Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Организованная преступность — это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Эти преступления часто выходят за пределы государственных границ. Понимание организованной преступности еще меньше определено, чем насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной деятельности.

Содержание

1. Понятие организованной преступности, её признаки.
2. Причины и условия организованной преступности.
3. Предупреждение организованной преступности.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Криминология.docx

— 30.85 Кб (Скачать)

«Производство» денег было отделено от покровителей целой системой посредников, но свои доли в том или ином виде получали все регулярно. Если, к примеру, группа расхитителей попадала в поле зрения оперативных аппаратов органов внутренних дел, то тут же следовали звонки из разных инстанций с просьбами «разобраться объективно». Это вело к прекращению дел или сужению рамок расследований до выходов на «верха». Даже попав под суд, расхититель был уверен в дальнейшем покровительстве. 
Поскольку существовала профессиональная преступность, то началось вторичное перераспределение преступно нажитых средств. Традиционная уголовная среда в этих условиях переориентировалась, стала обворовывать и грабить тех, кто обогащается. Преступные группы стали делить территории и сферы влияния, усиливали криминальный прессинг на дельцов теневой экономики. Со временем обозначилась тенденция сращивания дельцов с главарями преступных сообществ уголовников. Дельцы обязывались выплачивать 10-15% от суммы противоправного дохода, а уголовники гарантировали им безопасность. В дальнейшем появилась и другая форма сращивания: уголовники стали охранять дельцов, помогать им в сбыте продукции и расправе над конкурентами.

К середине 80-х годов в обществе существовали высокоорганизованные антисоциальные силы: коррумпированная часть партийно-государственной бюрократии и мафиозные структуры. Именно они хлынули в образовавшийся при сломе административных структур вакуум, активно ломая эти структуры и обогащаясь в условиях хаоса. Таким образом в руки преступников попал огромный стартовый капитал, который был использован в дальнейшем для создания крупных фондов, банков, хозяйственных обществ, которые служили для легализации преступно нажитых денег. К началу 90-х годов все большее распространение преступные формирования бандитской и рэкетирской направленности. Данные преступные организации отличались высоким уровнем уголовного профессионализма, строгой иерархической структурой, распределением ролей.

В последнее время организованные преступные группы пытаются найти выход на международную арену. Так, наиболее перспективными видами деятельности стали хищение и контрабанда валютных ценностей и антиквариата, нелегальный вывоз сырьевых ресурсов, оружейный бизнес, наркобизнес, кражи автотранспортных средств, радиоактивных материалов, проституция и рэкет.

Таким образом, к первоочередным причинам развития организованной преступности можно отнести следующие процессы:

— сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;

— неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;

— культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения;

— неоправданная затяжка принятия основополагающих законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

— обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;

— лоббирование интересов отдельных  групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Должны приниматься специальные меры т.к. основной объект борьбы — это сами организованные преступные формирования, а не отдельные преступления, их сложная и разветвленная преступная деятельность.

Для достижения данной цели необходимо уделять особое внимание следующим  вопросам:

— применение уголовных наказаний  за участие в преступной организации;

— введение запрета на отмывание доходов от преступной деятельности;

Так, в этом направлении уже предприняты соответствующие меры и уголовный кодекс предусматривает ответственность за эти деяния. 
Практика борьбы с организованной преступностью показывает, что наиболее эффективные результаты достигаются при комплексном использовании средств правоохранительных и контрольных органов. Необходимо применять стратегические меры. Такие как: совершенствование методов сбора оперативной информации в целях установления преступных сообществ, характера их деятельности, взаимосвязей между различными формированиями; разработка методов позволяющих внедряться в преступные организации, защита свидетелей и потерпевших и т.д. Все указанные методы регламентирует Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

В этой связи следует отметить положительный опыт реализации межведомственных планов мероприятий налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части Федерального бюджета. 
В 80-х годах в СССР в МВД были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью. Далее они были трансформированы в системы ГУОП — РУОП -УОП — ООП, которые укомплектовались и развернули работу. В последствии такие подразделения были развернуты в системе ФСБ.

Подразделения РУОП внесли весомый  вклад в работу против преступных группировок, организаций и сообществ. Россией предприняты определенные меры по организации по борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия вступила в Интерпол. Интерпол — это международная организация уголовной полиции. Совместно с другими странами СНГ Россия организовала бюро по организованной преступности по странам СНГ. Интерпол выступил с инициативой быть в качестве единого банка данных по сбору информации о восточно-европейской организованной преступности.

Основные усилия Российской Федерации  и правоохранительных органов государств — участников СНГ, имеющих единое криминальное пространство направлены на выполнение межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Криминология : учебник /  под ред. В. Н.  Кудрявцева, В. Е. Эминова. –  М. : Юристъ, 2000. С. 159 – 176.

2. Гуров  А. И. Организованная преступность  и меры борьбы с ней : стенограмма  лекций. – М., 1989.

3. Гуров  А. И. Жигарев Е. С., Яковлев  Е. И. Криминологическая характеристика  и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами. – М., 1992.

4. Маслов  Г. Ф. Региональная организованная  преступность и противодействия  ей в условиях Дальнего Востока.  – Хабаровск : Дальневосточный  юридический институт МВД РФ, 1998.

5. Топильская  Е. В. Организованная преступность. – СПб. : Юридический центр Пресс, 1999.


Информация о работе Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности