Раскрытие и расследование преступлений по горячим следам

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Быстрое и полное раскрытие преступлений как одна из важнейших задач уголовного судопроизводства далеко не всегда может быть успешно решена при потере части, а тем более большинства доказательственности и иной криминалистически значимой информации и особенно данных, указывающих на личность возможного преступника, предполагаемое место его нахождения и др.

Работа содержит 1 файл

криминалистика.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

     4. Успех следственной и оперативно-розыскной  деятельности в указанных ситуациях  во многом связан с максимально  широким использованием помощи  специалистов, экспресс методов  криминалистического исследования  с целью быстрого и максимально  полного извлечения криминалистически значимой информации из выявленных следов преступления.

     Эффективность процесса расследования не в меньшей  степени зависит от обобщенных данных следственной практики, информации об аналогичных преступлениях, имевших  место в прошлом, и причастных к ним лицах.

     К сожалению, информационное обеспечение  следователей и оперативно-розыскных  работников в полевых условиях, ведущих  расследования по горячим следам, еще не вполне совершенно. Его улучшение  во многом зависит от активности внедрения  в следственную и оперативно-розыскную  деятельность автоматизированных информационно-поисковых  систем и формирования банков данных, представляющих оперативно-розыскной  и следственный интерес, в памяти ЭВМ.

     5. Динамичным и эффективным процесс расследования преступлений по горячим следам может быть лишь при должной организационно-управленческой и технической готовности оперативно-розыскных и следственных органов к немедленным неотложным действиям по выявленным преступлениям в анализируемых ситуациях. Указанная готовность включает в себя следующее: наличие необходимых условий для получения информации о преступлениях в максимально короткие сроки и начала немедленных следственных и розыскных действий (должная организация дежурных частей милиции; наличие надежных средств связи со всеми стационарными подразделениями и подвижными группами милиции, соответствующей системы оповещения следственных и оперативно-розыскных органов, мобильных транспортных средств и средств криминалистической техники); постоянная готовность следственных и оперативно-розыскных работников к немедленным действиям по расследованию; наличие постоянных дежурных следственно-оперативных групп и др.

     Соответственно  рассматриваемая методика должна включать в себя четко продуманную тактико-методическую систему взаимодействия следователей и оперативно-розыскных работников. Только достаточно высокий уровень  взаимодействия может обеспечить расследование  в подобных ситуациях в быстром  временном режиме с соответствующим  поисковым охватом необходимой  территории. Наиболее действенной формой взаимодействия следователя с оперативно-розыскными работниками в условиях расследования по горячим следам является его проведение силами следственно-оперативной группы. Особенно плодотворно, если такая группа создана для постоянной работы в подобных ситуациях. Состав таких мобильных групп может быть разным с учетом вида свершенного преступления и особенностей возникшей следственной ситуации. Помимо традиционных членов (сотрудников криминальной милиции, специалистов-криминалистов, кинолога со служебно-розыскной собакой) в группу могут входить и другие лица (судебный медик, специалист по взрывным устройствам, психолог и др.). Вместе с тем спецификой состава оперативно-розыскной части такой группы является то, что ее члены должны быть не только профессионалами в розыскной работе, но и обладать качествами, необходимыми для умелого преодоления противодействия расследованию, в том числе и вооруженного сопротивления со стороны преступника.

     6. Анализируемая методика должна  предусматривать и по возможности  широкое использование помощи  общественности в расследовании.  В частности, последняя может  быть использована для получения  ориентирующей информации о личности  преступника, о возможном месте  его нахождения; в розыске подозреваемого  и похищенных объектов, выявлении  свидетелей и в проведении  отдельных следственных действий.

     Рассмотренные выше организационно-методические требования к методике расследования преступления по горячим следам делают ее наиболее эффективной. Вместе с тем успех  такого расследования во многом зависит  от продуманного порядка и правильно  выбранных тактических приемов  осуществления отдельных следственных действий, проводимых по горячим следам. Как уже отмечалось, основная часть  этих действий носит неотложный характер. При этом одной из их особенностей в данных ситуациях является то, что они носят непрерывный  характер, а параллельно им и по их результатам ведется непрерывная  оперативно-розыскная работа. Например, если к моменту осмотра места  происшествия становится известным, что  лицо, совершившее преступление, скрылось в известном направлении, целесообразно, не приостанавливая осмотра, организовать преследование преступника, его поиск в предполагаемых местах нахождения и т.д. Эти действия могут быть прерваны лишь в силу каких-либо объективных препятствий к их началу и непрерывному осуществлению (ливень, снегопад, темнота и различные стихийные бедствия).

     Наиболее  типичными и характерными для  первоначальных и неотложных следственных действий при расследовании по горячим  следам являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия и трупа; осмотр предметов и документов и их предварительное следственное изучение непосредственно на месте  осмотра (в том числе и с  помощью различных специалистов с применением экспресс-методов  исследования); допрос свидетелей и  потерпевших; задержание подозреваемого; его личный обыск; допрос подозреваемого; обыск по месту жительства; освидетельствование; предъявление для опознания; назначение и проведение различных экспертиз.

     Основными следственными действиями, дающими  основную часть криминалистически значимой информации для проведения следственно-розыскной и оперативно-розыскной деятельности, являются осмотр места происшествия, допросы потерпевших и свидетелей и осмотр-изучение следов, предметов и других объектов, обнаруженных на месте происшествия.

     Осмотр  места происшествия как следственное действие, дающее основной фактический  материал, необходимый для проведения целенаправленной поисково-розыскной  криминалистической деятельности по горячим  следам, имеет некоторые тактические  особенности:

     – сосредоточение внимания при осмотре  в первую очередь на таких следах, предметах и различного рода явлениях в обстановке места происшествия, информация о которых может незамедлительно  использоваться для установления личности преступника, его обнаружения и  задержания;

     – первоочередное обследование тех участков места происшествия, на которых (судя по ситуации) могут находиться следы и иные объекты, сведения о которых могут сыграть важную или даже решающую роль в раскрытии преступления;

     – предварительное, доэкспертное исследование отдельных следов и различного рода объектов непосредственно на месте происшествия.

     В анализируемых ситуациях обычно параллельно осмотру (на основе частичных, промежуточных данных осмотра) или  по его полным результатам оперативно-розыскные  работники по поручению следователя  либо по собственной инициативе (в  рамках заранее согласованных действий) проводят необходимые оперативно-розыскные  мероприятия, направленные на раскрытие  преступления (применение служебно-розыскной  собаки по выявленным следам, преследование  по свежим следам, осуществление заградительных мер, проверку отдельных выявленных объектов по криминалистическим учетам и др.).

     В ситуациях, требующих расследования  по горячим следам, безотлагательно  проводятся допросы потерпевших  и свидетелей. Тактика их допроса  определяется с учетом их состояния  и степени осведомленности об обстоятельствах преступления. Допросы задержанных подозреваемых в таких ситуациях проводятся с применением тактики допроса подозреваемых по горячим следам. Обыск, традиционно неотложное следственное действие, в условиях расследования по горячим следам носит еще более безотлагательный характер и практически проводится в любое время суток, но в строгом соответствии со всеми требованиями уголовно-процессуального закона и общетактическими рекомендациями криминалистики. Предъявление для опознания из действия, обычно не требующего особой срочности, в ситуациях расследования по горячим следам также превращается в неотложное следственное действие, содержащее важную информацию для раскрытия преступления по горячим следам.

     горячий след преступление

3. Взаимодействие следователя и других.

     Одним из решающих факторов, определяющих успешное выполнения задач по раскрытию преступлений, является взаимодействие следователей оперативных и других служб, которое  регулируется ведомственными нормативными актами.

     Известно, что следственные, оперативные экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и  методами раскрытия преступлений, поэтому  чрезвычайно важно, чтобы эти  возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе. Одним из существенных признаков взаимодействия выступает  согласованность, а также четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя  свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели – быстрому и полному  раскрытию преступлений и изобличению  виновных. Под взаимодействием понимается основанная на законе и ведомственных подзаконных актах согласованная деятельность следователя с органами дознания, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда путем наиболее эффективного сочетания методов и средств, присущих этим органам, при сохранении тайны следствия и источников получения негласной информации.

     Учитывая, что кроме органов внутренних дел борьбу с преступностью осуществляют органы прокуратуры и суда, а взаимодействие органов внутренних дел с этими  государственными органами - необходимое  условие повышения эффективности  борьбы с преступностью, поэтому  следует различать внутреннее взаимодействие, осуществляемое в рамках системы  органов внутренних дел, и внешнее  взаимодействие, осуществляемое органами внутренних дел с другими государственными органами. Внутреннее взаимодействие - это совместная согласованная деятельность отдельных работников, служб, подразделений и органов внутренних дел по достижению общей цели средствами и возможностями, которыми каждый из них располагает в пределах своей компетенции. Взаимодействие может осуществляться между сотрудниками одного и того же органа внутренних дел, между службами внутри этого органа, между разными органами внутренних дел различных уровней и порядка подчиненности.

     Правовую  основу взаимодействия составляют:

     -Конституция  Российской Федерации 

     -уголовное  и уголовно-процессуальное законодательство  Российской Федерации 

     -федеральный  закон « Об оперативно-розыскной  деятельности» 

     -международные  договоры Российской Федерации  по вопросам взаимодействия правоохранительных  органов в сфере борьбы с  преступностью 

     -инструкция  по организации взаимодействия  подразделений и служб ОВД  в расследовании и раскрытии  преступлений, объявленной Приказом  МВД № 334 - 96 г., ведомственные и  межведомственные нормативные акты

     Основные  задачи взаимодействия:

     -обеспечение  неотложных следственных действий  и оперативно-розыскных мероприятий  при совершении преступлений 

     -всестороннее  и объективное расследование,  своевременное изобличение и  привлечение к уголовной ответственности  лиц, их совершивших, а также  розыск скрывшихся преступников

     -осуществление  мероприятий, направленных на  возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям  вне зависимости от форм собственности  преступными действиями виновных лиц.

     К основным принципам взаимодействия относятся:

     -соблюдение  законности, конституционных прав  и свобод граждан 

     -персональная  ответственность следователя, руководителей  оперативных подразделений и  начальников милиции общественной  безопасности за проведение и  результаты следственных действий  и оперативно-розыскных мероприятий 

     -самостоятельность  следователя в принятии решений,  за исключением случаев, предусмотренных  уголовно-процессуальным законодательством

     -самостоятельность  сотрудников оперативных подразделений  в выборе средств и методов  оперативно-розыскной деятельности  в рамках действующего законодательства 

     -согласованность  планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий

Информация о работе Раскрытие и расследование преступлений по горячим следам