Криминологическая профилактика изнасилований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении личности современного насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, выделении новых криминологических черт личности современного насильственного преступника, разработке общих и индивидуальных мер предупреждения насильственной преступности.

Содержание

Введение
Глава 1. Криминологическая характеристика изнасилований
1.1Историяизнасилованияиполовых преступлений__________________5
1.2Криминалогическая характеристика преступника________________9
Глава 2.Криминологическая профилактика изнасилований
2.1Общая профилактика_________________________________________15
2.2Виктимологическая профилактика_____________________________20
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

криминология.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Криминологическая  характеристика изнасилований

       1.1Историяизнасилованияиполовых преступлений__________________5

       1.2Криминалогическая характеристика преступника________________9

Глава 2.Криминологическая  профилактика изнасилований

  2.1Общая профилактика_________________________________________15

  2.2Виктимологическая профилактика_____________________________20

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Половая свобода и половая неприкосновенность - естественные человеческие права, заключающиеся в возможности самостоятельного решения относительно полового партнера и форм удовлетворения половой страсти. Никто не вправе каким-либо образом навязать собственное решение этих вопросов. Пока человек не изъявил добровольно желания «разделить ложе», он считается неприкосновенным в половом отношении. Сказанное, однако, не относится к несовершеннолетним, которые в силу так называемой «возрастной невменяемости» не в состоянии самостоятельно взвесить социально-нравственную значимость собственного решения. Поэтому закон охраняет их права вне зависимости от их волеизъявления (речь в данном случае идет о лицах, не достигших 16 лет - ст. ст. 134, 135 УК).  
    Изнасилование - одно из наиболее опасных преступлений против личности и самое опасное посягательство на половую неприкосновенность и половую свободу личности из всех составов, предусмотренных главой 18 Особенной части Уголовного кодекса РФ. Оно относится к особо тяжким преступлениям.  
  Стремительное развитие за последние сто лет такой новой отрасли знаний, как сексология, привело к парадоксальной ситуации. С одной стороны, очевидны достижения в раскрытии интимных механизмов человеческой сексуальности, ее биологических основ и культурального своеобразия, патогенетических звеньев сексуальных расстройств и т. д. Все это привело к выделению новых ветвей сексологии и лишний раз доказало междисциплинарный характер самой этой науки. С другой стороны, усвоение полученных знаний смежными дисциплинами оказалось более затруднительным процессом, в связи с чем на сегодняшний день обнаруживается существенный разрыв между сексологией и ними. Особое место здесь занимают те сферы знаний, которые связаны с правом. Последнее часто по-прежнему воспроизводит традиционные, в том числе отжившие представления о сексуальном поведении, вновь и вновь предлагая двойные стандарты поведения для мужчин и женщин, видов сексуальной ориентации или достаточно архаичные нормы регуляции сексуальности, редко оглядываясь на возобладавшие научные подходы. Такое игнорирование, однако, затрудняет решение собственных задач, например, разработку более эффективных розыскных мероприятий, использование более действенных профилактических программ по снижению рецидивности сексуальной преступности и т. п. Конечно же, значительная часть ответственности за это лежит на специалистах-сексологах, недостаточно настойчиво внедряющих достижения своей науки в область правоприменения, однако фактом, подчеркивавшимся неоднократно, является сохранение резкой дистанции между сексологией и правом.

  Цели исследования состоят в изучении личности современного насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, выделении новых криминологических черт личности современного насильственного преступника, разработке общих и индивидуальных мер предупреждения насильственной преступности.  
 
Основные задачи исследования вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:

Историческое  появление изнасилования,

определение понятия личности современного насильственного  преступника и ее качественных характеристик (современных признаков-отличий);

определение основных мер предупреждения насильственной преступности и индивидуальных мер  воздействия на личность насильственного преступника и его жертвы.  
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Криминологическая характеристика изнасилований. 

    1. История изнасилования  и  половых преступлений.

  В древнем праве на изнасилование смотрели как на вид насилия над личностью вообще, и даже позднейшее римское право подводило его лишь под понятие vis (то есть просто физическое насилие, безотносительно к сексуальному характеру действий преступника), и не предусматривало его в известном Lex Julia de adulteriis, посвященном половым преступлениям (stuprum) вообще. Только в новом праве момент посягательства на целомудрие выдвигается на первый план, момент же насилия играет второстепенную роль.

   Во времена ветхозаветного права у евреев при изнасиловании женщина не каралось смертной казнью, если это было в поле и «отроковица обручённая кричала, но некому было спасти её», тогда побивали камнями только насильника. Если же не кричала, или это было в городе, где должны были кто-нибудь услышать крики, то это уже не изнасилование, а блуд, что наказывается смертью обоих. В городе в те времена едва ли могли не услышать, если кричала. Если же жертвой изнасилования являлась необрученная девица, то мужчина, сделавший это, должен был заплатить ее отцу 50 сиклей серебра и взять ее себе в жены, и не имел права на развод, ибо другой её уже едва ли взял бы опороченную. То есть в противном случае она оказалась бы на всю жизнь социально незащищённой.1

   В русском и иностранном законодательстве XIX—начала ХХ века важнейшим признаком изнасилования уже стало не насилие как таковое, а отсутствие согласия на половой акт со стороны потерпевшей. Изнасилование поэтому делилось на два вида: на совокупление без согласия женщины, но и без употребления насилия , и на совокупление против воли женщины, при помощи физического или нравственного насилия над нею.

  К первому виду было отнесено:

  1. растление малолетней (по уложению о наказаниях- не достигшей 14-летнего возраста, а в Закавказье— 13-летнего), без насилия, но с употреблением во зло её невинности и неведения;
  2. совокупление с женщиной, находящейся в таком состоянии, при котором она не могла защищаться, если это состояние не вызвано для цели совокупления самим виновным. К этому виду относили случаи совокупления с женщиной, находящейся в бессознательном состоянии, например, в состоянии сна, сильного опьянения, сумасшедшей, и т.п. Русское право не предусматривало таких случаев непосредственно, но судебная практика признавала их изнасилованием. Такой же взгляд был характерен для французской судебной практики. Германское уложение (§176, п. 2), голландское (ст. 2 43) и бельгийский Code pénal — предусматривали такие случаи специально, хотя и считали их менее тяжким видом изнасилования и определяли для них меньшее наказание;
  3. совокупление без насилия, но при помощи обмана. Многие законодательства предусматривали и этот случай отдельно. Русское Уложение о наказаниях и французский кодекс не предусматривали его, но в судебной практике они подводились под понятие изнасилования.

  Ко второму виду,— изнасилование в узком смысле,— относили случаи совершения полового акта с женщиной, над которой для этой цели были совершены насильственные действия, устранявшие её сопротивление.

  В старом праве семейное положение подвергшейся насилию женщины считалось существенным обстоятельством— за изнасилование замужней женщины наказывали строже.

   В некоторых законодательствах конкретизировалось и понятие насилия, наличность которого обусловливает квалификацию деяния в качестве изнасилования. Русское Уложение конца XIX века, по примеру французского кодекса, оставляло определение его судебной практике, что сохранилось и по сей день. В более ранних законодательствах указывались особые условия, наличие которых требовалось для предъявления обвинения в изнасиловании,— условия доказательственного, процессуального свойства. Так, например,Воинский устав Петра I(арт. 166) и толкование его требовали доказательств того, что жертва кричала и призывала на помощь, или чтобы насильственные действия оставили следы на теле изнасилованной и т.п. Как объясняет толкование арт. 166, эти условия необходимы для того, чтобы не дать «скверным женщинам, когда в своих скверностях иногда многие скверности учинять» обвинять людей в том, что «насильством чести своей лишены и насильствованы».

  Свод законов уголовных (ст. 789 по изн.1842г.) содержал постановление, что при суждении об изнасиловании уголовный суд должен считать изнасилование доказанным «не иначе, как:

  1. по точному удостоверению в действительности насилия;
  2. когда свидетели будут, что изнасилованная криком своим призывала на помощь посторонних;
  3. когда у ней или у обвиняемого, или у обоих окажутся кровавые знаки, синие пятна или изорванное платье;
  4. когда объявление о том будет подано сейчас или до истечения дня.»

   В уложение 1845г. это правило не включено, но осталось в процессуальных законах и только позже, при отмене формальной силы доказательств, утратило силу.

   По действующему на конец ХIX века Уложению за изнасилование виновный подвергался каторжным работам сроком от 4 до 8 лет (ст. 1525 Уложения о наказаниях); наказание усиливалось, если изнасилованная была замужем; если для совершения изнасилования она была обманом или силой уведена или увезена; если изнасилование сопровождалось побоями или истязаниями; если оно было совершено опекуном, попечителем, наставником, начальником или врачом, пользовавшим потерпевшую, или же служителем самой потерпевшей, или её родителей; если для изнасилования жертва приведена в беспамятство; если жизни потерпевшей угрожала опасность; если изнасилование было сопряжено с растлением (ст. 1526 и 1528).

  При формировании норм права в отношении изнасилования долгое время дискутировался вопрос, может ли в принципе взрослая, находящаяся в полной памяти и способная к сопротивлению женщина быть изнасилована одним мужчиной (то есть не является ли факт несопротивления жертвы косвенным добровольным согласием на половой акт). Многие старые судебные медики указывали на то, что если женщина даже осилена, то все же она малейшим движением тела, особенно таза, может воспрепятствовать совокуплению. В качестве возражения говорилось, что при обсуждении каждого конкретного случая необходимо принимать во внимание относительные силы потерпевшей и обвиняемого, а равно возможность, что даже и не очень слабая женщина после энергичного сопротивления может под конец выбиться из сил, и что, помимо насилия, боль, вызванная борьбой в связи с психическими влияниями, страхом, опасением за свою жизнь и т.п. могут сломить всякое дальнейшее сопротивление. После введения в право положений, по которым и угрозы, и использование зависимого положения женщины стали равнозначны физическому насилию, этот вопрос потерял актуальность.

  Возможность изнасилования женщины во время естественного её сна, так, чтобы она об этом не знала, решительно отвергалась русским правом, не признаётся она и сейчас. Хотя, несомненно, застигнуть врасплох и осилить спящую женщину несравненно легче, чем бодрствующую; то же можно сказать о женщине, приведенной в беспамятство через опьянение.

 Неоднократно пациентки, подвергшиеся действию хлороформа или иного наркоза, обвиняли (без каких-либо оснований) врачей в изнасиловании. В основе таких жалоб могут лежать иллюзиии галлюцинации, которые, возникая под влиянием наркоза, превращаются по пробуждении во вполне сознательные представления, порождающие в обвинительнице полную уверенность в том, что над ней действительно было совершено насилие.

 Возможность зачатия в результате изнасилования долгое время не признавалась.

  Изнасилование в браке стало считаться преступлением сравнительно недавно, по мере развития феминизма. Традиционное европейское право рассматривало брак как неотзываемое согласие на секс.

  В истории войн с древнейших времен и до наших дней засвидетельствованы многочисленные случаи массового насилия в отношении женщин побеждённых со стороны воинов-победителей или просто оккупантов. В отличие от мужчин, которым в случае гибели или увечья на войне ставились памятники и назначались пенсии ещё со времён Римской империи, жертвы и страдания женщин стали предметом внимания лишь в конце ХХ века.2 В этой связи Совет безопасности ООН классифицирует изнасилование как средство ведения военных действий.3

 В большинстве современных законодательствах изнасилование признается одним из тяжких или особо тяжких видов преступлений.

     Тяжесть санкций данных составов ставились в зависимость и от возраста потерпевшего, и от его согласия на совершаемое «любодеяния», и от сопряженности «любодеяния» с обольщением девицы в возрасте от четырнадцати лет до двадцати одного года, и от многого другого. Ясно, что такая позиция законодателя диктовалась его стремлением обеспечить повышенную защищенность детей и несовершеннолетних, причем обоего пола от посягательств, совершаемых на сексуальной почве, и применительно к существовавшему тогда уровню развития законодательной техники была вполне обоснованной.

Информация о работе Криминологическая профилактика изнасилований