Расследование уголовных дел с участием иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:36, доклад

Описание работы

Изучение следственной практики дает возможность выявить ряд общих тактических и организационных условий, характерных для расследования дел с участием иностранцев.

Первым из них является особая оперативность. Это тактическое требование является необходимым условием успешного расследования любых дел. Но по делам рассматриваемой категории его значение, по крайней мере, удваивается.

Работа содержит 1 файл

Расследование.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

      ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

И КРИМИНАЛИСТИКИ 
 
 
 
 

ДОКЛАД 

Расследование уголовных дел

с участием иностранных  граждан 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнила:

                       студентка  4 курса 

                    дневного  отделения 

                       Проверил:

                       Сидоров А.С. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тюмень, 2010

     Расследование уголовных дел с участием иностранных  граждан 

     Изучение  следственной практики дает возможность  выявить ряд общих тактических  и организационных условий, характерных  для расследования дел с участием иностранцев.

     Первым  из них является особая оперативность. Это тактическое требование является необходимым условием успешного расследования любых дел. Но по делам рассматриваемой категории его значение, по крайней мере, удваивается. Данное тактическое требование обусловлено особым правовым положением: иностранцы, как правило, ограничены в сроках пребывания в России и в перемещениях по ее территории.

     Чаще  всего следственным органам приходится иметь дело с иностранными туристами. Их правовое положение значительно  отличается от положения иностранцев  иных категорий, находящихся в Российской Федерации (студентов, специалистов и т.д.). Иностранные туристы обычно следуют по туристическому маршруту, заранее согласованному с органами МИД РФ, МВД РФ и другими соответствующими организациями. Они обязаны точно в установленное время следовать по строго определенному маршруту. В силу этого иностранный турист не может самовольно отложить выезд в другой город или другую страну в связи с расследованием по уголовному делу. Не может он, как правило, и выехать к следователю по вызову из другого города. Продление же виз производится в редких и исключительных случаях. На практике следственные органы прибегают к продлению сроков действия виз или изменению туристских маршрутов лишь в случаях совершения иностранцем преступления, если он задерживается в качестве подозреваемого.

     Так, по делу о пожаре в гостинице "Европейская" в неосторожном обращении с огнем, вызвавшим пожар, был заподозрен английский турист П. Вопрос о его вине мог быть решен лишь после производства пожарно-технической экспертизы. П. должен был следовать в Москву и другие города Российской Федерации. Поскольку для проведения экспертизы требовался довольно длительный срок, П. не препятствовали в выезде по маршруту. Но когда заключение экспертизы было получено и подозрения в отношении П. подтвердились, он был вызван в Санкт-Петербург. По согласованию с отделом виз и разрешений МВД РФ и органами МИД РФ, туристский маршрут П. был изменен и срок действия визы продлен. Несколько дней П. проживал в санкт-петербургской гостинице, а после проведения необходимых следственных действий ему было предъявлено обвинение и мерой пресечения избрано содержание под стражей.

     Если  в отношении лиц, подозреваемых  в совершении преступления, продление  виз возможно, то в отношении потерпевших  и свидетелей это почти исключается. Как уже отмечалось, действующие ведомственные нормативные акты предполагают длительную и сложную процедуру продления виз. Если же возникает необходимость оставить в каком-либо пункте маршрута целую группу иностранных туристов, решение этого вопроса связано с еще большими трудностями.

     Итак, расследование уголовных дел  с участием иностранных граждан  должно проводиться как можно  более оперативно, в максимально  сжатые сроки. Нередко в распоряжении следователя оказывается буквально  несколько часов, в течение которых  он должен допросить потерпевших, свидетелей, произвести опознания и очные ставки, выполнить иные процессуальные действия. В этих случаях по существу стираются какие-либо различия между традиционно признанными в криминалистике этапами расследования - первоначальными и последующими следственными действиями. Нередко следственные действия, проводимые по другим делам на втором этапе расследования, по этой категории дел проводятся параллельно с первоначальными. Практически все, а не только собственно первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, носят характер неотложных. Зачастую расследование приходится завершать в настолько короткий срок, в какой по иным делам достаточно ограничиться лишь первоначальными следственными действиями.

     Указанные особенности влекут за собой другое тактическое условие успешного расследования уголовных дел с участием иностранных граждан - постоянное взаимодействие следователя с органами дознания. Как и по делам других категорий, формами такого взаимодействия являются: 1) согласованное планирование; 2) совместное производство следственных и розыскных действий; 3) выполнение органами дознания поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий; 4) взаимный обмен информацией.

     Вместе  с тем взаимодействие органов следствия и дознания по рассматриваемым делам имеет и некоторые особенности.

     В данном случае следователю, как правило, приходится взаимодействовать не только с подразделениями уголовного розыска, но и со специальными подразделениями  милиции по предупреждению и раскрытию преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан. Поэтому сочетание следственной и оперативно-розыскной работы при расследовании уголовных дел с участием указанной категории лиц строится на сложной основе: следователь - отдел уголовного розыска - отдел спецслужбы милиции. Все элементы этой системы должны действовать четко и слаженно. Следователь, возглавляющий работу по расследованию, должен являться ведущим элементом этой системы и обеспечить ее бесперебойное и эффективное функционирование.

     Привлечение к сотрудничеству со следователем не одной, а двух оперативных служб  милиции имеет неоспоримые преимущества. Вместе с тем организация взаимодействия в таких условиях, естественно, усложняется. Следователь должен обеспечить не только эффективное взаимодействие с каждой оперативной службой в отдельности. Он должен, используя предоставленные ему законом полномочия, процессуальные и тактические формы взаимодействия, обеспечить контакт в работе названных служб с учетом задач, поставленных перед каждой из них, а также специфических возможностей, средств и методов, которыми они располагают. Конечно, при этом следователь не может и не должен подменять руководство соответствующих отделов, на которое возложена организация взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами и другими службами МВД.

     Давая поручения о производстве следственных или оперативно-розыскных действий, необходимо тщательно продумывать, какая из оперативных служб милиции  решит выдвигаемые следователем задачи быстрее и успешнее. Многое зависит от того, где совершено преступление.

     Предположим, расследуется преступление в отношении  иностранца или его имущества, совершенное  в гостинице, предназначенной для  проживания иностранных туристов. Необходимо выполнить следственные действия в ее помещениях или оперативно-розыскную работу среди проживающих в гостинице, обслуживающего персонала, и лиц, имеющих тяготение к иностранцам. Хотя оперативное обслуживание данного объекта осуществляется одновременно спецслужбой и отделом уголовного розыска территориального органа внутренних дел, правильнее поручить выполнение этой задачи не уголовному розыску, а сотрудникам спецслужбы.

     Если  возникла необходимость производства следственных действий за пределами гостиницы и прилегающей к ней территории или производства следственных и оперативно-розыскных мероприятий общего или заградительного характера, или среди контингента лиц, не имеющего связи с иностранцами, будет правильнее, если с таким поручением следователь обратится в отдел уголовного розыска.

     Для расследования сложного уголовного дела, совершенного в отношении иностранца, целесообразно создавать совместные следственно-оперативные группы. Возглавляющий  группу следователь должен добиваться, чтобы в нее вошли не только сотрудники уголовного розыска, знающие специфику территории, на которой было совершено преступление (сотрудники районных подразделений), и особенности оперативно-розыскной работы по той или иной категории преступлений (сотрудники городских и областных подразделений уголовного розыска), но и работники соответствующих отделов спецслужбы. Последние лучше знают контингент лиц, склонных к совершению преступлений в отношении иностранных граждан, располагают информацией о них, используют эффективные средства оперативно-розыскной работы.

     Названная специфика должна учитываться следователем и при использовании других форм взаимодействия с органами дознания.

     Работа  по одному уголовному делу, конечно, невозможна без правильного распределения обязанностей между лицами, участвующими в расследовании, без точного определения круга вопросов, подлежащих выяснению, без соблюдения строгой логической очередности следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, иными словами - без четкого планирования расследования.

     Одним из основных принципов планирования является принцип динамичности. По рассматриваемой категории уголовных  дел в силу уже отмеченных обстоятельств  он приобретает первостепенное значение.

     Вторая особенность планирования состоит в том, что вследствие кратковременности пребывания иностранцев в РФ в числе первоочередных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должны предусматриваться следственные действия, участниками которых являются иностранные граждане. Так, если иностранец является потерпевшим, необходимо в первую очередь планировать его допрос, очную ставку с его участием, опознание им преступника, похищенных вещей и т.д.

     Третья  особенность планирования состоит  в том, что в числе первоочередных следственных действий должны проводиться действия, направленные на отыскание похищенного и возмещение иностранному гражданину причиненного преступлением ущерба. После отъезда потерпевшего за границу это будет затруднено.

     Наконец, одна из особенностей планирования по рассматриваемой категории уголовных дел состоит в особой тщательности и полноте, с которыми оно должно осуществляться. Планированием, безусловно, должно охватываться не только все расследование в целом, но и каждое следственное действие в отдельности. Чаще всего следственные действия с участием иностранного гражданина являются неповторимыми. Поэтому утрата доказательственной информации, противоречия в деле, ошибки в оформлении процессуальных документов, иные недостатки, являющиеся результатом недобросовестного планирования, могут оказаться впоследствии невосполнимыми и неустранимыми.

     Выполнение  данных рекомендаций даст положительный  результат только при своевременном  возбуждении уголовных дел. Это  требование закона приобретает исключительное значение; оно становится одним из важнейших тактических условий успешного раскрытия и расследования дел с участием иностранцев. Однако это важное процессуальное и тактическое условие нередко нарушается. Между тем совершенно очевидно, что бюрократизм, волокита, равнодушие, невнимательное отношение к лицу, сделавшему заявление о преступлении, серьезно подрывает в глазах иностранцев не только авторитет российских правоохранительных органов, но и всего государства.

     Примером, когда выполнение названных выше тактических условий определило успех расследования, может служить следующий случай из следственной практики.

     Группа  туристов из США, прибыв в одну из петербургских  гостиниц, обнаружила пропажу вещей  из чемоданов. По поступившим от иностранцев заявлениям было немедленно возбуждено уголовное дело и начато расследование. Обстоятельства дела позволяли подозревать в краже одного из служащих гостиницы - гражданина У. Однако следователь, которому было поручено расследование, столкнулся с серьезной проблемой: нужно было допросить шестнадцать потерпевших и свидетелей, установить преступника, обнаружить похищенные вещи, предъявить их на опознание и т.д. Но на проведение всей этой работы у него было только четыре часа - время до отлета самолета, на котором иностранные туристы должны были покинуть пределы РФ. В этих сложных условиях было принято решение о создании группы усиленного состава. В нее, помимо большого числа оперативных работников, вошли семь следователей, которые немедленно приступили к производству следственных действий. Одновременно с этим проводились активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление преступника и розыск похищенного. Благодаря взаимодействию следственных и оперативных работников, постоянной координации их усилий, динамичному планированию в отведенное органам расследования время преступление было не только раскрыто, но и в части, касающейся иностранных граждан, полностью закончено расследованием. Похищенное было найдено, предъявлено на опознание и возвращено потерпевшим.

Информация о работе Расследование уголовных дел с участием иностранных граждан