Классификация и типология личности преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Изучение личности преступника является, пожалуй, наиболее важной темой, как в криминологии, так и в юридической психологии. При её изуче-нии используется общественно-исторический подход, в соответствии с кото-рым личность есть «совокупность общественных отношений». В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да и оно, можно сказать, не прекращается и по сей день. Хотя в нем все больше начинает учи-тываться социальный фактор.
На мой взгляд, понятие «личность» скорее философское понятие, чем материальное, но как учит нас философия, что истина одна, но каждый видит ее по-своему. Так же, я думаю, дело обстоит и с понятием «личность» - каж-дый видит ее по-своему. Я соглашусь с положением о том, что человеку как личности свойственно сознание и самосознание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………………………………….. 6
Понятие преступления………………………………………………….. 6
Понятие и структура личности преступника………………………….. 10
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА…………………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……… 29

Работа содержит 1 файл

Классификация и типология личности преступника.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

   Существуют  различные определения данного  понятия. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала.  И в соотношении социальное и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, «очеловеченном» виде. Из этого можно сделать, что природа и сущность человека – не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки. Хотя нельзя отрицать, что социальные признаки включают в себе особенности биологического, психологического порядка.

   Рассматривая  соотношение социального и биологического в личности преступника на уровне особенного и единичного, следует иметь в виду, что в преступлении как в социальном поведении выражается осознанное отрицательное отношение к защищаемым правом, нравственным ценностям, пренебрежение установленным правовым запретам, которое становится содержанием сознания. Поэтому человек не рождается преступником, он им становится при определенных условиях. Если же биологические отклонения исключаю минимально необходимый уровень способности лица воспринимать и соблюдать требования закона, сознавать и руководить своими поступками, оно признается невменяемым, а его общественно опасное поведение непреступным.

   Таким образом, действие, порожденное биологической  причиной, в понятие преступности не включается: в нем отсутствует необходимый признак преступления – виновный выбор данного варианта поведения из нескольких объективно и субъективно возможных вариантов1.

   Личность  включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). О личности преступника можно  говорить лишь только применительно к субъекту преступления, то есть лицу, уже совершившему преступление. До совершения преступления антисоциальные проявляющиеся свойства личности могут характеризоваться как криминогенные, предпреступные, но не криминально общественно опасные. Недопустимо отождествлять личность преступника и преступную личность. Последняя не существует вне совершенного преступления, вне свойства субъекта преступления.

   Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, отражающих связи взаимодействия человека с социальной средой посредством практической деятельности, образующей общественную опасность. Где в свою очередь общественная опасность – это реальная социально-психологическая, поведенческая система из нескольких десятков негативных свойств.

   Систему личности преступника образуют несколько  подсистем, включающие в свою очередь, более мелкие подсистемы и компоненты личностных свойств субъекта преступления. Между ними существует причинно-следственная, обусловливающая и функциональная зависимость и взаимодействие. Стержневая подсистема личности как преступника, так и не преступника одинаковы. 

   В структуре  личности можно выделить следующие  элементы:

   - социальный  статус, который включает совокупность социально-демографических признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений. Такими признаками являются:

   - пол,  возраст, семейное положение,  уровень образования, национальность, психическое здоровье, алкоголизм, наркомания, принадлежность к определенной к определенной социальной группе, род занятий, материальное положение, место жительства, жилищные условия, наличие судимости;

   - социальные  функции, выраженные посредством  показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);

   - нравственно-психологические  установки, отражающие отношение  человека к его проявлениям в основных видах деятельности. В данном случае имеются в виду отношение к общегажданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям, потребности и интересы характеристика интеллектуальных, волевых эмоциональных свойств личности;

   - уголовно-правовая  характеристика заключается в содержании мотивации и характере (единоличном или групповом) преступной деятельности, а также роли в ней (организаторской, рядовой), интенсивности и продолжительности участия.

   Именно, исходя из вышеизложенной положений, проводится криминально-психологический анализ личности преступника. Однако у него есть определенные особенности. Несомненно, что наглядным отличием личности преступника от не преступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно – преступной деятельности.

   Из  вышесказанного можно сделать вывод, что «отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы»2. 
 
 

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

      Идея  типологии (типизации) лиц, совершающих  преступления, исходит из необходимости сведения их в однородные (однотипные) группы. Для того, чтобы более глубоко изучить личность преступника и ее структуру надо ее познать и типичное в такой личности. Как видно, существует связь между типологией и структурой личности. В основе исследования лежит структура, ибо нельзя понять механизм преступного поведения, не познав структуру личности.

     Прежде  всего, надо отметить, что все свойства человека укладываются в две основные подструктуры: психологическая, определяющая индивидуальность личности, и социальная, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в той или иной социальной среде. Элементами психологической подструктуры (структуры) личности являются ее психологические свойства и особенности, часто именуемые — чертами личности.

     Психологические (взаимосвязанные) подструктуры одновременно являются и уровнями личности:

     первый  — биологически обусловленная подструктура (природные свойства типа нервной системы, возрастные, половые, некоторые препатологические и даже патологические свойства психики, темперамент);

     второй  уровень — все индивидуальные свойства отдельных психологических процессов, ставшие именно свойствами личности, придающие ей особенность (индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли);

     третий  — социальный опыт, в который входят приобретенные личностью знания, навыки, умения и привычки (все это базируются на элементах предшествующих подструктур);

     четвертый уровень — направленность личности, оцениваемая с позиций социально-психологического анализа (направленность, взятая как целое, раскладывается на влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальное мировоззрение и миропонимание и высшая форма направленности — убеждения). Исследуется, таким образом, целостный человек — личность.

     Соответственно, когда изучается личность преступника, выделяется и криминологический  уровень. Особо исследуется преступная направленность личности, ее личностная установка. При рассмотрении же структуры личности преступника выделяются три основные группы признаков: общие признаки личности; особые признаки; индивидуализирующие признаки конкретной личности, виновно совершившей преступление. Изучая эти признаки, как отмечается в литературе, можно ответить на вопросы о том, из чего в целом складывается личность преступника, а также определить, какие характеризующие преступника свойства образуют в своей совокупности эту личность, какова структура данной совокупности. Криминология выделяет в структуре личности преступника такие компоненты, как мотивы поведения, установки и ориентации и т.д. А исходит криминология при этом из того, что элементы личностной структуры существуют не наряду с другими ее компонентами, такими, как потребности, цели, интересы, ценности и т.д., а проникают во всю сложную систему элементов сознания и самосознания человека. В определенных условиях потребности или интересы, как и другие элементы психики личности, могут становиться мотивами или даже установками действий личности, или ее ориентациями. Это и принимается во внимание при изучении структуры личности преступника. Но это не есть какая-то сумма тех или иных отрицательных свойств личности, наиболее распространенных среди преступников. Данная проблема решается путем сведения индивидуального в личности преступника к социальному и наоборот. При этом не только познается общее и особенное в личности, но и выявляются сходные, необходимые и существенные свойства в конкретном человеке. Об этом К.Е. Игошев пишет так: «Какая бы конкретная личность ни изучалась, какой бы вид преступной деятельности ни рассматривался, во всех случаях, как во всяком отдельном, единичном, в них обнаруживаются черты и свойства общего порядка, входящие в характеристику преступника как социального типа». Здесь, по мнению Г.А. Аванесова, речь идет о том, что изменения в системе преступных проявлений связаны с изменениями в социально-психологическом облике личности преступника как типа, детерминированного общественными отношениями. Вне общественных отношений, подчеркивает Г.А. Аванесов, недопустимо говорить о какой бы то ни было личности преступника. Любой социальный тип личности, продолжает свою мысль Г.А. Аванесов, не может быть ничем иным, как обобщенной формой отражения общественных отношений, выраженных в потребностях, интересах, ориентациях и направленности индивида. В этом смысле, как мне представляется, тип преступника есть существо, структура которого содержит различные социально-психологические образования. На основании типологии (типизации) можно говорить о различных направлениях изучения личности преступника, причем применительно не только к общему типу, но и конкретным категориям лиц, когда учитываются признаки частного порядка. Вполне допустимо, следовательно, выделять такие типы, как личность рецидивиста, личность несовершеннолетнего преступника и т.д. Особо криминология изучает и такой тип преступников, которые совершают насильственные преступления.

Исследуя личность преступника в соответствии с типизацией, ученые обычно выделяют следующие направления научного анализа: социологический аспект типологии; типология в рамках социально-психологического обобщения; типология отдельных категорий преступников. Однако ученые обращают внимание на то, что главный типообразующий признак — такой, который определяет взаимоотношения между личностью и обществом. При этом устанавливается: степень «отчужденности» личности преступника от общества и окружающей его социальной среды, устойчивость способов поведения данной личности и т.д. Могут выделяться также привычные, злостные, профессиональные и случайные преступники. Признаки же частного порядка, связанные с различными уровнями структуры личности, характеризуют преступника, как указывают ученые, не в целом, а лишь по отдельным его свойствам. Учет этих признаков позволяет получить более детализированную характеристику личности преступника, конкретнее и глубже раскрыть элементы ее социального и социально-психологического содержания.

     Думается, что именно такая характеристика имеет большое практическое значение, она, на наш взгляд, может увязываться с разработкой конкретных мер профилактики преступного поведения. Ведь в основе такой профилактики лежит изучение особенностей личности преступников и их типология.

     Имея  в виду практический аспект, необходимо, исследуя личность преступника с позиций типологии, изучать взаимозависимость между типом личности и типом совершенного им преступления. Здесь следует исходить из того, что преступление, совершенное определенным образом, не только дает возможность говорить о «почерке» преступника, его индивидуальной манере, но и указывает на тип личности преступника. Иначе говоря, «следы» преступления могут свидетельствовать о принадлежности преступника к тому или иному типу личности. Здесь типология самым тесным образом связана с классификацией преступлений и преступников. Очевидно, методы типизации и классификации, используемые в единстве, приводят к лучшим результатам. Но их нельзя смешивать. Как отмечается в литературе, они взаимосвязаны, но не тождественны.

     Криминология, как и криминалистика, в известной  мере как и некоторые другие уголовно-правовые науки, изучая личность преступника, исходит, по сути дела, из следующего: признаки, которые имеют общий характер для всех однородных преступлений, объединяют их в группы, различные по объему, например, все разбои, или только разбойные нападения с применением огнестрельного оружия, или только разбои, совершаемые несовершеннолетними и т.д. Криминалисты, указывая на данное обстоятельство, пишут, что общие для группы признаки, соответствующим образом систематизированные или типизированные, составляют криминалистическую характеристику данного рода, вида или даже подвида преступлений. На это же обращают внимание и криминологи, акцентируя внимание, однако, на типологии преступников. Криминалисты, как и криминологи, пишут в таком случае о типичном «портрете» преступления (и преступника), опираясь при этом на то общее, что объединяет множество конкретных преступлений. По существу речь идет об информационной модели типичного преступления конкретного вида или рода, в которой особое место занимает личность преступника. Это также связано со способом совершения преступления.

     Следует обратить внимание на то, что криминологическая характеристика преступлений и лиц, их совершающих в целом представляет собой отражение типичного. Нет и не может быть характеристики абсолютно отдельного, конкретного преступления (это уже не криминологическая проблема и иной уровень анализа, что более всего относится к уголовному праву и уголовному процессу). Криминологическая характеристика, используемая для исследования преступлений и преступников, как и жертв преступных посягательств, обладает достаточно сложной структурой, в ней чаще всего различают:

      • характеристику типичной исходной информации об объектах исследования;

      • данные о конкретных преступлениях, типичных способах их совершения, когда это связано с механизмом деяния, и типичных их последствиях;

      • сведения о личности преступника, типичных мотивах деяния, что связано со способом совершения преступления, целях, намерениях, потребностях;

• данные о потерпевшем  как о типичном объекте преступного посягательства;

      • иные данные — о типичных причинах и условиях преступлений, криминогенных и антикриминогенных факторах, типичных обстоятельствах совершения преступлений.

     Здесь не затрагиваются проблемы преступности как явления. Не изучаются при этом и закономерности преступности, как и какое-либо конкретное преступление или отдельно взятая личность преступника. Речь идет лишь о типологии и классификации, когда изучаются схожие между собой отдельные виды и категории преступлений, однородные группы преступников.

     Особенность типологии состоит в том, что  предметом познания она имеет не преступность как явление и не отдельную личность или отдельное преступление, а единство сущности образующих личность свойств и признаков, обусловленных объективными условиями. Типология проникает в сущность самой личности преступника, но при этом ее интересует именно типичное. Она связана с изучением таких свойств личности, как сознание и психика, темперамент, эмоции, воля, навыки, умения, привычки, направленность, установка, потребности и т.д. На этой основе и определяются отличные друг от друга типы личностей. Именно в связи с этим говорится о таком понятии, как криминологическая типизация.

     Классификация, в отличие от типологии, представляет более устойчивую группировку лиц, совершающих преступления, по их атрибутным признаком, неотъемлемым свойствам. По сравнению с классификацией типология — более высокий уровень. Однако научное исследование личности преступника связано с использованием как типологии, так и классификации. Эти методы дополняют друг друга. Оба они вместе позволяют на различных уровнях обобщения изучать наиболее характерные свойства личности преступника.

Информация о работе Классификация и типология личности преступника