Коррупционная преступность и её предупреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

Цель данного реферата:



1. дать понятие и криминологическую характеристику коррупционной преступности;



2. рассмотреть основные принципы, на которых должна строиться антикоррупционная политика России.

Содержание

Введение



Основная часть



1. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности



2. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности



Заключение



Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат. Коррупционная преступность и ее предупреждение.docx

— 33.08 Кб (Скачать)

 

·                    использование виновным своего служебного положения вопреки интересам  службы;

 

·                    наличие у него корыстной или  иной личной заинтересованно­сти и умысла на совершение противоправного деяния;

 

·                    непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в  органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

 

·                    специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные  лица, но и иные государственные, муниципальные  служащие, служащие коммерческих или  иных негосударственных структур. В  качестве же подкупающих выступают  любые физические и юридические  лица;

 

·                    относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

 

·                    тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;

 

·                    повышенная общественная опасность.

 

Одним из существенных условий, способствующих совершению коррупционных  преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного  характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.

 

Существование недостатков  социального контроля – результат  крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в  формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной  и иной службы, в распространении  психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств  обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

 

Не случайно ежегодно вскрывается  крайне незначительное число соответствующих  преступлений (около 4000-4500 получения  взятки, до 2500 – дачи взятки, 2500 –  коммерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в совершении этих преступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности. При этом к лишению свободы  приговариваются лишь около трети  осужденных взяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется  привлечением к ответственности  случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном  и ином аппарате высокие должности  или имеющих высокопоставленных покровителей.

 

Большое значение в системе  детерминант коррупционной преступности имеют и негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников).

 

К числу этих характеристик  относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

 

На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:

 

·                    изначальная настроенность служащих на использование своей работы в  личных корыстных интересах;

 

·                    наличие в их среде лиц с  высоким уровнем материального  благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;

 

·                    наличие дорогостоящих привычек и интересов;

 

·                    ориентированность на высокие стандарты  жизни, достигнутые сослуживцами;

 

·                    некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его  с помощью совершения преступлений;

 

·                    желание возместить понесенные ранее  расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.

 

Структура преступлений, которые  можно отнести к коррупции, выглядит следующим образом: хищения путем  присвоения или растраты чужого имущества - 60%; злоупотребление служебными полномочиями, их превышение - 13%; служебный подлог - 10%; получение взяток - 5%; дача взяток - 3,5%; иные преступления - 8,5% (коммерческий подкуп, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с  землей, незаконное участие в предпринимательской  деятельности, халатность).

 

Динамика коррупционной  преступности характеризуется неуклонным повышением абсолютного числа зарегистрированных преступлений: с 72,8 тыс. в 1999 году до 82 тыс. в 2003 году. В 2003 году было выявлено 25570 преступных посягательств против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 7346 фактов взяточничества, к уголовной ответственности за взяточничество привлечено 2913 лиц, рост коррупции составил 16,8%.

 

В первом полугодии 2004 года зарегистрировано свыше 19 тысяч преступлений против государственной власти, интересов  государственной службы и органов  местного самоуправления, в том числе 6240 фактов, связанных с получением и дачей взяток. К уголовной  ответственности за взяточничество за этот период было привлечено 1931 лицо, рост составил 28%. При этом наблюдается  тенденция увеличения числа обращений  должностных лиц с заявлениями  о том, что им предлагают взятку.

 

Что касается сферы образования, то только в Москве и Московской области в системе образовательных  учреждений в 2003 году было зарегистрировано 8456 преступлений, к уголовной ответственности  привлечено 858 должностных лиц. Всего  в первом полугодии 2003 г. в Москве было возбуждено 183 уголовных дела за дачу взятки, за получение взяток - 25. В Московской области возбуждено 67 уголовных дел за первые 6 месяцев  в этой сфере.

 

За шесть месяцев 2003 года было выявлено 9235 преступлений экономической  направленности, в том числе 6353 налоговых  преступления, из них тяжких и особо  тяжких 2970. Размер причиненного государству  ущерба по возбужденным уголовным делам  составил более 26 миллиардов рублей, в  суд направлено более 2085 уголовных  дел по налоговым преступлениям. При этом было возбуждено 88 уголовных  дел, по каждому из которых сумма  причиненного государству ущерба превышает 20 миллионов рублей, в том числе 23 уголовных дела с суммой ущерба свыше 100 миллионов рублей.

 

Всего правоохранительными  органами за указанный период выявлено 237,2 тысячи преступлений экономической  направленности, 83,1 тысяча - тяжких и  особо тяжких, 25 тысяч - причинивших  крупный ущерб потерпевшим, 7,3 тысячи - совершенных преступными группами либо преступными сообществами. Кроме  того, за первое полугодие 2004 года возбуждено 36 уголовных дел по фактам коррупции  среди налоговых инспекторов.

 

По данным Верховного суда РФ, за коррупционные преступления ежегодно осуждается около 15 тысяч  лиц.

 

Согласно докладу международной  организации Transparency International (TI), в 2003 году Россия по индексу восприятия коррупции заняла 86-е место из 133 возможных, разделив это малопочетное место с Республикой Мозамбик. По данным исследования TI, проведенного совместно с фондом ИНДЕМ, в список наиболее коррумпированных ведомств России входят госконторы, ведающие выдачей лицензий и квот на экспорт, бюджетными трансфертами, налоговыми зачетами, обслуживанием бюджетных счетов, зачетом долгов в регионах, а также приватизацией. Уровень «отката» тому или иному чиновнику тоже не тайна: от 10 до 30% от суммы сделки, с постоянной тенденцией к повышению.

 

Из проведённого в 2000 году исследования были выявлены категории  государственных служащих, требовавших  или получивших взятки в 1999 году (три  наиболее часто встречающихся ответа):

 

Москва (251): работник милиции 55%; врачи / медсестры 9%; учителя / преподаватели  ВУЗов 7%.

 

Взятки должностным лицам (три наиболее часто встречающихся  ответа):

 

Москва: другие муниципальные  служащие / представители местной  власти 54%; сотрудники милиции 45%; работники  таможни  45%.

 

Где наблюдается самый  высокий уровень коррупции (пять наиболее часто встречающихся ответов):

 

Москва: получение талона техосмотра машины 75%;  таможенная очистка  грузов 65%; получение правительственных  заказов на предоставление товаров  и услуг 54%; получение разрешений от муниципалитетов и районной администрации 53%; контроль за соблюдение санитарных норм 50%[3].

 

Полученные результаты свидетельствуют, что бесспорным лидером с точки  зрения коррумпированности является таможенная очистка грузов. Чрезвычайно распространена коррупция при прохождении техосмотра автомашины. Зоной повышенной «коррупциогенности» являются органы местного самоуправления и районной администрации. По-видимому, все эти сферы должны привлечь усиленное внимание законодательных, исполнительных, контролирующих и правоохранительных органов государств.

 

 

2. Антикоррупционная политика

 

 

Актуальность борьбы с  коррупцией обусловлена рядом обстоятельств, которые носят политический, экономический, социальный и правовой характер.

 

Во-первых, коррумпированность российских чиновников привела к  тому, что в общественное сознание активно внедрилась мысль о неэффективности  работы органов государственной  власти, снижении их компетенции.

 

Во-вторых, коррупция как  социально опасное явление, обладающее чрезвычайно высокой степенью латентности  и адаптивности к внешним факторам, с каждым годом порождает целый  ряд экономических преступлений, наносит огромный экономический  ущерб: по мнению специалистов, теневая  экономика ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на коррумпирование  чиновников, до половины преступных доходов  на эти же цели расходует организованная преступность.

 

Можно ли победить коррупцию? По мнению президента общественной организации  малого и среднего предпринимательства  «Опора России» Сергея Борисова, нужно  шаг за шагом отвоевывать у  неё место под солнцем. Нужно  вводить персональную ответственность  чиновника за создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это  можно оценить. Соответственно требуются  административные регламенты, создание механизма досудебной апелляции, позволяющего в досудебном порядке отменить неправомерные  действия чиновников. Важно, чтобы предприниматели  уходили от псевдолоббирования и занимались цивилизованным лоббированием через общественные объединения, чтобы они отказались от традиции давать взятку. Согласно опросам, категорически отвергают взятки только 2% бизнесменов, а остальные так или иначе участвуют в процессе мздоимства.

 

Есть и другой путь. Необходимо создавать такие условия, при  которых коррупция становится невозможной. В качестве иллюстрации можно  привести уже ставший почти классическим пример: ситуация в бывшем министерстве топлива и энергетики. Это ведомство  имело славу одного из самых коррумпированных. Когда у него забрали функции  проведения сертификации и регулирования  доступа к магистральным нефтепроводам, уровень коррупционности там  резко пошел на спад. В последние  годы его существования на это  ведомство в данном аспекте никто  не жаловался[4].

 

Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

 

·                    абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии  власти и общества случаи коррупции  являются технологически полезными  сигналами о неполадках в методах  работы власти;

 

·                    не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;

 

·                    ограничение коррупции не может  быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать  новый, более страшный виток коррупции;

 

·                    коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой  с ее проявлениями. Более того, в  условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась  на весьма высокие уровни власти, более  эффективна борьба против условий, порождающих  коррупцию, чем неподготовленная атака  на ее проявления;

 

·                    борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется  постоянно, на это направлены все  силы и властей, и общества;

 

·                    антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического  руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

 

Потери, которые несут  от коррупции государство и общество в России,

 

настолько велики, что любые  разумные затраты на реализацию антикоррупционной  программы обеспечат быструю  отдачу, в несколько десятков раз  превышающую вложения.

 

Из приведенного выше анализа  следует, что антикоррупционная  политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих  задач:

 

·                    организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

 

·                    сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

 

·                    уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной  сделке, от заключения последней;

 

·                    увеличение вероятности выявления  коррупционных действий и наказания  за причиненный ими вред;

 

·                    влияние на мотивы коррупционного поведения;

 

·                    создание атмосферы общественного  неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

 

Естественно ожидать, что  реализация антикоррупционной политики может 

 

встретить сопротивление  на разных уровнях административной иерархии.

 Нельзя утешать себя  тем, что повышение уровня коррупции  всегда сопровождает глобальные  переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизации  пережили всплеск коррупции, но  смогли его побороть целенаправленными  усилиями. Но существуют и другие  примеры – страны, в которых  реформы вызвали увеличение коррупции,  а отсутствие целенаправленной  и всесторонней борьбы с ней  привело к ее укоренению.

Информация о работе Коррупционная преступность и её предупреждение