностей психологического, умственного, физического развития  несовершеннолетнего УПК РФ предусматривает  ряд особенностей применения  в отношении несовершеннолетних  мер процессуального характера,  отсюда же вытекают особенности совершения отдельных следственных действий. Лица, ведущие расследование дел о преступлениях несовершеннолетних, необходимо использовать в своей деятельности познания криминалистической тактики, юридической психологии, для того, чтобы учитывать в полной мере возрастные особенности несовершеннолетних в целях положительного результат расследования по уголовному делу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности расследования преступлений несовершеннолетних