Особенности расследования терроризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе развития цивилизации борьба с терроризмом приобретает все большее значение. Для российского законодательства это относительно новый состав, однако можно уже констатировать, что в конце двадцатого века Россия, как и все мировое сообщество оказалась перед лицом террористической угрозы.

Особая опасность терроризма обусловлена тем, что совершение даже единичных актов наносит серьезный вред жизненно важным интересам отдельной личности, общества и государства.

Содержание

Введение
Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании терроризма.
Взаимодействие следователя с экспертом, специалистом при расследовании терроризма.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании терроризма.docx

— 36.04 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

  1. Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании терроризма.
  2. Взаимодействие следователя с экспертом, специалистом при расследовании терроризма.

    Заключение

    Список литературы

 

Введение 

 На современном этапе развития цивилизации борьба с терроризмом приобретает все большее значение. Для российского законодательства это относительно новый состав, однако можно уже констатировать, что в конце двадцатого века Россия, как и все мировое сообщество оказалась перед лицом террористической угрозы. 

Особая  опасность терроризма обусловлена  тем, что совершение даже единичных  актов наносит серьезный вред жизненно важным интересам отдельной  личности, общества и государства. 

Посягая на высшую ценность любого цивилизованного  общества -человеческие жизни, террористы получают реальную возможность оказания преступного воздействия на такое  общество, на население региона или  страны, органы государственной власти и управления с целью принятия ими незаконных решений. 

Способов  совершения террористических актов  множество, но на мой взгляд, самыми опасными являются акты терроризма с  использованием взрывных устройств ( ВУ ), поскольку в результате таких  действий существенно увеличивается  количество жертв преступления, значительно  возрастает размер имущественного вреда, превращаются в развалины здания, сооружения, иные объекты жизнеобеспечения. Особая общественная опасность обусловлена  также частотой использования взрывных устройств преступниками для  достижения террористических целей. 

Исследование  феномена терроризма ведется давно, но в основном изучаются криминологические  вопросы: его причины, условия и  виды. Большое внимание ученых привлекает и уголовно-правовой аспект проблемы. Вместе с тем повысить эффективность  борьбы с терроризмом, успешно осуществлять уголовное преследование в каждом конкретном случае невозможно без использования новейших достижений в области криминалистики, без разработки теоретически обоснованных и практически значимых методических рекомендаций по организации расследования в случае совершения преступлений рассматриваемого вида. Анализ проведенных исследований показал, что в настоящее время степень разработанности криминалистического аспекта проблемы еще явно недостаточна и не позволяет правоохранительным органам в должной мере использовать новейшие научные методы и средства в борьбе с терроризмом. Также, наряду со всем вышесказанным, особое место занимает взаимодействие органов предварительного следствия с другими службами и подразделениями при расследовании терроризма, о чем и будет идти речь в моей работе. 
 
 
 

1.Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании терроризма. 

 Опыт  борьбы с преступностью свидетельствует,  что далеко не каждое преступление  можно раскрыть, проводя только  следственные действия, без взаимодействия  сотрудников органов предварительного  следствия и оперативных служб.  Особенно актуальна проблема  такого взаимодействия при расследовании  уголовных дел о терроризме  с использованием взрывчатых  веществ и взрывных устройств,  поскольку преступники, опасаясь  разоблачения, принимают соответствующие  меры по противодействию расследованию.1 

Как свидетельствует  практика, по делам рассматриваемой  категории наиболее эффективной  является такая организационная  форма взаимодействия следователей с оперативными подразделениями, как  следственно-оперативная группа (СОГ), деятельность которой регламентируется Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов  внутренних дел в расследовании  и раскрытии преступлений, утвержденной приказом МВД России от 20 июня 1996 г. №334. 

Из существующих 4 видов СОГ — дежурной (формируется  при дежурной части и обеспечивает немедленное реагирование на сообщение  о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий по «горячим следам»), целевой (создается для раскрытия и  расследования конкретного преступления), специализированной (создается для  раскрытия и расследования определенной категории преступлений) и совместной (бригада, в которую по согласованию могут включать сотрудников органов  прокуратуры, ФСБ) по делам о терроризме наиболее эффективным является третий вид, т.е. специализированные следственно-оперативные  группы. Особенно часто такие СОГ  создаются в регионах, где рассматриваемые  преступления являются наиболее распространенными. 

В состав данных СОГ включаются следователи, оперативные работники уголовного розыска, специализирующиеся на раскрытии  и расследовании преступлений, связанных с терроризмом, участковые уполномоченные милиции, соответствующие специалисты и иные сотрудники. 
 

В рамках взаимодействия важное значение имеет  использование следователем оперативной информации, добытой органом дознания, а именно оперативным сотрудником при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление причастных к терроризму лиц. Важно, чтобы сотрудник, получивший эту информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомил с нею следователя. 

Безусловно, следователь не должен ждать, пока ему  предоставят такую информацию. Для  обеспечения результативности работы при реализации материалов оперативно-розыскной  деятельности ему следует проявлять  инициативу в их изучении с соблюдением  требований нормативных правовых актов. 

Для того чтобы тактически грамотно реализовать  эти материалы о готовящихся  или совершенных террористических актах, а также лицах, их совершивших, следователь при получении такой  информации совместно с оперативным  сотрудником должен: 

1) до возбуждения уголовного дела: 

- тщательно ее проанализировать, оценить и решить вопрос о формах и способах ее проверки; 

- по результатам анализа определить перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий, 

- проведение которых необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 

- обсудить перечень вопросов, подлежащих выяснению с использованием оперативно-розыскных методов и средств; 

2) после возбуждения уголовного дела: 

- составить   согласованный   план   первоначальных   следственных   действий   и   оперативно-розыскных мероприятий; 

- обсудить результаты выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, разработать дополнительный план названных действий и мероприятий; 

- осуществлять обмен текущей информацией о результатах проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. 

Расследование рассматриваемых преступлений, тесно связано с оперативно-розыскной деятельностью. Формы взаимодействия следователя и оперативных служб могут быть как процессуальными, так и организационными, причем они так тесно связаны между собой, что иногда выступают в обеих ипостасях. Кратко и достаточно условно их можно распределить следующим образом:  

 - процессуальные формы, под которыми подразумеваются поручения и указания следователя органам дознания о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; оказание следователям содействия в расследовании преступлений; уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер;

 

- организационные формы — это создание и деятельность следственно-оперативных групп; согласованное планирование; взаимная информация. 

Следует отметить, что с учетом складывающейся оперативной обстановки с терроризмом, в главных следственных управлениях, следственных управлениях (отделах) при МВД России, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также в следственных аппаратах крупных городов могут создаваться специализированные следственные подразделения по расследованию преступлений данной категорий, а также введена соответствующая специализация следователей и оперативных сотрудников. 

Следует отметить, что многие сотрудники органов  внутренних дел, привлекаемые к работе «по горячим следам» для раскрытия  террористических актов, порой не знают, с чего начать, чем им конкретно  заниматься при проведении неотложных следственно-оперативных мероприятий, не владеют тактикой и методикой  их производства. Отсюда и конечный результат. 

В этой связи найболее целесообразно организовать более тесное сотрудничество между сотрудниками органов внутренних дел, ФСБ и прокуратуры, ввести в практику такую прогрессивную форму организации работы, как проведение в регионах совместных занятий со следователями, оперативными работниками названных правоохранительных органов по тактике и методике проведения неотложных следственно-оперативных мероприятий по раскрытию и расследованию террористических актов, связанных с применением взрывных устройств, и профилактике данных преступлений. 

По нашему мнению, такие мероприятия будут  способствовать повышению профессионализма сотрудников, осуществляющих деятельность по предупреждению, раскрытию и расследованию рассматриваемого вида преступлений. Во-первых, установится более тесный и деловой контакт между сотрудниками названных ведомств; во-вторых, после соответствующей подготовки в необходимых случаях их можно будет включать в состав совместных бригад и СОГ; в-третьих, накопленный опыт они могут использовать в своей повседневной работе по иным делам, в том числе связанным с незаконным оборотом оружия и взрывных устройств. 

 

2.Взаимодействие следователя с экспертом, специалистом при расследовании терроризма.

По делам  о терроризме особое значение имеет  осмотр места происшествия. При этом следует помнить, что руководитель осмотра обязан заблаговременно  обеспечить безопасность работы следственно-оперативной  группы, при необходимости организовать оцепление и вооруженную охрану места происшествия, т.к. зачастую место происшествия минируется. Так, 30 октября 2000 г. непосредственно перед проведением осмотра места происшествия в районном центре Урус-Мартан Чеченской Республики сотрудники милиции провели специальную операцию, в процессе которой в предполагаемой зоне осмотра обнаружены два самодельных взрывных устройства. Это обеспечило дальнейшую безопасную работу следственно-оперативной группы (СОГ). А таких случаев сотни. В этом особая роль отводится приданным силам ОМОНа и ОМСНа, а также группам разминирования. 

Данное  следственное действие должно быть проведено с участием специалистов-взрывотехников, экспертов-криминалистов, судебных медиков и иных специалистов.  

При организации  осмотра места взрыва следует  иметь в виду, что специфика  производства данного следственного  действия выражается: в длительности и трудоемкости процесса осмотра; большом  количестве фрагментов вещной обстановки, что, естественно, затрудняет обнаружение  остатков взрывного устройства (ВУ); незначительных размерах фрагментов, оставшихся после взрыва ВУ; значительном расстоянии, на которое при взрыве на открытой местности разлетаются  фрагменты; возможном наличии на месте взрыва других ВУ и взрывоопасных  предметов; необходимости срочного проведения неотложных аварийно-восстановительных  работ. 

При получении  сообщения о совершении преступления с признаками взрыва следователь  уточняет сведения о событии, масштабах  разрушения, наличии жертв и совместно  с иными членами СОГ выезжает на место происшествия. В распоряжении членов СОГ должны быть соответствующие  технические средства и материалы. В частности: средства для ограждения территории или помещений, подлежащих осмотру; осветительные средства при  работе на месте происшествия в вечернее и ночное время, а также в обесточенных или плохо освещенных местах; инструменты  для разборки завалов, мусора, для  взятия проб и различных образцов; металлоискатели, магнитные подъемники и др. 

Специалисты-взрывотехники  обычно используют химические и технические  чемоданы, содер

жащие средства и реактивы для изъятия  микрочастиц взрывчатого вещества (ВВ), продуктов взрыва, контрольных  проб и образцов, набор физико-химических средств для экспресс-анализа  ВВ и порохов, а также инструменты и приспособления для извлечения осколков из преград, работы с объектами, поврежденными взрывом.    

Прибыв  на место происшествия, следователь, как руководитель СОГ, с участием специалиста-взрывотехника осуществляет общий осмотр места происшествия. В зависимости от обстановки это  производится круговым способом передвижения по территории (по концентрическим  кругам разного радиуса), или движением  по спирали (от центра к периферии  либо наоборот) с увеличением (уменьшением) радиуса движения или фронтальным  способом передвижения (по определенным направлениям). 

С учетом полученных предварительных данных он совместно со специалистом-взрывотехником определяет границы осмотра, техническую  классификацию ВВ, формы взрывчатого  превращения ВВ (горение или детонация и т.п.), последовательность и объем действий, связанных с обнаружением поиска следов взрыва, а также линию оцепления с целью охраны места происшествия; определяет маршруты выхода к месту взрыва членов СОГ и местонахождение спецтранспорта (обозначить с специальными лентами), чтобы не уничтожить имеющиеся следы, микрообъекты и не задеть взрывоопасные остатки, возможно, частично сработавшего ВУ; инструктирует членов СОГ, лиц, привлеченных для оказания им помощи, о том, как производить осмотр, на что обращать внимание, о внешнем виде) типовых остатков элементов ВУ, правилах изъятия и упаковки объектов, о технике безопасности при проведении работ. 

Информация о работе Особенности расследования терроризма