Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в правоохранительных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Широкие масштабы приобрели злоупотребления должностным положением, взяточничество, вымогательство, начали складываться опасные тенденции покровительства со стороны сотрудников ОВД организованным преступным группировкам, оказания им помощи в реализации преступных замыслов и уклонения от ответственности. Вызывает особую тревогу распространение в деятельности должностных лиц ОВД фактов применения недозволенных методов ведения оперативно-розыскной деятельности и следствия, именуемых как "выбивание признаний", случаев применения насилия к лицам, задержанным и доставленным в органы внутренних дел, неправомерного применения оружия и специальных средств.

Содержание

Введение… …………………………………………………… ……...4


1. Характеристика состояния преступности в правоохранительных органах


1.1 Криминологическая характеристика состояния преступности в правоохранительных органах ………………. .7

1.2. Причинный комплекс преступлений сотрудников органов внутренних дел…………… … ……………………………..10

1.3. Криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления…………………… …………. 13


2. Предупреждение преступности в правоохранительных органах


2.1. Понятие и общая характеристика предупреждения преступности в правоохранительных органах ……………………………………… .16

2.2. Основные направления, задачи и значение предупреждения преступности в правоохранительных органах 18

2.3. Общие меры предупреждения преступности в органах внутренних дел……………… ………… ……………….21

2.4 Специальные меры предупреждения преступности в органах внутренних дел…… …………………………………….23

2.5. Полиграф как средство профилактики правонарушений в органах внутренних дел… ……………………………….25


Заключение………………… …………………… ………………28


Список используемой литературы……… .29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Среди общих мер внутреннего предупреждения важным звеном являются внутренняя профилактика и специальные меры по обеспечению собственной безопасности. Комплекс мероприятий внутренней профилактики должен предусматривать: оптимизацию экономического стимулирования служебной деятельности сотрудников, совершенствование ее нормативно-правового регулирования, улучшение организационно-управленческих и социально-психологических основ функционирования системы органов внутренних дел, расширение форм и методов ведомственного контроля за состоянием законности.

      Специальные меры по обеспечению собственной  безопасности предполагают    проведение    ОРМ    по    выявлению,    предотвращению и пресечению подготавливаемых и начатых преступлений, предупреждению проникновения в органы внутренних дел лиц,  преследующих противоправные цели, осуществление жесткого и всестороннего контроля за служебной деятельностью сотрудников, обеспечение мер их государственной защиты, организацию работы с жалобами и заявлениями граждан.

      Охранительные меры уголовно-правового   предупреждения   должны направляться на совершенствование  законодательства.

      Меры  виктимологической профилактики должны предполагать организацию работы по выявлению групп  риска с  повышенной виктимностью, осуществление информирования граждан о способах защиты от противоправных посягательств сотрудников, проведение консультативной и правовоспитательной работы. 

      2.3. Общие меры предупреждения  преступности  в  органах внутренних дел

      Среди общих мер внутренней профилактики проявлений преступного поведения  сотрудников выделяются меры социально-экономического характера, меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования, меры организационно-управленческого характера, меры морально-психологического характера, меры внутреннего административно-надзорного характера. Меры социально-экономического характера должны предусматривать повышение денежного содержания сотрудников; разработку системы дифференцированной оплаты труда, учитывающей оперативную обстановку, уровень нагрузки в различных службах, состояние законности в профессиональной деятельности и ее результативность. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования и нормативно-правового обеспечения профилактики преступлений  в органах внутренних дел в  целом приняты многие ведомственные акты, такие, как, например, приказ МВД России от 18 декабря 2006 г. № 1036 дсп, закрепляющий решение коллегии МВД России от 30 ноября 2006 г. № 5 «О состоянии работы органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и мерах по повышению ее эффективности»; разработана Программа информационно-пропогандистской работы в сфере укрепления законности и профилактики правонарушений сотрудников органов внутренних дел.

      Существенное  значение в предупреждении и профилактике преступного поведения сотрудников  ОВД призваны сыграть    меры организационно-управленческого характера,  включающие:

      совершенствование форм и методов профессионального  отбора кандидатов путем создания психограмм, профессиограмм, а также психофизиологических тестирований с использованием полиграфных  устройств проведения оперативной проверки образа жизни претендентов, их окружения и связей; осуществление индивидуально-воспитательной работы с категорией сотрудников группы риска, правового и нравственно-этического воспитания; организация профессиональной подготовки. Необходима также   замена практики процентного подхода анализом объема и качества работы по раскрытию преступлений, включающим в себя: оценку оперативной обстановки на участке обслуживания, полноту регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, оценку количества выявленных преступлений, организацию профилактической работы по борьбе с правонарушениями, количество предупрежденных правонарушений, количество раскрытых преступлений.

      Важным  инструментом общих мер превенции  преступного поведения сотрудников  должны являться меры социально-психологического характера: формирование адекватной мотивации служебной деятельности, устойчивости к действиям в экстремальных ситуациях, развитие коммуникативной компетентности, профилактика профдеформаций, проведение психореабилитационнных мероприятий с сотрудниками, вернувшимися из зоны чрезвычайных ситуаций, создание здорового морально-психологического климата в служебных коллективах. Приоритетной задачей должно являться обеспечение социально-правовой защиты сотрудников на фоне возрастающей виктимизации. Весь спектр вышеуказанных мер должен дополняться осуществлением мероприятий внутриведомственного надзора за состоянием законности, организационным улучшением деятельности подчиненных подразделений, оказанием практической помощи. 
 
 
 
 
 
 

       

      2.4 Специальные меры предупреждения преступности в органах внутренних дел

      Возникновение новых форм противоправной деятельности сотрудников осложняет возможности  внутренней профилактики и требует  специализированной предупредительной  деятельности по обеспечению собственной безопасности, осуществляемой специальными подразделениями МВД России. Их превентивная деятельность должна предусматривать сбор информации оперативного характера о нарушениях законности, предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, проведение комплекса ОРМ по выявлению и пресечению замышляемых, подготавливаемых преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Первоочередное внимание в рамках обеспечения собственной безопасности должно уделяться выявлению противоправной деятельности должностных лиц ОВД коррупционной направленности: установлению случаев вмешательства сотрудников в финансово-хозяйственную деятельность субъектов среднего и малого бизнеса. Необходим дифференцированный подход к изучению специфики условий злоупотреблений должностными полномочиями в различных службах ОВД, направленный на выявление и пресечение фактов получения сотрудниками незаконных денежных вознаграждений; случаев незаконных проверок сотрудниками ОУР, ОБЭП, УНП коммерческих структур в рамках необоснованно заведенных дел оперативного учета.

      Ключевое  значение должно отводиться осуществлению  жесткого контроля за служебной и внеслужебной деятельностью сотрудников: практике негласных проверок несения службы, проведению скрытых видеосъемок служебной деятельности, осуществлению ее теле- и радиоконтроля, проведению проверок содержимого служебных сейфов, сохранности изъятых вещественных доказательств, находящихся на ответственном хранении в ОВД, посещению мест проживания подчиненных для изучения их образа жизни, соответствия фактического материального благосостояния реальным доходам. Вместе с тем необходимо осуществлять работу по рассмотрению жалоб и обращений граждан на неправомерные действия сотрудников ОВД, поступающих через телефоны доверия, телевизионные горячие линии, путем проведения служебных проверок с выявлением причин и условий, способствующих совершению правонарушений, налаживать действие скоординированной системы обжалования деятельности должностных лиц ОВД, создавать процессуальный механизм, обеспечивающий порядок рассмотрения жалоб граждан. Важно анализировать структуру и характер правонарушений сотрудников, осуществлять прогнозирование динамики лиц, склонных к их совершению, обеспечивать ведение баз данных по правонарушениям с участием сотрудников, использовать их при проверке кандидатов по кадровым перемещениям. В целях повышения эффективности превентивной деятельности подразделений собственной безопасности необходима рестуктуризация их деятельности с выведением их из подведомственности ГУВД, УВД и подчинением непосредственно министру внутренних дел, наделением дополнительными полномочиями на проведение первичных процессуальных действий. Целесообразным также является осуществление корректировки критериев оценки деятельности УСБ, которые считаются отрицательными при росте нарушений законности в обслуживаемых подразделениях ОВД. 
 
 
 
 
 
 
 

      2.5. Полиграф как средство  профилактики правонарушений  в органах внутренних дел

      Использование полиграфа как средства профилактики правонарушений в органах внутренних дел закреплено на ведомственном уровне в приказе МВД от 7 марта 1998 г. № 170 дсп «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам», который разрешает использовать при психологическом обследовании кандидатов на службу в органы внутренних дел, расстановке сотрудников и проведении служебных расследований «полиграфные исследования» и вводит в практику периодическое психологическое обследование сотрудников органов внутренних дел с целью определения динамики их состояния, уровня конфликтности.

      Использование полиграфа основывается на теории регистрации психофизиологических реакций, возникающих в ответ на эмоциональные переживания.

      При желании скрыть ту или иную негативную информацию у человека формируется  эмоциональный стресс (эмоциональное  напряжение).

      На  основе развития эмоционального стресса, возникающего у лица, пытающегося скрыть негативную информацию, и активизируемых физиологических реакций в ходе проведения специальным образом построенного опроса  и построено применение полиграфа.

      Основным  концептуальным положением здесь является тот факт, что предъявление субъективно-значимого вопроса о скрываемой информации найдет свое отражение в сдвигах физиологических реакций обследуемого. Реакции будут тем выраженнее, чем  более значима для субъекта выясняемая информация и чем больше будут попытки скрыть эти реакции.

      При этом в основном регистрируется деятельность следующих параметров: работа сердца  и изменения  в  сосудистой  системе,  
состояние дыхательных органов и электрической активности кожи.

      В общем виде тесты, применяемые при  проведении специальных психофизиологических исследований (СПФИ), представляют собой комплекс специально сформулированных и расположенных в определенном порядке вопросов, в некоторых случаях могут использоваться отдельные слова (понятия), рисунки, графические изображения, планы, фотографии, вещи или предметы.

      СПФИ  с применением полиграфа проводятся с целью получению дополнительной (скрываемой) информации, имеющей значение для общей оценки обследуемого, и  представляют собой проводимую по специальным  методикам беседу с фиксацией психофизиологических реакций обследуемого на задаваемые вопросы.

      Основными причинами широкого применения скрининга (полиграфной проверки в целях  профилактики преступлений и правонарушений и подбора кадров) являются:

      1) возможность получения негативной информации о сотруднике или кандидате, которую невозможно получить при помощи традиционных приемов и способов;

      2) возможность получения интересующей  информации с минимальными временными, материальными и людскими затратами;

      3) предоставление кандидатами и сотрудниками более полной информации о себе, поскольку полиграф является мощнейшим фактором психологического давления.

      Основной  задачей СПФИ, осуществляемых с целью  профессионального отбора, является  получение  дополнительной информации по ел едущим направлениям:

    • проверка анкетных и автобиографических данных;
    • установление основных мотивов поступления на службу;
    • выявление  наличия вредных наклонностей (наркотизация, алкоголизация, склонность к садизму и т.д.);
    • выявление скрываемых контактов с преступной средой;
    • выявление фактов совершения антисоциальных поступков и различных преступлений.

      В ходе СПФИ используются полиграфные  устройства, которые не причиняют  вреда жизни и здоровью человека. На полиграфные устройства должно быть в установленном порядке получено разрешение Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации о возможности их использования.

      Информация, полученная в ходе СПФИ, имеет вероятностный  характер, ориентирующее, вспомогательное  значение и используется сотрудниками кадровых подразделений и приемных комиссий образовательных учреждений МВД России при решении вопроса о зачислении кандидата на службу, направлении на учебу или перемещении по службе.

      Однако  при всей вероятностной характеристике и ориентирующей направленности полиграф является действенным средством профилактики преступлений и правонарушений в ОВД, так как обладает огромным потенциалом психологического давления на сотрудников. Сотрудник, зная, что в обязательном порядке периодически будет проходить полиграфную проверку и с вероятностью 90-95% не сумеет скрыть значимую для проверки информацию, скорее всего, откажется от противоправных, преступных замыслов, а также от антисоциальных и (или) аморальных поступков. 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Таким образом, мы рассмотрели ряд предпосылок, непосредственно оказывающих влияние на рост уровня преступности сотрудников ОВД, связанных как с правовыми пробелами регламентации оперативной работы и уголовно-процессуальной деятельности, несовершенством нормативно-правовой базы по применению мер государственного принуждения и юридической ответственности, нечеткостью законодательных формулировок, регламентирующих процедуру ограничения прав и свобод граждан, так и с проблемами организационно-управленческого, социально-психологического, личностного характера. Затронули ряд вопросов профилактической деятельности, направленной на снижение уровня преступности в целом и количества преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, в частности. Рассмотрели полиграф как достаточно бурно развивающееся и признаваемое специалистами в качестве действенного и эффективного средства направление, применяемое как в кадровом отборе, так и в профилактике и раскрытии преступлений и иных должностных правонарушений.

Информация о работе Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в правоохранительных органах