Криминологическая характеристика рецидива

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение криминологической характеристики рецидивной преступности.
Для достижения поставленной цели объективно, с учетом степени научной разработки проблемы, необходимо решить следующие задачи:
- уяснить содержание понятия «рецидивная преступность»;
- исследовать личность рецидивистов;
- раскрыть причины и условия рецидивной преступности;
- разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование отечественного законодательства в сфере предупреждения рецидивной преступности.

Содержание

# Введение 3
# Понятие рецидивной преступности 6
# Характеристика личности рецидивиста 15
# Причины и условия рецидивной преступности 21
# Предупреждение рецидивной преступности 28
# Заключение 33
# Библиографический список 35
# Приложение

Работа содержит 1 файл

Крим характеристика рецидва.docx

— 73.88 Кб (Скачать)

     Одной из главных причин рецидивисткой  преступности среди подростков  также является  крайне недостаточное число институтов ресоциализации подростков, однажды преступивших закон и отбывавших наказание. более половины преступлений подростки совершают из-за банальной неустроенности и отсутствия постоянного источника доходов10.

     Немаловажную роль среди внешних криминогенных факторов, влияющих на рецидивную и профессиональную преступность, играют и недостатки в деятельности правоохранительных органов при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, назначении и исполнении наказания. Давно известно, что практически ни на одном из указанных направлений поставленные перед правоохранительными органами задачи в полной мере не решаются. Достаточно сказать, что ежегодно количество нераскрытых преступлений возрастает примерно на 20%. Насколько неэффективна пенитенциарная система, также хорошо известно, однако в системе наказаний приоритет имеет именно лишение свободы. Негативные последствия создает и изоляция осужденного от общества, что, в свою очередь, означает выключение его из условий обычной жизни, ослабление и даже разрушение социально полезных связей, привыкание к режиму и обстановке в местах лишения свободы и связанные с этим трудности социальной адаптации после освобождения, трудового, жилищного и бытового устройства.

      К сожалению, малоэффективен и социальный контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы. При этом недостаточно используются возможности административного надзора.

     На преступное поведение рецидивистов  оказывают влияние и другие  криминогенные факторы11:

  1. противоречия в распределительных отношениях, особенно наглядно

проявившиеся  в условиях рыночной экономики. В  современной России расслоение на богатых  и бедных приобрело гипертрофированные размеры. При фактическом отсутствии среднего класса существует незначительная часть очень богатых и огромная масса людей, находящихся либо на грани черты бедности, либо за этой гранью;

  1. ослабление нравственных и социальных институтов общества, падение

значимости  социальной роли семьи, снижение культуры, изменение взглядов на ценности морального характера, проповедь культа силы и денег;

  1. недооценка общественной опасности рецидивной преступности,

приведшая к отставанию форм и методов работы правоохранительных органов от качественных изменений этой преступности. Особенно тяжело отражается на борьбе с нею нарушение преемственности поколений сотрудников правоохранительных органов. Вместе с опытными сотрудниками уходили в прошлое знание уголовной среды, многие апробированные формы и методы борьбы с преступностью. В стране не создано качественной информационно-аналитической базы, позволяющей классифицировать и учитывать рецидивистов, оценивать соответствующую криминогенную обстановку;

  1. существование воровских традиций и обычаев.

В настоящее  время общепризнано, что профессиональная преступность сформировала собственную субкультуру, которая усиленно насаждается среди молодых людей в качестве примера для подражания. Между тем проведенными исследованиями доказано, что негативные традиции обладают чрезвычайной живучестью: раз возникнув, они имеют стойкую тенденцию к самовоспроизводству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV. Предупреждение рецидивной преступности

     Борьба с рецидивной преступностью  также многоаспектна, как и  ее причины. В этой борьбе  первостепенное значение имеет  общее оздоровление обстановки  в стране, успешное проведение  экономических реформ, улучшение  нравственно-психологического климата  и другие факторы, способные  благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию. Поскольку рецидивная преступность является социальным явлением, получающим уголовно-правовую оценку, т.е. она выражается в действиях, которые оцениваются уголовным законом как преступления, постольку очень важную роль в борьбе с такой преступностью играет законодательство, особенно связанное с назначением и исполнением наказания.

      Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности складывается из реализации комплекса мер общесоциального и специально-криминологического характера.

     Первое из этих направлений предполагает:

  1. совершенствование экономической, идеологической, организационно-

управленческой  сфер жизнедеятельности общества. Очевидно, что во всех этих сферах представители криминального мира зачастую действуют эффективнее, чем государственные органы. Особенно наглядно данное утверждение можно проиллюстрировать на примере идеологической сферы. Так, в настоящее время явно не без помощи криминала на страницах газет, на телевидении и на радио практически в неограниченном объеме пропагандируется образ жизни рецидивистов. Все это начинается с трансляций исполнения, казалось бы безобидных так называемых блатных песен, а заканчивается показом культовых фильмов о якобы благородных киллерах и о не менее благородных мошенниках, ловко обманывающих людей, которые в свою очередь уже до этого кого-то тоже обманули;

  1. разработку и внедрение комплексных программ, направленных на

борьбу  с рецидивной и профессиональной преступностью, на создание в этих целях  принципиально новых организационных  структур правоохранительных органов, на недопущение дублирования одних и тех же функций и мер их реализации, применяемых различными ведомствами в качестве профилактических, позволяющих накапливать и систематизировать опыт работы в указанном направлении всех государственных и общественных служб и институтов;

  1. изменение уголовной политики в сторону защиты в первую очередь

прав  потерпевших и связанное с  ним дальнейшее совершенствование  действующего законодательства, его  ужесточение, усиление уголовной ответственности  рецидивистов и преступников, доказавших многолетним криминальным стажем свое крайне негативное отношение к имеющимся в обществе правилам поведения.

     Что касается второго направления, то здесь речь прежде всего должна идти о более эффективной работе правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений, совершаемых рецидивистами.

      Предупредительные меры специального характера осуществляются в процессе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования и судебного разбирательства, исполнения наказаний, последующей работы с рецидивоопасным контингентом.

     Основной груз ответственности за эту работу несут органы внутренних дел, которые в целях предупреждения рецидивной преступности решают следующие основные задачи:

  1. выявление и устранение причин и условий, способствующих

совершению  преступлений лицами, ранее судимыми, в том числе осужденными за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

  1. обеспечение фактической неотвратимости наказания для преступников,

стимулирование  формирования у граждан представления  о «невыгодности» совершения преступлений;

  1. выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения

свободы и снятых с учета уголовно-исполнительных инспекций, совершивших ранее особо опасные преступления, а также осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

  1. осуществление контроля за своевременным прибытием,

документированием и регистрацией лиц, освобождаемых  из мест лишения

свободы;

  1. оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам,

отбывшим  наказание;

  1. своевременное установление и осуществление профилактического

контроля  за гражданами, подпадающими по признакам  судимостей под действие Положения  об административном за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Главной задачей данного Положения является не жесткий контроль над бывшими заключенными, а обеспечение трудовой занятости еще в местах лишения свободы.

     По словам Р.Нургалиева, «местные органы власти и бизнес-сообщества вполне могли бы обеспечить трудовую занятость заключенных, наладить производство и профтехобразование, тем самым решая важный вопрос рецидивной преступности. В этом случае у лиц, отбывающих наказание, появятся профессиональные навыки, заработок, а следовательно, и мотивация трудиться. На задний план уйдут так называемые уголовные традиции во взаимоотношениях осужденных - люди начнут выходить на свободу уже подготовленными к нормальной жизни»12;

  1. создание и использование банка данных о преступниках-рецидивистах.

     Особое значение в предупреждении рецидивной преступности имеет применение органами внутренних дел к лицам, совершающим рецидив преступления, мер индивидуальной профилактики: профилактических бесед, постановки на профилактический учет; установления наблюдения и контроля за их социальной реабилитацией; оказания им социальной помощи и т.д.

    Система предупреждения рецидивной преступности сегодня требует  программно-целевого подхода, который обеспечивает комплексный и согласованный характер всех социально-экономических, профилактических, уголовно-правовых и иных мер, направленных на снижение темпов ее роста. Эффективным средством реализации программно-целевого подхода является целевая комплексная программа, сущность которой заключается в разработке и осуществлении конкретных мер воздействия на рецидивную преступность на всех уровнях и этапах борьбы с нею13.

     Для предупреждения рецидивной  преступности важно устранить  антиобщественные установки у  лиц, совершивших или могущих  совершить рецидив преступлений. Важнейшей задачей всех социальных  институтов в обществе должно  стать формирование положительного (законопослушного) доминантного состояния  каждому поколению, вступающему  в жизнь. Борьбу с рецидивной преступностью можно усилить совершенствованием института множественности преступлений с целью максимальной индивидуализации наказания и правильной квалификации уголовных деяний.

      Среди мер по предупреждению  рецидивной преступности надо  выделить и меры по нейтрализации  и искоренению криминальных традиций  и обычаев, законов неформальных  объединений. 

      Целесообразно и создание  специальных  подразделений в органах  внутренних  дел, разработка новых форм  и методов выявления и пресечения  криминальной  деятельности, разработка  мер экономического  воздействия,  для создания условий, при которых будет невыгодно вести  преступный образ жизни. 

      В контексте рассматриваемой  проблемы важно отметить настоятельную  необходимость коренной реорганизации  всей уголовно-исполнительной системы,  которая превратилась в своеобразную  школу приобретения преступного  опыта.  Реорганизация  уголовно-исполнительной  системы в первую очередь должна  предусматривать меры по предотвращению  влияния  рецидивистов на впервые  осужденных, особенно на несовершеннолетних.

     Должен быть ужесточен контроль  за поведением лиц, освободившихся  из мест лишения свободы, поскольку  нередко они скрываются от  органов внутренних дел14.

     Таким образом, предупреждение рецидивной преступности должно осуществляться комплексно. Искусственное преувеличение важности одного направления перед другими неизбежно приведет к обратному от ожидаемого результату. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Рецидивная преступность является  составной частью всей преступности. 

     По мнению В.Н.Косарева,  рецидивная  преступность – это плата общества  за неэффективную социально-экономическую  уголовно-исполнительную политику, за пренебрежение и отчуждение  человеческой личности, ее прав, интересов и свобод, за низкий  уровень культуры, образованности  и воспитанности, за политику  попустительства нравственному  разложению людей, за принижение  проблемы преступности в обществе  и легкомысленный (поверхностный)  подход  к ее предупреждению.  И.И.Карпец справедливо писал  о том, что наказание выполняет  ограниченную  функцию защиты  общества от преступлений и  преступников, которые не являются  социально запущенными, но оно  не предотвращает ни рецидива, ни роста преступности.

Информация о работе Криминологическая характеристика рецидива