Адвокатская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:49, реферат

Описание работы

Выдача преступников (экстрадиция) - это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или приведения в исполнении вынесенного приговора Абубакиров Ф.М. Актуальные проблемы применения общей части уголовного права

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Взаимность как  основание выдачи предполагает единообразное поведение государств: если одна сторона удовлетворяет требование о выдаче другой, то последняя может претендовать на такое же поведение своего контрагента. Данный принцип существует с давних времен, и, как справедливо отметил Д.П. Никольский, "выдача необходимо предполагает взаимность, поэтому все государства прямо заинтересованы в возможно лучшем определении ее условий".

Зачастую отдельные  вопросы при заключении договоров  о выдаче остаются не решенными. В  этих условиях, когда пробелы в  правовых нормах препятствуют решению практических вопросов, большое значение имеет принцип взаимности, который создает такое положение, при котором одна сторона может осуществить свои права и обязательства лишь при условии, что другая сторона действует таким же образом. При этом следует иметь в виду то, что государства без соблюдения принципа взаимности не обязаны брать на себя одностороннее обязательство выдачи.

В юридической доктрине третьим основанием выдачи (после  международного договора и взаимности) выделяют национальные законы об экстрадиции. Некоторые государства имеют для собственного руководства специальные законы, определяющие преступления, влекущие выдачу, либо перечисляющие те преступления, за которые выдача не гарантируется. Установление основополагающих норм в законе, характеризующих аспекты внутригосударственного регулирования института экстрадиции, осуществляется в целях унификации договорно-правовой практики государства. Государства, не имеющие законов о выдаче и конституции которых не содержат никаких указаний об этом, предоставляют вопрос о заключении договоров о выдаче на усмотрение своих правительств. В таких странах правительства обыкновенно полномочны осуществлять выдачу и при отсутствии договоров о выдаче Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. М.: "ИЛ", 1949. С. 260.

В некоторых случаях  государства при заключении договора о выдаче ограничивают его действие ссылкой на национальные законы об экстрадиции. Так, в договоре между  Австралией и Израилем, заключенном  в 1961 г., в ст. 3 (1) говорится о том, что "выдача должна быть гарантирована за преступления, наказуемые по законам Австралии лишением свободы на срок свыше одного года и предусмотренные в перечне преступлений в законе о выдаче Израиля".

Национальные законы создают основу для заключения договоров  об экстрадиции, и поэтому следует согласиться с положением, высказанным в п. 4 Оксфордской резолюции Института международного права о том, что представляется желательным, чтобы во всех странах закон определял производство выдачи, а также условия, при которых требуемые лица могут быть выданы правительствами, с которыми не существует договора.

В Российской Федерации  вопросы экстрадиции также нашли  свое закрепление во внутригосударственном  законодательстве. Прежде всего, следует  отметить ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, где предусматривается положение, в соответствии с которым гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Ранее действовавшая Конституция 1978 г. (как и ч. 3 ст. 1 Закона о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.) тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. В настоящее же время ч. 1 ст. 61 Конституции РФ подобных исключений не предусматривает. Содержится императивное правило, запрещающее выдачу российских граждан другому государству. В предыдущей главе я так же упоминал положения Уголовного Кодекса РФ, по данному вопросу.

Таким образом, из анализа  всех рассмотренных выше положений  следует, что основаниями экстрадиции  могут быть международные договоры, национальное законодательство о выдаче и принцип взаимности. Соответствующее же юридическое обязательство выдачи вытекает только из международно-правового договора. В соответствии с принципом "pacta sunt servanda" каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, поэтому для эффективного противостояния преступности крайне важным представляется необходимость заключения как можно большего числа экстрадиционных договоров между различными государствами.

2.3 Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другом государстве, соотношение с институтом экстрадиции

Рассмотрев выше институт выдачи лиц совершивших преступление, я хочу обратить внимание на схожий с ним институт передачи осужденных иностранцев для отбывания наказания  в государстве гражданами которых они являются. Несмотря на видимую схожесть, считаю нужным, ниже выделить несколько принципиальных различий Колибаб К.Е. Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другие государства. Журнал Российского права. 1999. № 5-6 с. 90.

Передача осужденных за границей для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются, внешне схожа с выдачей лиц для исполнения приговоров, вынесенных в государствах их гражданства. В том и другом случае одно государство передает для отбывания наказания другому государству его гражданина, осужденного за деяние, признаваемое преступлением в обоих государствах. В основе выдачи и передачи осужденных лежит взаимное признание приговоров и юрисдикции другой стороны. При выдаче запрашиваемое государство фактом выдачи признает приговор запрашивающей стороны. При передаче осужденного государство его гражданства признает приговор иностранного суда и считает своим обязательством исполнить этот приговор. И после выдачи, и после передачи осужденного взаимное признание юрисдикции сторон выражается в установлении преступнику национального режима для отбывания наказания по иностранному приговору и признании за каждой из сторон исключительного права на пересмотр своего приговора.

Несмотря на указанное  сходство, в основе выдачи и передачи осужденных лежит принципиальное различие. Сторона, ходатайствующая о выдаче лица, осужденного ее судом, стремится завершить реализацию своей власти над преступником, посягнувшим на интересы ее граждан, общества или государства, и для этого исполнить приговор своего суда. При передаче осужденного иностранным судом таких интересов у государства, гражданином которого он является, нет. За совершенное за границей преступление он осужден судом иностранного государства, которое в первую очередь заинтересовано в исполнении приговора в интересах восстановления социальной справедливости. Не случайно, исходя из суверенитета государств и территориального принципа уголовного права, многолетняя практика не допускала выдачу, если преступление совершено иностранцем на территории запрашиваемой стороны, и лишь в последние десятилетия в международных договорах стала допускаться в таких случаях выдача по усмотрению государства, на территории которого совершено преступление. В силу принципиального различия передачи и выдачи осужденного государствам приходится решать вопросы разной сложности. Для согласия на выдачу осужденного иностранным судом запрашиваемая сторона рассматривает иностранный приговор только на предмет отсутствия препятствий для выдачи по международному договору. Для передачи же осужденного по приговору своего суда государство должно быть уверено, что другая сторона, признала приговор, надлежаще исполнит его. В таком случае, в отличие от выдачи, речь идет о передаче иностранному государству своих суверенных полномочий по исполнению приговора. В данном случае, возникает вопрос: зачем при столь существенном различии осуществлять передачу осужденного, когда приговор может быть полностью исполнен в государстве, где он вынесен? Ответ на этот вопрос заключается в обоюдной заинтересованности государств в достижении целей исполнения приговора. Часть 2 ст. 43 УК Российской Федерации предусматривает, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений. Примерно так же определены цели наказания в зарубежном законодательстве. Государство, где иностранцем было совершено преступление и вынесен ему приговор, заинтересовано в его исполнении, прежде всего именно в целях восстановления социальной справедливости, а государство, гражданином которого является осужденный, -- в исправлении его и предупреждении совершения им новых преступлений по возвращении в свою страну. Бесспорно, такая передача осужденного требует большего доверия государств, чем выдача, и договоры о ней выражают более высокую степень международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Создание института  передачи осужденных государствам их гражданства для исполнения приговора  иностранного суда связано с закрепившимся в XX в. подходом к наказанию не только как к каре за преступление (теперь восстановление социальной справедливости), но и как к мере, направленной на исправление осужденного, подготовку его к нормальной жизни в обществе. Возникновению этого института способствовало также общераспространенное стремление защитить права человека, ограничить их в случае совершения преступлений лишь в той мере, в какой это необходимо для расследования и рассмотрения дела и исполнения наказания Кузнецов Д.В. Развитие международного права в ХХв. Монография. М: 2001. с. 64. Передача осужденного -- акт гуманности со стороны государства, судом которого вынесен приговор. Этот акт рассчитан на повышение эффективности исполнения наказания благодаря перемещению осужденного в более благоприятную ему среду (постоянное пользование родным языком, привычные правила общения, большие возможности связи с близкими и др.) и сокращение вследствие этого ограничений прав осужденного Колибаб К.Е. Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другие государства. Журнал Российского права. 1999. № 5-6 с. 91.

Правовой основой  передачи осужденных государствам их гражданства являются национальное законодательство государств и международные  договоры Сафаров Н.А. Институт экстрадиции. Московский журнал международного права. 2005. № 2. с. 89.

Конституция Российской Федерации не делает различия между  выдачей осужденного для исполнения приговора иностранного суда и передачей  осужденного российским судом для  отбывания наказания в государстве его гражданства. В ч. 2 ст. 63 Конституции наряду с выдачей лиц, обвиняемых в совершении преступления, предусмотрено, что передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Таким образом, термин «передача осужденных» охватывает лиц, осужденных не только российскими, но и иностранными судами. В действующих международных договорах России в соответствующих случаях употребляется термин «выдача осужденных» См. сноску 12. .

Итак, выше были приведены  сходства и различия институтов выдачи лиц совершивших преступление и  передачи осужденных иностранцев для  отбывания наказания в государстве  гражданами, которых они являются. Хотя, как было сказано выше, законодательство Российской Федерации не разделяет эти два института, разница в мотивации их осуществления представляется мне достаточной для обособления их друг от друга в теории международного публичного права.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И  РАЗВИТИЯ ИНТЕРПОЛА

Формально Интерпол был создан в 1923 году на Международном полицейском конгрессе в Вене. Первая попытка была предпринята на первом Конгрессе криминальной полиции, который состоялся в Монако в 1914 году. Говорят, что проведение конгресса было инициировано князем Монако Альбертом Первым. Как-то князь познакомился с красивой молодой немкой, на которой собрался жениться и которая, как потом выяснилось, оказалась наводчицей в воровской шайке. Лишившись фамильных драгоценностей, незадачливый жених призвал лучших сыщиков мира и объявил сбор первым международным съездом сотрудников уголовной полиции. На призыв потрясенного женским коварством князя откликнулись 188 человек из 24 стран, в том числе три дамы. Они договорились создать единый банк данных и разработать процедуру ускоренной выдачи преступников странам-участницам. Следующую встречу - через два года в Бухаресте - отменила Первая мировая война.

К идее князя Альберта вернулись в 1923 году.

3 сентября  в Вене состоялся первый полицейский  конгресс, на котором и было  принято решение создать Международную комиссию криминальной полиции. Ее телеграфный адрес звучал как «Интерпол».

До Второй Мировой войны Интерпол функционировал как форум для обмена информацией  и идеями. Сотрудничество полицейских  служб было неофициальным. Бывший генеральный секретарь Интерпола Андрэ Боссар сказал как-то: «Долгое время мы работали как некий клуб по интересам».

С 1946 года по 1989 год штаб-квартира Интерпола  располагалась в Париже. Затем  она переехала в Лион. Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). Организация

В 1956 году Интерпол получил свое нынешнее название (Международная криминальная полиция) и новый устав - конституцию.

С 1982г. Интерпол получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации.

Ее членами  являются более 150 государств, бывший СССР вступил в нее с 1990 г.  

ОСНОВНЫЕ  ЦЕЛИ И СТРУКТУРА  ИНТЕРПОЛА

Цель  Организации: B соответствии со ст. 2 из Конституции Организации, Цели ИНТЕРПОЛА Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол: « (a), гарантировать и продвинуть самую широкую взаимную помощь между всеми правоохранительными органами , в соответствии с законами, существующими в различных странах и в духе Универсальной Декларации Прав человека. (B), устанавливать и развить все учреждения, которые могут внести свой вклад в предотвращение и подавлению преступлений. « Пределы действия установлены в статье 3: « Это строго запрещает для Организации предпринять любое вмешательство или действия политического, военного, религиозного или расового характера(знака). « Согласно интерпретации, данной статьи 3, политическое нарушение - то, которое, как рассматривается, является преобладающе политического характера(природы) из-за обстоятельств окружения и основных поводов, даже если нарушение непосредственно закрыто(охвачено) в соответствии с законом уголовного преступника в стране, в которой это было совершено(передано). Эта интерпретация, основанная на преобладающих аспектах нарушения, реализована в решении, принятом Генеральной Ассамблеей ИНТЕРПОЛА в 1951. Кроме того, решение, принятое в 1984 заявляет, что, вообще, нарушения, как рассматривается, не являются политическими, когда они совершены(переданы) вне зоны конфликта и, когда жертвы не связаны с целями, преследуемыми нарушителями.

Информация о работе Адвокатская деятельность